logo
Правовое регулирование банковской деятельности / Курбатов А

1.5. Обязанности по соблюдению требований законодательства о рекламе банковских услуг

ФЗ"О рекламе" предусматривает ряд требований к рекламе банковских услуг.

Во-первых, он не допускает рекламу банковских услуг при отсутствии у кредитной организации соответствующих лицензий (пп. 7 ст. 7). При этом кредитная организация как рекламодатель обязана предоставлять рекламораспространителю сведения о наличии таких лицензий только по требованию последнего (ст. 13). Подобная формулировка позволяет утверждать, что ответственность за рекламу банковских услуг при отсутствии соответствующей лицензии может применяться только к кредитным организациям как рекламодателям.

Во-вторых, реклама банковских услуг должна содержать наименование кредитной организации (п. 1 ст. 28), в том числе как организации, выпускающей ценные бумаги, при их рекламе (п. 3и4 ст. 29).

В-третьих, реклама банковских услуг не должна:

1) содержать обещания доходности вложений, если она не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Однако к случаям привлечения кредитными организациями денежных средств это положение неприменимо, поскольку кредитные организации привлекают средства под заранее определенный процент;

2) умалчивать об иных условиях, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п. 2 ст. 28).

В-четвертых, применительно к конкретным услугам установлены отдельные требования:

1) если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика (п. 3 ст. 28);

2) реклама услуг, связанных с осуществлением доверительного управления, должна содержать сведения о месте или номере телефона, где до заключения соответствующего договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, а также получить сведения о кредитной организации (п. 4 ст. 28). При этом данная информация не должна содержать информацию о результатах управления активами, о возможных выгодах, связанных с методами управления активами, заявления о возможности достижения в будущем результатов управления активами, аналогичных уже достигнутым (п. 5 ст. 28).

В-пятых, в дополнение к перечисленному выше установлены отдельные требования к рекламе ценных бумаг, которая не должна содержать:

а) обещание выплаты дивидендов по акциям;

б) прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг (п. 5 ст. 29).

Кроме того, реклама эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций не допускается до осуществления регистрации их выпуска (п. 6 ст. 29).

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет антимонопольный орган, который вправе в отношении рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей:

- выдавать им обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства;

- предъявлять иски о запрете распространения рекламы или о публичном опровержении недостоверной рекламы (о контррекламе);

- применять штрафы, предусмотренные ст. 14.3ип. 2.4 ст. 19.5Кодекса РФ об административных правонарушениях.