logo
Раздел 2

8.3. Коммерческие ценные бумаги

Коммерческие ценные бумаги представляют собой краткосрочные обязательства выплатить определенную сумму денег в установленный срок взамен полученной суммы, т.е. по существу это краткосрочные, не обеспеченные конкретным имуществом облигации, выпускаемые финансовыми или другими фирмами. В США такие бумаги выпуска­ются на срок не более 2-70 дней, так как бумаги с большим сроком действия должны быть зарегистрированы в Комиссии по ценным бу­магам и биржам.

Одна из причин выпуска таких бумаг состоит в том, что во многих случаях легче и дешевле удовлетворить финансовые потребности в краткосрочных средствах путем выпуска ценных бумаг, чем за счет привлечения средств коммерческих банков.

Надежность коммерческих ценных бумаг зависит от кредитного рейтинга выпускающих их компаний, но в любом случае она ниже, чем у государственных и муниципальных облигаций. Однако для ин­весторов коммерческие бумаги оказываются привлекательными, так как имеют более высокую доходность по сравнению с государствен­ными и муниципальными облигациями. Кроме того, срок действия коммерческих бумаг может быть точно согласован с требованиями ин­вестора, в то время как государственные и муниципальные облига­ции имеют строго фиксированный срок действия, что менее удобно для кредитора.

Большинство коммерческих бумаг не имеют широкого вторично­го рынка, так что их ликвидность ограничена, а риск потерять сред­ства достаточно высок. Однако многие заемщики заключают с креди­торами соглашение об обратном выкупе бумаги, если покупатель вынужден будет продать ее до окончания срока действия.

Рынок коммерческих бумаг обычно является оптовым рынком. В США «нормальным» лотом считается 1 млн. долл., хотя сами бума­ги часто выпускаются в более мелких номинациях. Большинство ком­мерческих бумаг покупается нефинансовыми фирмами, поэтому вы­пуск коммерческих бумаг выступает как метод финансирования одних единиц бизнеса другими, минуя банковскую систему.