logo
Раздел 2

6.2. Государственные и муниципальные облигации

Государственные долговые обязательства занимают важное место на рынке капиталов и имеют широкое распространение в мировой практике. Это обусловлено самим механизмом формирования и ис­пользования государственного бюджета.

Покрытие расходов госбюджета, когда они превышают доходы, может осуществляться за счет эмиссии денег или за счет кредита, взя­того у центрального банка или у коммерческих банков. Однако эмис­сия денег ведет к инфляции и расстройству денежного обращения, а кредиты банков, как показывает мировая практика, требуют больших затрат, чем выпуск ценных бумаг.

С помощью выпуска ценных бумаг осуществляется:

В соответствии с Законом «О государственном внутреннем долге» РФ от 13 ноября 1992 г. № 3877-1 долговые обязательства РФ могут быть в форме:

В соответствии с данным Законом государство не несет ответствен­ности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Муниципальные облигации по своим характеристикам близки к государственным облигациям. Различие только в том, что собранные эмитентом средства расходуются на финансирование потребностей муниципальных (региональных) бюджетов и программ, а погашение и выплата процентов по облигациям осуществляются за счет муни­ципальных налогов и других доходов местного бюджета.

Принято выделять муниципальные облигации двух типов: общего долга и доходные. Расходы по обслуживанию облигаций общего дол­га осуществляются за счет местных налогов, а по обслуживанию до­ходных облигаций — за счет доходов, полученных от эксплуатации объектов, возведенных на средства от выпуска облигаций (платных сооружений).

Муниципальные облигации являются менее надежными финан­совыми инструментами по сравнению с государственными ценными бумагами, поэтому процентная ставка по ним должна быть более вы­сокой, чем по государственным облигациям. Как правило, муници­пальные облигации имеют неширокий рынок, ограниченный преде­лами штата или области.

По способу обращения государственные и муниципальные обли­гации могут быть рыночными и нерыночными. Рыночные бумаги мо­гут свободно передаваться от одного владельца другому без ограниче­ния. Нерыночные облигации не могут быть переданы первым владельцем другому лицу, не подлежат купле-продаже на вторичном рынке. Примерами таких облигаций могут быть сберегательные об­лигации, предназначенные для размещения их среди населения. Дер­жатель не может их продать другому лицу, но по требованию владель­ца эмитент берет на себя обязательство погасить облигацию по номиналу.

К нерыночным облигациям относятся и специальные выпуски об­лигаций, которые размещаются в страховых организациях, пенсион­ных фондах и правительственных организациях. Такие облигации нельзя продавать, но они могут быть предъявлены эмитенту для вы­купа через определенное время после выпуска.

В зависимости от срока действия государственные облигации де­лятся на краткосрочные (сроком до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет) и бессрочные, которые не имеют срока погашения, а их владелец получает процентный доход, пока является держателем облигации.