Вторичные резервы
Привлеченные средства.
Ценные бумаги частных компаний
Здания и сооружения
Ссуды
Рисунок 1 Общий метод размещения средств
Метод распределения активов, или конверсии средств
Большинство банков использует метод распределения активов, или конверсии средств, который основан на том, что размер необходимых банку ликвидных средств зависит от источников привлечения фондов по срокам. С помощью этого метода делается попытка разграничить источники средств в соответствии с нормами обязательных резервов и скоростью их обращения (оборачиваемостью). Например, вклады до востребования требуют более высокой нормы обязательных резервов по сравнению со сберегательными и срочными вкладами. При этом скорость их оборачиваемости также выше, чем у других видов вкладов. Поэтому деньги по вкладам до востребования должны помещаться преимущественно в первичные и вторичные резервы и меньше — в инвестиции, т.е. частные ценные бумаги.
Таким образом, метод распределения активов создает внутри самого банка несколько «центров ликвидности — прибыльности», которые используются для размещения средств, привлекаемых банком из разных источников. Такие центры в мировой банковской практике обозначаются как «банки внутри банка», поскольку размещение средств из каждого центра осуществляется независимо от размещения средств из других центров, т.е. как бы существуют банк вкладов до востребования, банк сберегательных вкладов, банк срочных вкладов, банк основного капитала.
Основные преимущества данного метода заключаются в том, что, во-первых, наблюдается координация сроков между вкладами и их вложениями в активы, а во-вторых, уменьшаются ликвидные активы и увеличиваются дополнительные вложения в ссуды и инвестиции (частные ценные бумаги), что ведет к повышению нормы прибыли. Метод позволяет устранить избыток ликвидных активов, которые противостоят сберегательным и срочным вкладам, а также основному капиталу.
Поскольку метод распределения вкладов базируется на скорости их обращения, он позволяет осуществлять координацию между сроками вкладов и вложениями в активные операции, что отражено на рисунке 2.
Однако и этот метод, как признано мировой банковской практикой, обладает рядом недостатков. Во-первых, отсутствует тесная связь между отдельными группами вкладов и общей суммой вкладов. Во-вторых, существует независимость источников средств от путей их использования, так как одни и те же клиенты вкладывают и занимают у банка, если банки к этому стремятся.
При использовании этого метода банки опираются на средний, а не на предельный уровень ликвидности. Имеются и общие недостатки двух рассмотренных методов: оба метода, как правило, акцентируют внимание на ликвидность обязательных резервов и возможное изъятие вкладов, уделяя меньше внимания необходимости удовлетворить заявки клиентов на кредит. Но в условиях экономического подъема растут и вклады, и кредиты, и потому банку требуется немного ликвидных средств. Кроме того, спрос на кредит может опережать рост вкладов. В условиях же спада рост депозитов является более высоким. Другим недостатком является то, что оба метода базируются на среднем. а не предельном уровне ликвидности.
Источники средств Размещение средств
Вклады до востребования. Первичные резервы.
Сберегательные вклады. Вторичные резервы. Срочные вклады. Ссуды Ценные бумаги. Здания и оборудование.
Уставный капитал. Резервы.
Рисунок 2 Метод конверсии средств
Научный метод управления активами
В мироном банковской практике используют также научный метод управления активами, основу которого составляет исследование целевой функции.
Так, банк рассчитывает свои вложения по следующей формуле:
Р (n) = 0,04х1 + 0,05х2 + 0,06х3 + 0,07х4 + 0,12х5 +0,13х6,
Р прибыль;
Х 1-6, -ё суммы инвестирования;
4, 5, 6, 7, 12, 13 — проценты соответственно по государственным краткосрочным облигациям, государственным долгосрочным облигациям, первоклассным коммерческим ссудам, срочным ссудам, потребительскому кредиту, ипотечному кредиту.
Цель данного метода — максимизация прибыли. Научный метод исходит из того, что при любом уровне риска, который не связан с требованием ликвидности и не имеет каких-либо ограничений для инвестирования, банк делает вложения исходя из высших процентных ставок (в данном случае это 12 и 13%).
Однако банк имеет и других клиентов, а также должен соблюдать нормы регулирования со стороны центрального банка и исходить из соображений осторожности, так как рынок может преподнести любые сюрпризы.
В связи с этим банк не будет вкладывать все средства в сферу, где процент наиболее высокий, а произведет вложения достаточно равномерно, поместив значительную часть своих ресурсов в те сферы, где существуют более высокие проценты. Таким образом, он получит достаточную прибыль и сохранит ликвидность на должном уровне.
Все три метода управления активами в настоящее время широко используются в мировой банковской практике в зависимости от обстоятельств и положения того или иного банка на рынке. Наиболее эффективным можно считать метод управления активами на основе целевой функции.
- 1.Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента
- 2 Организационная структура банка. Принципы организации банка.
- 5Управление активами
- Вторичные резервы
- 6 Управление пассивами банка
- 7 Управление собственными средствами банка.
- 8 Управление прибыльностью банка.
- 9 Содержание и значение банковских рисков
- 10 Управление кредитным и процентным рисками.
- 11 Управление валютным риском. Зоны риска.
- 12 Управление банковским персоналом.
- 13 Сущность менеджмента партнерских отношений. Уровни отношений банка с клиентами.
- 14 Факторы, определяющие эффективность делового взаимодействия.
- 15 Коммуникативные техники в деловом взаимодействии.
- 16 Управление конфликтами в банке.
- 17 Особенности маркетинга в банковской сфере.
- Особенности банковского продукта. Методы маркетинговой деятельности банка.
- 19 Имидж и авторитет банка.
- 20 Психологические факторы коммерческого успеха.