12 Управление банковским персоналом.
В практике работы банков важное значение имеет персональный менеджмент, под которым понимается комплексная система управления персоналом, ориентированная на решение следующих стратегических задач:
• оперативное и полное удовлетворение потребностей банка в персонале в соответствии с необходимой специализацией и квалификацией;
• формирование и поддержание условий для наиболее эффективного исполнения персоналом возложенных на него должностных обязанностей;
• обеспечение необходимого уровня взаимодействия системы с другими направлениями банковского менеджмента.
Система управления персоналом банка состоит из трех взаимосвязанных блоков
1. Стратегия управления – концепция формирования и перспективного развития системы персонального менеджмента.
2. Операционные подсистемы – отдельные элементы комплексной системы управления, направленные на решение конкретной задачи.
3. Обеспечение системы – нормативно-методическое, информационное и т.п.
Банковский специалист трудится в составе организации, являющейся постоянной группой людей, деятельность которой направляется и координируется для достижения общей цели. Внутри организации существует как горизонтальное, так и вертикальное разделение труда. Именно разделение труда внутри организации позволяет использовать преимущества специализации работников на отдельных участках.
Как организация в целом, так и ее отдельные службы могут быть названы трудовым коллективом. Однако если численность такого коллектива достаточно велика (более 25-30 человек), тогда связи между членами коллектива становятся формальными. Необходимость создания доброжелательной трудовой атмосферы в коллективе требует от руководителя знания основ психологического менеджмента, а также умения учитывать и распределять социальные роли между членами коллектива.
Формальное лидерство должно быть подкреплено знанием дела, высокой трудоспособностью, устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, короче говоря, неформальным лидерством. Необходимо помнить о том, что человек работает успешнее в малых группах численностью до 5 человек, в которых достаточно тесны эмоциональные и интеллектуальные связи.
Работники должны знать, что руководитель постоянно и объективно оценивает результаты их труда, поощряет (либо налагает взыскание) в соответствии с проделанной работой, а не личными симпатиями.
Руководитель должен учитывать и совмещать как интересы организации в целом, так и интересы конкретного работника. Примером такого совмещения может служить продвижение по службе инициативного, компетентного работника для заполнения вакантной управленческой должности. Данное продвижение работник будет расценивать как поощрение.
Основными принципами руководства персоналом являются: возложение ответственности на каждого работника за его работу; каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания.
В современных условиях претерпела существенные изменения и мотивация руководства персоналом: преобладающее значение имеют социально-психологические и экономические методы управления над административными.
Важно отметить, что не все работники испытывают высокую потребность в достижениях. Для многих работников, но отнюдь не для всех, уже само по себе создание рабочих мест с более сложными задачами и большей ответственностью имеет положительный мотивационный эффект.
Для мотивации нет какого-то одного наилучшего способа. Взаимозависимость работ, недостаток информации о результатах работы отдельных людей, перемены в служебных обязанностях – все это усугубляет сложность мотивации.
Американский ученый Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в которой все потребности людей разделены на 5 основных групп:
1. Физиологические потребности, удовлетворение которых является необходимым для выживания.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.
3. Социальные потребности, включая чувства социального взаимодействия, привязанности и т.д.
4. Потребности в уважении со стороны окружающих, в признании заслуг.
5. Потребности в самовыражении, в реализации своих возможностей как личности.
Потребности нижних уровней, например, физиологические, требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
При этом необходимо помнить, что данная теория, как и любая другая теория, носит обобщающий характер. На практике далеко не у всех людей существует предложенная Маслоу иерархия потребностей. Соотношение потребностей зависит от структуры личности, особенностей ее воспитания и многих других факторов. Существует, например, немало людей, у которых потребность в самореализации доминирует, несмотря на слабую удовлетворенность физиологических потребностей и потребностей в безопасности. Кроме того, у большинства людей в той или иной степени могут быть одновременно выражены несколько групп потребностей, определить же ведущую из них достаточно сложно. Руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности.
Проблемой для многих банков является не только мотивация труда, но и переподготовка служащих. Переход к новым банковским технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его. Проблема заключается в том, чтобы найти механизм постоянного повышения квалификации работников в процессе перехода от одного набора требуемых знаний и навыков к другому.
- 1.Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента
- 2 Организационная структура банка. Принципы организации банка.
- 5Управление активами
- Вторичные резервы
- 6 Управление пассивами банка
- 7 Управление собственными средствами банка.
- 8 Управление прибыльностью банка.
- 9 Содержание и значение банковских рисков
- 10 Управление кредитным и процентным рисками.
- 11 Управление валютным риском. Зоны риска.
- 12 Управление банковским персоналом.
- 13 Сущность менеджмента партнерских отношений. Уровни отношений банка с клиентами.
- 14 Факторы, определяющие эффективность делового взаимодействия.
- 15 Коммуникативные техники в деловом взаимодействии.
- 16 Управление конфликтами в банке.
- 17 Особенности маркетинга в банковской сфере.
- Особенности банковского продукта. Методы маркетинговой деятельности банка.
- 19 Имидж и авторитет банка.
- 20 Психологические факторы коммерческого успеха.