logo
Правовое регулирование банковской деятельности / Курбатов А

1.3. Административная ответственность кредитных организаций за нарушения при осуществлении расчетов

По данному вопросу можно выделить несколько основных сфер правового регулирования.

1. За нарушение порядка работы с наличными деньгами.

В соответствии со ст. 15.1Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Проверки соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляют кредитные организации не реже одного раза в два года*(196).

За невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций на должностных лиц кредитных организаций налагается административный штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1и 15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматривают налоговые органы (ст. 23.5Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Причем за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных пределов штраф должен налагаться на юридическое лицо-плательщика (и соответственно на его должностных лиц)*(197).

За нарушение порядка расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (т.е. при внесении юридическим лицом наличных денег в кредитную организацию для их зачисления (перечисления) на счет получателя) административного штрафа не установлено. В этом случае возможно применение к кредитной организации, принявшей наличные деньги от плательщика, со стороны Банка России мер воздействия, предусмотренных ст. 74ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".

2. Ответственность за неисполнение актов арбитражных судов.

Административная ответственность кредитных организаций за неисполнение актов арбитражных судов предусмотрена п. 1 ст. 332Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которому на них может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 (ст. 119-120) этого Кодекса.

Вопрос о наложении судебного штрафа рассматривается арбитражным судом по заявлению взыскателя или судебного пристава - исполнителя (п. 4 ст. 332Арбитражного процессуального кодекса РФ).

При этом уплата судебного штрафа не освобождает кредитную организацию от обязанности исполнить судебный акт (п. 3 ст. 332Арбитражного процессуального кодекса РФ). Тем самым данный штраф может налагаться на кредитную организацию неоднократно за каждое последующее после наложения штрафа неисполнение акта арбитражного суда.

Размер судебного штрафа, налагаемого в таких случаях на кредитную организацию как юридическое лицо, установлен п. 1 ст. 119Арбитражного процессуального кодекса РФ и не может превышать тысячу установленных федеральным закономминимальных размеров оплаты труда(в настоящее время это 100 000 рублей).

В таком же порядке и размере на кредитную организацию может быть наложен штраф за неисполнение определения об аресте средств на счете, применяемого арбитражным судом в качестве обеспечительной меры (п. 2 ст. 96Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Гражданское процессуальное законодательство специальной ответственности за неисполнение постановлений (решений) судов общей юрисдикции не устанавливает, а отсылает к федеральным законам (п. 3 ст. 13Гражданского процессуального кодекса РФ), т.е. прежде всего к ответственности за неисполнение выданных ими исполнительных документов, предусмотреннойФЗ"Об исполнительном производстве". Ответственность за неисполнение кредитной организацией определения об аресте средств на счете установлена вп. 2 ст. 140Гражданского процессуального кодекса РФ.

3. Ответственность за неисполнение исполнительных документов.

За неисполнение кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника на нее может быть наложен административный штраф в размере половины от невзысканной суммы, но не более 1 млн. рублей. Данный штраф предусмотрен п. 2 ст. 17.14Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании п. 2 ст. 114ФЗ "Об исполнительном производстве" этот штраф взыскивается с кредитной организации арбитражным судом по заявлению судебного пристава. Процедура наложения штрафа определяется ст. 115 ФЗ "Об исполнительном производстве".

В качестве особой меры административной ответственности кредитных организаций за неисполнение судебных актов можно рассматривать возможность отзыва у них Банком России лицензий на осуществление банковских операций в случае неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов или арбитражных судов требований о взыскании денежных средств с клиентов банков (пп. 7 ч. 1 ст. 20ФЗ "О банках и банковской деятельности").

4. Ответственность, предусмотренная налоговым законодательством.

Помимо этого, действующее налоговое законодательство устанавливает еще целый ряд административных мер ответственности кредитных организаций, в частности за нарушение порядка открытия счетов налогоплательщикам, за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога и сбора, за неисполнение решения о взыскании налога и сбора (ст. 132,133,135Налогового кодекса РФ,ст. 15.7и15.8Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При применении указанных статей арбитражная практика исходит из того, что, поскольку по Налоговому кодексуРФ субъектами ответственности являются сами кредитные организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности поКодексуРФ об административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ*(198).

При этом необходимо иметь в виду, что Налоговый кодекс РФ разделяет такие меры воздействия на налогоплательщика, как пеня (ст. 78Налогового кодекса РФ) и штраф по основаниям и порядку взыскания, признавая тем самым пеню правовосстановительной санкцией, а не штрафной (мерой ответственности).

Однако применительно к ответственности кредитных организаций за нарушения в области расчетов понятие "пеня" используется для обозначения штрафной санкции.

Так, нарушение кредитной организацией срока исполнения поручения о перечислении налога и сбора, а также решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансированияБанка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки (ст. 133,п. 1 ст. 135Налогового кодекса РФ).

В то же время совершение кредитной организацией действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете плательщиков налогов и сборов, в отношении которых выставлено инкассовое поручениеналогового органа, влечет наложение штрафа в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы (п. 2 ст. 135Налогового кодекса РФ).

Необходимым условием применения этих мер ответственности является наличие вины кредитной организации (ст. 109Налогового кодекса РФ).

Это говорит о том, что указанные пеня и штраф, взыскиваемые с кредитных организаций, признаются мерами ответственности (штрафными санкциями). Соответственно они не могут взыскиваться с кредитных организаций в бесспорном порядке, что и предопределило необходимость изменения ст. 136Налогового кодекса РФ*(199).

Кроме того, применение перечисленных мер ответственности не освобождает кредитную организацию от необходимости перечислить в бюджет либо внебюджетный фонд суммы, указанные в поручении плательщика либо в инкассовом порученииналогового органа. Взыскание этих сумм производится в том же порядке, как недоимка и пеня с налогоплательщика (п. 4 ст. 60,ст. 46Налогового кодекса РФ).

Аналогичные санкции и порядок их применения установлены за нарушение порядка уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ст. 49-51,п. 8 ст. 24ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").