logo
Правовое регулирование банковской деятельности / Курбатов А

1.1. Применение Банком России мер воздействия к кредитным организациям

Банк России как надзорный орган вправе применять к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

- предупредительные;

- принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия обоих типов.

Содержание предупредительных мер воздействия включает:

- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

- предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков;

- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности*(176).

Данные меры используются и для предотвращения сомнительных операций кредитных организаций*(177).

Наличие предупредительных мер воздействия связано с тем, что главной задачей банковского регулирования является ограничение излишне рискованной банковской деятельности*(178).

К принудительным мерам относятся обязательные для исполнения предписания Банка России об устранении выявленных в их деятельности нарушений (ч. 1 ст. 73ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), а также меры воздействия, перечисленные вст. 74ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право:

1) взыскать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала на момент нарушения;

2) ввести ограничение на проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев, что предполагает установление количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков и др.).

В случае неисполнения в установленный Банком России срок его предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

- замены членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации;

- осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные ФЗ"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

7) предложить учредителям (акционерам, участникам) кредитной организации, которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Принудительные меры воздействия, применяемые Банком России к кредитным организациям, являются особыми мерами административной ответственности со специальным порядком применения.

За осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности, а также за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований также предусмотрены штрафы ст. 15.26Кодекса РФ об административных правонарушениях. Банк России рекомендует своим территориальным управлениям применять их к должностным лицам кредитных организаций*(179).

Наиболее серьезной мерой воздействия на кредитную организацию является отзыв у нее Банком России лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ст. 20ФЗ "О банках и банковской деятельности".

Перечисленные меры воздействия не могут применяться к кредитной организации, если со дня совершения нарушения истекло пять лет.

Относящиеся к этим мерам штрафы взыскиваются Банком России в судебном порядке (ч. 5 ст. 74ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). При этом Банк России может обратиться в суд с иском об их взыскании с кредитной организации не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.

За нарушение нормативов обязательных резервов установлен отдельный штраф, взыскиваемый в судебном порядке в размере, установленном Банком России. При этом он не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансированияБанка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения (ч. 4 ст. 38ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Штрафы, предусмотренные ст. 15.26Кодекса РФ об административных правонарушениях, должны применяться в порядке, предусмотренном этим Кодексом.

При этом следует отметить, что при возникновении коллизий между ФЗ"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" иКодексомРФ об административных правонарушениях они должны разрешаться в пользу положений ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", поскольку этот закон является специальным. К тому же он еще и принят позднее.

Отзыв банковских лицензий и, как следствие, последующая принудительная ликвидация являются юридической ответственностью в смысле любых неблагоприятных последствий для правонарушителя, возникших в результате применения к нему потерпевшим или уполномоченным государственным органом определенных мер правоохранительного характера. Соответственно претерпевание этих неблагоприятных последствий является обязанностью кредитной организации, входящей в ее правосубъектность.

При этом с точки зрения претерпевания нарушителем негативных последствий речь идет о юридической ответственности, а с точки зрения применения ее государством - о юридических санкциях, которые делятся на две группы:

правовосстановительные санкции;

санкции штрафного характера (штрафные санкции).

Отзыв банковских лицензий и принудительная ликвидация кредитных организаций относятся к правовосстановительным санкциям, поскольку призваны устранить правонарушение и его последствия, а также принудить их как должников к исполнению своих обязанностей.