logo
konspekt_lekc_RTD

1.1.Система взглядов на необходимость регулирования в рыночной экономике

По мере развития рыночной экономики возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены на базе частной собственности автоматически. Появилась потребность вмешательства государства в развитие экономики и ее субъектов. Существуют различные теории о роли государства в экономике:

Меркантилизм. Меркантилизм характеризуется двумя чертами:

1.Отождествление богатства с деньгами.

2.Накопление денежного богатства, которое достигается с помощью государственной власти.

Монетаристская теория. Разновидность неоклассической теории, в известной степени альтернатива кейнсианству, сущность которой состоит в том, что богатство государства отождествляется с количеством золота. Лидер – американский экономист чикагской школы М. Фридмен. Во главу угла поставлены денежно-кредитные методы обеспечения занятости и стабилизация экономики. Деньги – главный инструмент, определяющий развитие экономики. Основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой за счет использования кредитных инструментов национального банка.

Классическая теория. Идея «невидимой руки рынка» - вмешательство в экономику со стороны государства излишне и должно быть ограничено обеспечением безопасности жизни человека, его прав и свобод, сохранением его собственности и др.

Кейнсианская теория (Дж. Кейнс). «Общая теория занятости и денег». Государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджетно-финансовые и кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости населения.

Неоклассическая теория. Не представляет собой единой концепции, а объединяет представителей нескольких школ. Ключевая идея – взаимодействие спроса и предложения, определяющих процессы, протекающие на рынке. В условиях свободной конкуренции автоматическое движение цен обеспечивает равновесие между спросом и предложением, между производством и потреблением. Неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь.

Определение государственного регулирования:

Государственное регулирование трактуется как степень вмешательства государства в экономическую жизнь.

Государственное регулирование включает (по В.Н.Кириченко):

- регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов для хозяйствующих субъектов, определяющую их права и обязанности, меру взаимной ответственности;

- формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих структур;

- выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации – регулирование социально-экономических процессов.

Суть государственного регулирования экономики – защита частных инициатив всех форм собственности.

Дерегулирование – ослабление бюрократического контроля над предприятиями, снятие излишних административных барьеров, мешающих развитию малого и среднего бизнеса.

1.2. Методы регулирования экономики

Методы регулирования представляют собой совокупность мер воздействия на экономику. Существуют различные классификации методов регулирования экономическими процессами.

По способу функционирования методы классифицируются:

1. методы прямого воздействия ;

2. методы косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия, предполагают государственное регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным на предписания государства.

Достоинство прямых методов - высокая степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата.

Недостаток прямых методов - возможность нарушения равновесия, сложившегося между участниками рынка.

Методы косвенного воздействия представляют собой меры не прямо влияющие на принимаемые субъектами экономические решения, а лишь создающие предпосылки, способствующие тому, чтобы склонить субъекты экономики к самостоятельному выбору экономических решений, которые соответствуют целям экономической политики.

Достоинством косвенных методов является мягкость их воздействия на экономику, что не нарушает рыночной ситуации, не создает неожиданного дисбаланса в состоянии экономического равновесия.

Недостаток методов косвенного воздействия – наличие определенного временного лага между принятием государством мер и их воспроизведением экономикой.

По организационно-институциональному подходу методы классифицируются на :

- административные

- экономические

- комплексные

К административным методам относятся:

1- меры запрета;

2- меры разрешения;

3- меры принуждения;

Функции административных методов:

- обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни;

- защита конкурирующей среды;

- сохранение прав собственности;

- сохранение возможности свободного принятия решений;

Экономические методы обеспечивают воздействующий характер государства на определенные аспекты рыночного процесса.

К ним относят методы влияния на :

-совокупный спрос;

-совокупное предложение;

-степень централизации капитала;

-социальные и структурные аспекты экономики.

К прямым экономическим методам относится:

К косвенным экономическим методам относится:

1. Индикативное планирование;

2. Целевое программирование;

3. Регулирование налоговой системы;

4. Кредитно-денежные инструменты (регулирование денежной массы; регулирование процентной ставки по операциям ЦБ; рефинансирование коммерческих банков; регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков; операции на рынке ценных бумаг);

5. Валютные рычаги (стабилизация национальной валюты; операции на открытом валютном рынке; девальвация, ревальвация национальной валюты; привлечение иностранного капитала; создание совместных предприятий).

6. Социальная политика (социальные программы; обеспечение занятости населения; регулирование доходов; контроль за динамикой цен и заработной платы; налоги; трансфертные платежи; деятельность в сфере образования, здравоохранения и культуры).

7. Внешнеэкономические формы воздействия (регулирование внешнеэкономической деятельности; таможенные тарифы; валютное регулирование; налоги; субсидии).

К административным методам относятся:

Контрольные вопросы :

  1. Что Вы понимаете под регулированием экономики?

  2. Назовите основные теории государственного регулирования экономики.

  3. Дайте определение методам регулирования.

  4. Назовите основные критерии классификации методов регулирования.

  5. Перечислите достоинства и недостатки прямых методов регулирования.

  6. Перечислите достоинства и недостатки косвенных методов регулирования.

  7. Назовите экономические прямые методы регулирования в условиях функционирования рыночных отношений.

  8. Назовите экономические косвенные методы регулирования в условиях функционирования рыночных отношений.

  9. Укажите функции административных методов регулирования.

  10. Перечислите административные методы регулирования