logo
Банковский менеджмент ГЭК

6 Управление пассивами банка

Управление пассивными операциями еще одно важное звено в системе управления банковскими операциями и банковского ме­неджмента. Как правило, в коммерческих банках управлению подлежат вклады до востребования, срочные вклады, сберегатель­ные вклады, сберегательные сертификаты, срочные депозитные сертификаты, краткосрочные сертификаты денежного рынка и др.

Таким образом, в настоящее время в банковской практике сущест­вует достаточно большое разнообразие вкладов и депозитов. Глав­ная задача любого банка — расширить клиентуру и за счет этого увеличить депозитные операции банка.

В мировой банковской практике разработаны методы управления пассивными операциями, применение которых предусматривает:

•удобное местонахождение, наличие хорошего помещения и квалифицированного персонала (помещение банка должно быть чистым, уютным, удобным и привлекать клиентов, пер­сонал должен быть вежливым, обходительным и эффективно выполнять свои функции);

• учет банком общеэкономической ситуации в стране и миро­вой конъюнктуры при планировании пассивных операций;

• эффективная территориальная структура филиалов;

• возможность оказания дополнительных небанковских услуг (в западных странах, это, например, наличие хорошей авто­стоянки).

При развитии пассивных операций учитывается фактор пре­имущества «старых» опытных банков, которые давно работают на рынке и привлекают средства последовательных поколений вклад­чиков (родители — дети — их дети и т.д.).

При развитии и расширении пассивных операций банк должен:

1) строить политику достаточно гибко и поддерживать свою ус­тойчивость; при этом он может использовать фонды центрального банка, получить займы от других банков и кредитно - финансовых учреждений на внутреннем рынке или мировом рынке ссудного капитала (в основном на рынке евровалют);

2) постоянно развивать маркетинг, продвигая на рынок новые банковские продукты и услуги, а также эффективно использовать рекламу в средствах массовой информации.

В связи с понятием управления пассивами банка существуют понятия депозитной экспансии и сокращения вкладов. Обычно объ­ем вкладов в системе коммерческих банков зависит преимущест­венно от суммы кредитов, предоставленных банками в виде ссуд и инвестиций.

Если бы банки не осуществляли ссудных и инвестиционных операций, то объем их депозитов был бы равен сумме наличных денег, внесенных вкладчиками. Таким образом, банки обладали бы абсолютной ликвидностью, а их доходы складывались исключи­тельно из комиссионных вознаграждений, взимаемых с клиентов за различные услуги. Но банки не могут ограничить этим свою дея­тельность, так как стремятся получить прибыль.

Банк может ссудить или инвестировать сумму, равную резервам или избыточным резервам. Под избыточными резервами понимают сумму средств, превышающих предусмотренные законом резервы, и любые другие средства, которые банки сочтут необходимым использо­вать для поддержания ликвидности и обеспечения обязательств. Так, если сумма депозитов в банке составляет 1 млн. долл., а резервы для обеспечения (по закону и соображениям ликвидности) — 250 тыс. долл., то излишек в 750 тыс. банк может отдать взаймы. Если эта сум­ма передается другому банку, тот делает то же самое и т.д. Однако де­позитная экспансия может продолжаться лишь при условии сотруд­ничества всех банков и готовности центрального банка поддержать ее, предоставляя дополнительные резервы.

Для увеличения притока депозитных вкладов и усиления кон­курентоспособности на межбанковском рынке многие банки стре­мятся устанавливать высокие процентные ставки по депозитным вкладам. Это оправдано, если критические, пассивные процентные станки ниже процентных ставок по активным операциям на величи­ну запланированной банковской маржи.

Кроме того, для получения положительной банковской маржи в пределах плановых величин эти ставки не должны превышать максимальную нормативную вели­чину, которая для каждого отдельного банка является критической и имеет свой конкретный размер. Этот размер может быть определен на основе показателей чистой процентной маржи (ЧПМ) как отноше­ние разности между полученными процентами (ПП) и уплаченными процентами (УП) к работающим активам (РА):

ЧПМ=(ПП-УП)/ РА

Другой показатель — показатель спрэда — учитывает не только эффективность использования работающих активов, но и эффек­тивность использования привлеченных средств. Показатель спрэда (ПС) определяется как разность отношений между полученными процентами (ПП) к работающим активам (РА) и уплаченным процентам (УП) к размеру привлеченных средств (ПС):

ПС = (ПП/РА) - (УП/ ПС).

Коэффициент чистой процентной маржи как по активам так и по пассивам, определяет способность менеджеров банка управлять эффективностью использования активов и пассивов.

Коэффициент спрэда еще более детально анализирует соотношения между доходностью используемых активов и затратностью (стоимостью) при­влеченных средств. В любом случае все рассматриваемые показатели в динамике должны быть положительными и темпы роста доходно­сти должны опережать темпы роста затратности, в противном случае банк может получить убытки. Коэффициенты спрэда рассчитывают­ся раздельно путем сравнения доходности по активным и затратно­сти по пассивным операциям, они определяются за ряд одинаковых периодов (месяцев, кварталов или лет).

Падение деловой активности, усиление межбанковской конкуренции ведет, как правило, к умень­шению рассматриваемых показателей. При нормальных условиях работы банка менеджеры определяют их нормативные уровни, кото­рые используются при планировании прибыли банка.

С позиций интенсивно-экстенсивного роста банка возможны сле­дующие варианты;

1) интенсивный рост, когда увеличение дохода и прибыли банка достигается в основном у,\ счет увеличения нормы прибыль­ности или рентабельности каждой единицы размещаемых депозитных ресурсов. При этом общая масса депозитных ре­сурсов, как правило, не изменяется или же изменяется незна­чительно;

2) экстенсивный рост, когда в основном увеличивается масса депозитных средств, например, при увеличении клиентской базы вкладчиков, а норма прибыли на единицу депозита оста­ется неизменной или же изменяется незначительно;

3)интегрированный вариант роста, когда существенно меняются как качественный показатель — норма прибыльности на еди­ницу депозита, так и количественный показатель — масса де­позитных ресурсов.

Рассмотренные варианты имеют достоинства и недостат­ки.

При первом варианте высокая масса прибыли обеспечивается за счет высокой рентабельности, что требует квалифицированно­го управления депозитными средствами менеджерами банка.

При втором варианте наблюдается более низкий финансовый риск, так как банк ориентируется на уже сложившиеся среднерыночные став­ки на межбанковском депозитном рынке. Здесь требуется работа по привлечению вкладов как юридических, так и физических лиц, например, проведение рекламной компании, открытие новых фили­алов. Эта стратегия отличается более низким финансовым риском и более высоким, надежным и стабильным положением банка.

При третьем варианте необходимы самые высокие затраты по анализу и планированию ресурсов, по привлечению новой клиентуры и т. д., которые только тогда оправданы, когда могут быть перекрыты сверприбылью банка.