6 Управление пассивами банка
Управление пассивными операциями — еще одно важное звено в системе управления банковскими операциями и банковского менеджмента. Как правило, в коммерческих банках управлению подлежат вклады до востребования, срочные вклады, сберегательные вклады, сберегательные сертификаты, срочные депозитные сертификаты, краткосрочные сертификаты денежного рынка и др.
Таким образом, в настоящее время в банковской практике существует достаточно большое разнообразие вкладов и депозитов. Главная задача любого банка — расширить клиентуру и за счет этого увеличить депозитные операции банка.
В мировой банковской практике разработаны методы управления пассивными операциями, применение которых предусматривает:
•удобное местонахождение, наличие хорошего помещения и квалифицированного персонала (помещение банка должно быть чистым, уютным, удобным и привлекать клиентов, персонал должен быть вежливым, обходительным и эффективно выполнять свои функции);
• учет банком общеэкономической ситуации в стране и мировой конъюнктуры при планировании пассивных операций;
• эффективная территориальная структура филиалов;
• возможность оказания дополнительных небанковских услуг (в западных странах, это, например, наличие хорошей автостоянки).
При развитии пассивных операций учитывается фактор преимущества «старых» опытных банков, которые давно работают на рынке и привлекают средства последовательных поколений вкладчиков (родители — дети — их дети и т.д.).
При развитии и расширении пассивных операций банк должен:
1) строить политику достаточно гибко и поддерживать свою устойчивость; при этом он может использовать фонды центрального банка, получить займы от других банков и кредитно - финансовых учреждений на внутреннем рынке или мировом рынке ссудного капитала (в основном на рынке евровалют);
2) постоянно развивать маркетинг, продвигая на рынок новые банковские продукты и услуги, а также эффективно использовать рекламу в средствах массовой информации.
В связи с понятием управления пассивами банка существуют понятия депозитной экспансии и сокращения вкладов. Обычно объем вкладов в системе коммерческих банков зависит преимущественно от суммы кредитов, предоставленных банками в виде ссуд и инвестиций.
Если бы банки не осуществляли ссудных и инвестиционных операций, то объем их депозитов был бы равен сумме наличных денег, внесенных вкладчиками. Таким образом, банки обладали бы абсолютной ликвидностью, а их доходы складывались исключительно из комиссионных вознаграждений, взимаемых с клиентов за различные услуги. Но банки не могут ограничить этим свою деятельность, так как стремятся получить прибыль.
Банк может ссудить или инвестировать сумму, равную резервам или избыточным резервам. Под избыточными резервами понимают сумму средств, превышающих предусмотренные законом резервы, и любые другие средства, которые банки сочтут необходимым использовать для поддержания ликвидности и обеспечения обязательств. Так, если сумма депозитов в банке составляет 1 млн. долл., а резервы для обеспечения (по закону и соображениям ликвидности) — 250 тыс. долл., то излишек в 750 тыс. банк может отдать взаймы. Если эта сумма передается другому банку, тот делает то же самое и т.д. Однако депозитная экспансия может продолжаться лишь при условии сотрудничества всех банков и готовности центрального банка поддержать ее, предоставляя дополнительные резервы.
Для увеличения притока депозитных вкладов и усиления конкурентоспособности на межбанковском рынке многие банки стремятся устанавливать высокие процентные ставки по депозитным вкладам. Это оправдано, если критические, пассивные процентные станки ниже процентных ставок по активным операциям на величину запланированной банковской маржи.
Кроме того, для получения положительной банковской маржи в пределах плановых величин эти ставки не должны превышать максимальную нормативную величину, которая для каждого отдельного банка является критической и имеет свой конкретный размер. Этот размер может быть определен на основе показателей чистой процентной маржи (ЧПМ) как отношение разности между полученными процентами (ПП) и уплаченными процентами (УП) к работающим активам (РА):
ЧПМ=(ПП-УП)/ РА
Другой показатель — показатель спрэда — учитывает не только эффективность использования работающих активов, но и эффективность использования привлеченных средств. Показатель спрэда (ПС) определяется как разность отношений между полученными процентами (ПП) к работающим активам (РА) и уплаченным процентам (УП) к размеру привлеченных средств (ПС):
ПС = (ПП/РА) - (УП/ ПС).
Коэффициент чистой процентной маржи как по активам так и по пассивам, определяет способность менеджеров банка управлять эффективностью использования активов и пассивов.
Коэффициент спрэда еще более детально анализирует соотношения между доходностью используемых активов и затратностью (стоимостью) привлеченных средств. В любом случае все рассматриваемые показатели в динамике должны быть положительными и темпы роста доходности должны опережать темпы роста затратности, в противном случае банк может получить убытки. Коэффициенты спрэда рассчитываются раздельно путем сравнения доходности по активным и затратности по пассивным операциям, они определяются за ряд одинаковых периодов (месяцев, кварталов или лет).
Падение деловой активности, усиление межбанковской конкуренции ведет, как правило, к уменьшению рассматриваемых показателей. При нормальных условиях работы банка менеджеры определяют их нормативные уровни, которые используются при планировании прибыли банка.
С позиций интенсивно-экстенсивного роста банка возможны следующие варианты;
1) интенсивный рост, когда увеличение дохода и прибыли банка достигается в основном у,\ счет увеличения нормы прибыльности или рентабельности каждой единицы размещаемых депозитных ресурсов. При этом общая масса депозитных ресурсов, как правило, не изменяется или же изменяется незначительно;
2) экстенсивный рост, когда в основном увеличивается масса депозитных средств, например, при увеличении клиентской базы вкладчиков, а норма прибыли на единицу депозита остается неизменной или же изменяется незначительно;
3)интегрированный вариант роста, когда существенно меняются как качественный показатель — норма прибыльности на единицу депозита, так и количественный показатель — масса депозитных ресурсов.
Рассмотренные варианты имеют достоинства и недостатки.
При первом варианте высокая масса прибыли обеспечивается за счет высокой рентабельности, что требует квалифицированного управления депозитными средствами менеджерами банка.
При втором варианте наблюдается более низкий финансовый риск, так как банк ориентируется на уже сложившиеся среднерыночные ставки на межбанковском депозитном рынке. Здесь требуется работа по привлечению вкладов как юридических, так и физических лиц, например, проведение рекламной компании, открытие новых филиалов. Эта стратегия отличается более низким финансовым риском и более высоким, надежным и стабильным положением банка.
При третьем варианте необходимы самые высокие затраты по анализу и планированию ресурсов, по привлечению новой клиентуры и т. д., которые только тогда оправданы, когда могут быть перекрыты сверприбылью банка.
- 1.Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента
- 2 Организационная структура банка. Принципы организации банка.
- 5Управление активами
- Вторичные резервы
- 6 Управление пассивами банка
- 7 Управление собственными средствами банка.
- 8 Управление прибыльностью банка.
- 9 Содержание и значение банковских рисков
- 10 Управление кредитным и процентным рисками.
- 11 Управление валютным риском. Зоны риска.
- 12 Управление банковским персоналом.
- 13 Сущность менеджмента партнерских отношений. Уровни отношений банка с клиентами.
- 14 Факторы, определяющие эффективность делового взаимодействия.
- 15 Коммуникативные техники в деловом взаимодействии.
- 16 Управление конфликтами в банке.
- 17 Особенности маркетинга в банковской сфере.
- Особенности банковского продукта. Методы маркетинговой деятельности банка.
- 19 Имидж и авторитет банка.
- 20 Психологические факторы коммерческого успеха.