logo
Раздел 2

6.2.1. Государственные краткосрочные облигации

Государственные краткосрочные облигации (обязательства) широко используются многими странами для финансирования краткосрочных потребностей государства и занимают важное место на денежном рын­ке. Эти облигации широко используются как коммерческими банка­ми в качестве инструмента урегулирования их потребностей в лик­видных средствах, так и различными финансовыми и нефинансовыми фирмами для формирования портфеля ценных бумаг.

Государственные краткосрочные облигации являются дисконтны­ми инструментами, т.е. доход инвестора образуется за счет разницы между ценой погашения облигации (номиналом) и покупной ценой, которая ниже номинала. Например, инвестор покупает облигацию со сроком действия один год по цене 950 долл., а получает при погаше­нии 1 000 долл. Сумма 50 долл. будет являться доходом на инвести­цию. Поскольку деньги предоставляются в долг; то этот доход часто называют процентным доходом или просто процентами. Только следу­ет помнить, что в данном случае проценты, или процентный доход, — это абсолютная величина, выраженная в денежных единицах.

Государственные краткосрочные облигации — наиболее надежные инструменты рынка ценных бумаг. Они имеют обширный вторичный рынок и являются высоколиквидными ценными бумагами.

Российский опыт выпуска государственных краткосрочных обли­гаций пока еще не очень продолжителен. 8 февраля 1993 г. вышло По­становление Правительства Российской Федерации № 107 «О выпус­ке государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (ГКО). Согласно постановлению на весь выпуск оформляется глобальный сертификат. На руки владельцам облигации не выдаются, а учет вла­дельцев облигаций осуществляется на основании записей по счетам «депо» в учреждениях Центробанка или уполномоченных Банком Рос­сии организациях. 18 мая 1993 г. на Московской межбанковской ва­лютной бирже (ММВБ) прошел первый аукцион по продаже ГКО. С 1993 по 2004 г. было осуществлено более 170 выпусков ГКО.

Постановлением Правительства РФ № 790 от 16 октября 2000 г. усло­вия функционирования рынка ГКО были несколько изменены по срав­нению с первоначальными требованиями. Эмитентом ГКО от имени РФ выступает Минфин. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступает Центробанк, но решение о выпуске принимается теперь без согласования с Центробанком (в отличие от первоначальных усло­вий). Кроме того, если в постановлении от 1993 г. отмечалось, что Цент­робанк гарантирует своевременность погашения ГКО, то в новом поста­новлении это условие отсутствует. Срок обращения ГКО не может превышать 1 года. Облигации могут приобретаться российскими и ино­странными физическими и юридическими лицами,

Если в постановлении от 1993 г. отмечалось, что сведения об оче­редном выпуске ГКО должны быть объявлены не позднее, чем за 7 дней до начала размещения и что выпуск признается состоявшимся при размещении не менее 20 % от номинального объема, то в поста­новлении 2000 г. эти условия не оговариваются.

Помимо ГКО, Правительством Российской Федерации были вы­пущены некоторые специфические краткосрочные ценные бумаги, по существу, не имеющие аналогов в мировой практике. Так, в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ № 321 от 14 апреля 1994 г. Министерством финансов был осуществлен выпуск казначейских век­селей 1994 г. на общую сумму 1,1 трлн. руб. Этими векселями погаша­лась государственная задолженность предприятиям. (Предполагалось погасить векселями 10 % государственного долга.) Вместо 10 млн. руб. предприятию выдавался вексель на сумму 14 млн. руб. с условием по­гашения его через год. Иными словами, доходность векселя состав­ляла 40 % годовых, в то время как процентные ставки по банковским кредитам в 1994—1995 гг. доходили до 200 % годовых.

Казначейские векселя выпускались сериями: все векселя в серии имели единую дату выпуска и погашения. Векселя передавались на хранение в Центральный банк России без выдачи на руки владель­цам. Владельцами векселей могли быть только юридические лица — резиденты Российской Федерации.

Казначейские векселя не получили широкого распространения, и уже 9 августа 1994 г. вышло Постановление Правительства Российс­кой Федерации № 906 «О выпуске казначейских обязательств».

Согласно условиям выпуска Казначейских обязательств (КО), их эмитентом являлось Министерство финансов Российской Федерации. Обязательства выпускались и обращались в бездокументарной форме в виде записей на счетах уполномоченных депозитариев.

Владелец КО мог осуществлять с ними следующие операции:

Обмен казначейского обязательства на налоговое освобождение осу­ществлялся по текущему курсу КО, который рассчитывался по формуле:

,

где Тк текущий курс КО;

Nноминал КО;

tсрок (в днях) с момента выпуска, но не более срока обращения КО;

Рставка процентного дохода по КО.

Пожалуй, наиболее существенной особенностью казначейских обя­зательств являлось то, что их обращение в подавляющем большин­стве осуществлялось в ограниченной форме. Первыми держателями КО являлись министерства и ведомства, круг которых определялся решением Правительства Российской Федерации. Первые держатели расплачивались КО с предприятиями своей отрасли. В дальнейшем большинство серий КО должны были проходить своеобразный этап «очистки», заключающийся в том, что КО должны быть переданы не­сколько раз из рук в руки только среди конкретного круга предприя­тий, который определялся при выпуске серии. И только после этого минимального числа передач владельцы КО могли осуществлять лю­бые операции без ограничений. Например, казначейские обязатель­ства серии В-131005, выпущенные 11 октября 1994 г., должны были пройти 5 передач среди круга предприятий, указанных при выпуске серии. И только начиная с шестого держателя, можно было осуще­ствлять операции с КО данной серии без ограничений.

В конце 1999 г. — начале 2000 г. в связи с приостановкой выпуска ГКО несколько выпусков краткосрочных облигаций произвел Цент­робанк. Это были облигации с обязательным централизованным хра­нением номиналом 1 тыс. руб. Выпуск облигаций Банка России (ОБР) был прекращен в 2000 г. после возобновления выпусков ГКО.