logo
Правовое регулирование банковской деятельности / Курбатов А

2.2. О внесудебном порядке отзыва банковских лицензий

Учитывая, что отзыв банковской лицензии влечет ликвидацию кредитной организации без каких-либо иных вариантов, по этому поводу возникает вопрос о защите интересов кредитной организации.

В данном случае необходимо учитывать два момента.

Во-первых, банковский надзор носит постоянный и предупредительный характер, что предполагает постоянные контакты Банка России с кредитной организацией.

Поэтому все проблемы и спорные моменты взаимоотношений кредитной организации и Банка России должны решаться на более ранних стадиях.

Отзыв лицензии это крайняя мера, применяемая в целях предупреждения возникновения еще более тяжких последствий нарушений в деятельности кредитных организаций, а также в целях недопущения вывода из нее активов, для чего требуется оперативность. Судебный порядок отзыва лицензий сделает достижение этих целей невозможным.

Во-вторых, внесудебный порядок отзыва банковских лицензий пытались обжаловать в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ по этому вопросу заключаются в следующем:

- "...право на отзыв лицензии является одним из... полномочий Центрального банка Российской Федерации, ... через которое реализуется его надзорная деятельность и достигаются цели..." (имеются в виду цели деятельности. - Прим. автора);

- "...кредитная организация еще до принятия Банком России решения об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности имеет доступ к правосудию и возможность получения судебной оценки соответствующих актов Банка России" (имеются в виду акты о применении к кредитной организации мер воздействия, предшествующих отзыву лицензии. - Прим. автора);

- "...исходя из особого конституционно-правового статуса Банка России, законодатель вправе урегулировать вопросы лицензирования кредитных организаций специальными законами..." (имеется в виду ФЗ"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". - Прим. автора)*(200).