logo
Бухгалтерский учет_2-е изд[1]

2.3. Учет наличия и движения основных средств

Под движением основных средств понимают: поступление, внутреннее перемещение и выбытие основных средств. Эти операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации.

Поступление оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и т. д. После оформления акт приемки-передачи передают в бухгалтерию. К акту прилагают техническую документацию (паспорт, чертежи и т. д.). На основании этих документов производится запись в инвентарные карточки, после чего техническую документацию передают в технический или другие отделы предприятия.

При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для сдающей и принимающей сторон).

Приемка законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляется актом приемки-сдачи по форме № ОС-3.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также передача из запаса (склада) в эксплуатацию оформляется накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2, в двух экземплярах: 1 – в бухгалтерию, 2 – для цеха). В ней указывают сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта.

Операции по ликвидации всех основных средств (кроме автотранспорта) оформляются актом о ликвидации основных средств (форма № ОС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом о ликвидации автотранспортных средств (форма № ОС-4а).

В актах ликвидации основных средств указывается: техническое состояние и причина ликвидации, первоначальная стоимость, сумма амортизации, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т. д.), полученных от ликвидации объекта, превышение выручки над расходами по ликвидации или расходов над суммой выручки.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на счетах:

01 «Основные средства» – активный счет;

02 «Амортизация основных средств» – пассивный счет;

91 «Прочие доходы и расходы» – активно-пассивный счет;

010 «Износ основных средств» – забалансовый счет;

011 «Основные средства, сданные в аренду» – забалансовый счет.

Поступление основных средств оформляется проводками:

Дебет 08 Кредит 75, затем Дебет 01 Кредит 08 – оприходование основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

Дебет 01 Кредит 08 – введение в эксплуатацию основных средств;

Дебет 08 Кредит 98/2 – поступление основных средств от других предприятий и лиц безвозмездно. Счет 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет «Безвозмездные поступления»); затем Дебет 01 Кредит 08 – оприходование, а потом по мере начисления амортизации Дебет 20 (26, 44 и др.) Кредит 02, эти суммы списываются: Дебет 98/2 Кредит 91/1;

Дебет 03 Кредит 08/4 – поступление имущества, предназначенного для сдачи в аренду по договору лизинга.

Учет операций по выбытию основных средств осуществляется на операционно-результатном счете 91:

по Дебету 91 отражаются: остаточная стоимость основных средств, а также расходы, связанные с выбытием основных средств, НДС;

по Кредиту 91 – выручка от выбытия основного средства и стоимость материалов, поступивших в результате ликвидации основных средств по ценам возможного использования.

Схема счета 91 (по основным средствам)

Дебет

Кредит

Остаточная стоимость основных средств

Выручка от реализации основных средств

Затраты на реализацию

Стоимость поступивших от ликвидации материалов

НДС в составе выручки

Счет закрывается выявленным и списанным финансовым результатом

(прибыль)

Счет закрывается выявленным и списанным финансовым результатом

(убыток)

К счету 91 можно открыть субсчета:

91/1 – прочие доходы;

91/2 – прочие расходы;

91/9 – сальдо прочих доходов и расходов.

Выбытие основных средств оформляется проводками:

Дебет 01/выб. Кредит 01 – на первоначальную стоимость:

Дебет 02 Кредит 01/выб. = на сумму начисленной амортизации;

Дебет 91/1 Кредит 01 – на остаточную стоимость основных средств;

Дебет 91/1 Кредит 70, 69, 10 и др. – на сумму расходов по ликвидации основных средств;

Дебет 10 Кредит 91/2 – на сумму поступивших от ликвидации материалов;

Дебет 99 Кредит 91/9 (убытки) или Дебет 91/9 Кредит 99 (прибыль) – на выявленный и списанный финансовый результат.

Пример на определение финансового результата от реализации основного средства

Первоначальная стоимость – 50 тыс. д. е.

Амортизация к моменту выбытия (реализации) – 37 тыс. д. е.

Выручка от продажи – а) 25 тыс. д. е., б) 12 тыс. д. е.

Выявить и списать финансовый результат от этой операции (продажи).

1. Дебет 01/выбытие Кредит 01 – 50 тыс. д. е.

2. Дебет 02 Кредит 01/выбытие 37 тыс. д. е.

3. Дебет 91/2 Кредит 01 – 13 тыс. д. е. (50 – 37).

4. Дебет 62 Кредит 91/1 – а) 25 тыс. д. е., б) 12 тыс. д. е.

5. Дебет 51 Кредит 62 – а) 25 тыс. д. е., б) 12 тыс. д. е.

6. а) Дебет 91/9 Кредит 99 – 12 тыс. д. е., (25 – 13)

6. б) Дебет 99 Кредит 91/9 – 1 тыс. д. е., (12 – 13)

Дебет 91 Кредит

3) 13 тыс. д. е.

4а) 25 тыс. д. е.

6а) 12 тыс. д. е.

4б) 12 тыс. д. е.

6б) 1 тыс. д. е.

Оборот =  а) 25 тыс. д. е.

 б) 13 тыс. д. е.

Оборот = а) 25 тыс. д. е.

  б) 13 тыс. д. е.

Пример бухгалтерского отражения следующей ситуации

Стоимость оборудования, приобретенного у поставщика с учетом НДС, – 118 млн д. е.:

Акцептован счет поставщика за поставленное оборудование:

Дебет 08/4 Кредит 60 – 100 млн д. е.,

Сумма НДС. Дебет 19 Кредит 60 – 18 млн д. е.

Расчеты с поставщиками. Дебет 60 Кредит 51 – 118 млн д. е.,

Введение в эксплуатацию. Дебет 01 Кредит 08/4 – 100 млн д. е.,

Принятие НДС к зачету:

Дебет 68 Кредит 19 – 18 млн д.е.