2.3. Учет наличия и движения основных средств
Под движением основных средств понимают: поступление, внутреннее перемещение и выбытие основных средств. Эти операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации.
Поступление оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и т. д. После оформления акт приемки-передачи передают в бухгалтерию. К акту прилагают техническую документацию (паспорт, чертежи и т. д.). На основании этих документов производится запись в инвентарные карточки, после чего техническую документацию передают в технический или другие отделы предприятия.
При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для сдающей и принимающей сторон).
Приемка законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляется актом приемки-сдачи по форме № ОС-3.
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также передача из запаса (склада) в эксплуатацию оформляется накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2, в двух экземплярах: 1 – в бухгалтерию, 2 – для цеха). В ней указывают сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта.
Операции по ликвидации всех основных средств (кроме автотранспорта) оформляются актом о ликвидации основных средств (форма № ОС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом о ликвидации автотранспортных средств (форма № ОС-4а).
В актах ликвидации основных средств указывается: техническое состояние и причина ликвидации, первоначальная стоимость, сумма амортизации, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т. д.), полученных от ликвидации объекта, превышение выручки над расходами по ликвидации или расходов над суммой выручки.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на счетах:
01 «Основные средства» – активный счет;
02 «Амортизация основных средств» – пассивный счет;
91 «Прочие доходы и расходы» – активно-пассивный счет;
010 «Износ основных средств» – забалансовый счет;
011 «Основные средства, сданные в аренду» – забалансовый счет.
Поступление основных средств оформляется проводками:
Дебет 08 Кредит 75, затем Дебет 01 Кредит 08 – оприходование основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
Дебет 01 Кредит 08 – введение в эксплуатацию основных средств;
Дебет 08 Кредит 98/2 – поступление основных средств от других предприятий и лиц безвозмездно. Счет 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет «Безвозмездные поступления»); затем Дебет 01 Кредит 08 – оприходование, а потом по мере начисления амортизации Дебет 20 (26, 44 и др.) Кредит 02, эти суммы списываются: Дебет 98/2 Кредит 91/1;
Дебет 03 Кредит 08/4 – поступление имущества, предназначенного для сдачи в аренду по договору лизинга.
Учет операций по выбытию основных средств осуществляется на операционно-результатном счете 91:
по Дебету 91 отражаются: остаточная стоимость основных средств, а также расходы, связанные с выбытием основных средств, НДС;
по Кредиту 91 – выручка от выбытия основного средства и стоимость материалов, поступивших в результате ликвидации основных средств по ценам возможного использования.
Схема счета 91 (по основным средствам)
Дебет | Кредит |
Остаточная стоимость основных средств | Выручка от реализации основных средств |
Затраты на реализацию | Стоимость поступивших от ликвидации материалов |
НДС в составе выручки |
|
Счет закрывается выявленным и списанным финансовым результатом (прибыль) | Счет закрывается выявленным и списанным финансовым результатом (убыток) |
К счету 91 можно открыть субсчета:
91/1 – прочие доходы;
91/2 – прочие расходы;
91/9 – сальдо прочих доходов и расходов.
Выбытие основных средств оформляется проводками:
Дебет 01/выб. Кредит 01 – на первоначальную стоимость:
Дебет 02 Кредит 01/выб. = на сумму начисленной амортизации;
Дебет 91/1 Кредит 01 – на остаточную стоимость основных средств;
Дебет 91/1 Кредит 70, 69, 10 и др. – на сумму расходов по ликвидации основных средств;
Дебет 10 Кредит 91/2 – на сумму поступивших от ликвидации материалов;
Дебет 99 Кредит 91/9 (убытки) или Дебет 91/9 Кредит 99 (прибыль) – на выявленный и списанный финансовый результат.
Пример на определение финансового результата от реализации основного средства
Первоначальная стоимость – 50 тыс. д. е.
Амортизация к моменту выбытия (реализации) – 37 тыс. д. е.
Выручка от продажи – а) 25 тыс. д. е., б) 12 тыс. д. е.
Выявить и списать финансовый результат от этой операции (продажи).
1. Дебет 01/выбытие Кредит 01 – 50 тыс. д. е.
2. Дебет 02 Кредит 01/выбытие 37 тыс. д. е.
3. Дебет 91/2 Кредит 01 – 13 тыс. д. е. (50 – 37).
4. Дебет 62 Кредит 91/1 – а) 25 тыс. д. е., б) 12 тыс. д. е.
5. Дебет 51 Кредит 62 – а) 25 тыс. д. е., б) 12 тыс. д. е.
6. а) Дебет 91/9 Кредит 99 – 12 тыс. д. е., (25 – 13)
6. б) Дебет 99 Кредит 91/9 – 1 тыс. д. е., (12 – 13)
Дебет 91 Кредит | |
3) 13 тыс. д. е. | 4а) 25 тыс. д. е. |
6а) 12 тыс. д. е. | 4б) 12 тыс. д. е. |
| 6б) 1 тыс. д. е. |
Оборот = а) 25 тыс. д. е. б) 13 тыс. д. е. | Оборот = а) 25 тыс. д. е. б) 13 тыс. д. е. |
Пример бухгалтерского отражения следующей ситуации
Стоимость оборудования, приобретенного у поставщика с учетом НДС, – 118 млн д. е.:
Акцептован счет поставщика за поставленное оборудование:
Дебет 08/4 Кредит 60 – 100 млн д. е.,
Сумма НДС. Дебет 19 Кредит 60 – 18 млн д. е.
Расчеты с поставщиками. Дебет 60 Кредит 51 – 118 млн д. е.,
Введение в эксплуатацию. Дебет 01 Кредит 08/4 – 100 млн д. е.,
Принятие НДС к зачету:
Дебет 68 Кредит 19 – 18 млн д.е.
- Введение
- Тема 1 бухгалтерский учет, его сущность и задачи
- 1.1. Предмет бухгалтерского учета
- 1.2. Метод бухгалтерского учета (эккаунтинга)
- 1.3. Формы и техника бухгалтерского учета
- Тема 2 учет внеоборотных активов
- 2.1. Понятие и классификация основных средств
- 2.2. Оценка основных средств
- 2.3. Учет наличия и движения основных средств
- 2.4. Учет амортизации основных средств
- 2.5. Учет ремонта основных средств
- 2.6. Учет вложений во внеоборотные активы
- 2.7. Учет нематериальных активов
- Тема 3 учет материально-производственных запасов
- 3.1. Классификация материально-производственных запасов (мпз)
- 3.2. Документальное оформление поступления и расхода производственных запасов
- 3.3. Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- 3.4. Синтетический учет производственных запасов
- 3.5. Контроль учета материалов
- Тема 4 учет труда и его оплаты
- 4.1. Формы и системы заработной платы
- 4.2. Документы по учету труда и его оплате
- 4.3. Начисление есн, страховых взносов и расчет удержаний из зарплаты работников
- 4.4. Синтетический учет расходов по оплате труда
- Тема 5 учет затрат на производство продукции
- 5.1. Принципы организации производственных затрат
- 5.2. Классификация производственных затрат
- 3. Расходы на обязательное и добровольное страхование работников (ст. 255 нк рф) и имущества (ст. 263 нк рф).
- 5.3. Синтетический учет производственных затрат
- 5.4. Налоги и платежи, включаемые в состав производственных затрат
- Тема 6 учет денежных средств, расчетных и кредитных операций
- 6.1. Учет кассовых операций
- 6.2. Расчеты платежными поручениями
- 6.3 Чековая и аккредитивная формы расчетов
- 6.4. Расчеты векселями
- 6.5. Учет средств на расчетных счетах
- 6.6. Учет средств на валютных счетах
- 6.7. Учет прочих расчетов
- 6.8. Учет кредитных операций
- Тема 7 учет финансовыхвложений
- 7.1. Понятие финансовых вложений и ценных бумаг.
- 7.2 Особенности оценки финансовых вложений
- 7.3 Синтетический и аналитический учет финансовых вложений
- Тема 8 учет капитала, резервов и финансовых результатов
- 8.1. Учет уставного капитала
- 8.2. Порядок учета резервного и добавочного капитала
- 8.3. Формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
- 8.4. Основные налоги уплачиваемые организацией
- Тема 9 основы учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета
- 9.1. Понятие учетной политики
- 9.2. Основные элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета
- 9.3 Основные элементы учетной политики для целей налогообложения
- Тема 10 бухгалтерская отчетность оРганизации
- Заключение
- Заключение
- План счетов бухгалтерского учета
- Литература
- Оглавление
- Бухгалтерский учет