logo
konspekt_lekc_RTD

Введение в дисциплину

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.

Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т. д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией. В процессе приватизации и демонополизации транспортного производства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили неподготовленные для этих целей руководители.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

В основе управления бизнесом за рубежом лежит доктрина «невмешательства», своими корнями уходящая в ранний капитализм 18 века. Она предусматривает, что правительство не должно вмешиваться в деятельность частных лиц, занимающихся предпринимательством, а должно предоставлять им свободу действий. Вместе с тем практика показала, что в действительности эта доктрина в меньшей степени применима к транспорту, чем к другим видам деятельности. Существует много причин, по которым общество должно осуществлять контроль над транспортом, используя различные методы государственного регулирования, но с учетом специфики деятельности транспортных предприятий.

Построение учебного материала осуществляется с широким использованием наглядного, информационного и схематического изложения основных понятий и содержания регулирования на транспорте.

В конспекте лекций отражены и кратко раскрыты основные разделы учебной дисциплины. Следует учитывать, что основные положения дисциплины, кратко изложенные в конспекте, аргументируются и раскрываются преподавателем во время лекционных занятий. Кроме того, на лекциях дается статистическая информация, приводятся модели развития экономических процессов, рассматриваемых в границах дисциплины, описываются новейшие концепции, не включенные в текст конспекта лекций.

Студенту следует учитывать следующие рекомендации по использованию конспекта лекций:

- краткое содержание тем дисциплины целесообразно изучить до лекционного занятия по этой теме. Это позволит осознанно воспринимать лекционный материал и своевременно уточнять неясные положения;

- на контрольные вопросы следует пытаться ответить после прослушивания лекции, используя при этом другие источники информации и консультируясь у преподавателя;

- выполнять проверку знаний по каждой теме с использованием тестовых вопросов можно после прослушивания лекций, завершения самостоятельной работы и выполнения практических аудиторных занятий.