logo
konspekt_lekc_RTD

8.2.Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке.

Добросовестная конкуренция на рынке поддерживается различными средствами, среди которых большую роль играет правовое обеспечение. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Основная цель Закона – обеспечить условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Действие Закона о конкуренции распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на рынках РФ. Рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством и, прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Кроме законов правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений представлено большим числом подзаконных нормативных актов. Государственную политику по содействию развитию конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный антимонопольный орган. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ). Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного органа определены Законом о конкуренции и другими актами. Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает подведомственные территориальные органы, которые осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них.

8.3.Понятие и признаки доминирующего положения

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара и услуг, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Анализ этого законодательного определения позволяет выделить следующие признаки доминирующего положения:

1. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов. Под хозяйствующими субъектами Закон о конкуренции понимает российские и иностранные коммерческие организации, их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальных предпринимателей.

2. Хозяйствующие субъекты, положение которых анализируется, должны заниматься производством товаров. Товар – это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена. Не может быть товаром продукт, предназначенный для личных нужд субъекта.

3. Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке. Как уже указывалось, товарный рынок имеет много характеристик: продуктовые и географические границы, субъектный состав, объем товарных ресурсов, количественные и качественные показатели и др. С учетом этих характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта

4. Качественным признаком доминирующего положения служит исключительность положения субъекта, которая позволяет ему влиять на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара. Устанавливая факт доминирующего положения, антимонопольный орган должен определить вид рынка (оптовый или розничный), состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли. Кроме того, анализируется возможность поставки аналогичных товаров из других регионов, устанавливается наличие или отсутствие для иных производителей барьеров при их выходе на рынок8. При несогласии организации с признанием ее положения на товарном рынке доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта.

5.Количественный признак доминирующего положения обусловливается той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке конкретного товара. Количественные характеристики определены рассматриваемым Законом;

1) если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, то его положение признается доминирующим. При этом субъекту предоставляется право доказать, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим, т. е. не соответствует качественному признаку доминирующего положения;

2) если доля субъекта на рынке более 35 процентов, но менее 65 процентов, то его положение может быть признано доминирующим. Такое положение должно быть установлено антимонопольным органом. Антимонопольный орган исходит при этом из таких признаков, как стабильность доли субъекта на рынке, соотношение его доли с долями конкурентов, возможность доступа на рынок других конкурентов и иных критериев, характеризующих состояние конкурентной среды на рынке;

3) если доля субъекта на рынке не превышает 35 процентов, то его положение не может быть признано доминирующим.

6. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.