9.2. Основные элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета
Выбор критерия для признания доходов (расходов) по обычным видам деятельности. Он устанавливается в случае, если организация осуществляет несколько видов деятельности или предусматривает их возможность. При удовлетворении полученных доходов выбранному критерию они признаются доходами (расходами) от обычных видов деятельности. Такой критерий должен быть максимально конкретизирован, например:
существенность поступлений, которая, в свою очередь, может характеризовать процент от общего итога поступлений, например 5 %;
периодичность поступлений (ежемесячно, ежеквартально).
Учет основных средств. Этот раздел включает в себя информацию:
о выбранных способах начисления амортизации;
о значении коэффициента ускорения при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка;
об установлении срока полезного использования объектов основных средств;
по переоценке основных средств;
о порядке списания затрат по ремонту основных средств;
об установлении стоимостного лимита отнесения актива к основным средствам или материально-производственным запасам
Начисление амортизации, как известно, может производиться одним из следующих способов:
метод равномерного начисления (линейный):
способ уменьшаемого остатка:
способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования (кумулятивный):
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Выбранный метод может быть единым для всех видов основных средств, либо для разных групп –различные методы. Выбранный метод нельзя менять в течении всего срока начисления амортизации. не следует также применять разные методы к одной и той же группе.
Следует отметить, что выбор второго (с повышающим коэффициентом) и третьего способа обеспечивает ускоренную амортизацию. Такой выбор иметь следующие последствия:
1) сумма налога на имущество уже в первые годы эксплуатации экономится за счет более резкого уменьшения остаточной стоимости основных средств:
2) сумма амортизации по годам уменьшается, а затраты на ремонт основных средств, наоборот, с годами увеличиваются. В итоге ускоренная амортизация обеспечивает примерно одинаковые совокупные расходы на амортизацию и ремонт основных средств по годам, что немало важно для управления себестоимостью продукции:
3) использование ускоренной амортизации основных средств в бухгалтерском учете может привести к различиям сумм начисленной амортизации по сравнению с налоговыми начислениями, что обусловливает возникновение временных разниц и, соответственно, усложнению учета и расчета налога на прибыль.
Выбор способа начисления амортизации следует тесно увязывать с определением сроков полезного использования объектов основных средств. Здесь следует иметь в виду, что уменьшение сроков полезного использования приводит к тем же последствиям, сто и применение методов ускоренной амортизации.
Принятие решения о переоценке основных средств не является обязательным. Однако, идя на подобный шаг, следует помнить, что такая переоценка производится не чаще оного раза в год и должна повторять с выбранной периодичностью. Следует иметь также в виду, что переоценка как правило приводит к существенному изменению стоимости основных средств и, соответственно оказывает большое влияние на величину налога на имущество, сумму амортизационных отчислений, величину амортизационного фонда, создаваемого для воспроизводства основных средств, показателя себестоимости. валюты баланса и т.д.
При определении порядка списания затрат на ремонт основных средств может быть выбран один из следующих способов:
1) фактические затраты на ремонт сразу списываются на счета издержек производства (обращения):
2) создается ремонтный фонд (по счету 96 «Резерв предстоящих расходов») с последующим использованием его средств на проведение ремонта:
3) фактические затраты сначала учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем списываются на счета учета затрат.
Второй и третий вариант более целесообразен с точки зрении равномерного отражения затрат на ремонт основных средств по отчетным периодам.
Учет нематериальных активов (НМА). Необходимо выделить группы в составе нематериальных активов, если предполагается применение различных способов начисления амортизации по НМА. Далее определяются способы начисления амортизации (линейный, способ уменьшаемого остатка и способ списания стоимости пропорционально объему продукции). В этом разделе необходимо также указать, каким образом списываются НМА: либо путем накопления начисленных сумм амортизации на отдельном счете 05, либо путем уменьшения первоначальной стоимости. Обращаем внимание на тот факт, что в соответствии с ПБУ 14/2008 организационные расходы выводятся из состава нематериальных активов.
Учет материально-производственных запасов (МПЗ). Порядок принятия к учету МПЗ: на счету 10 «Материалы» с оценкой по фактической себестоимости приобретения (заготовления) либо на счете 10 с использованием счетов 15 «Заготовление материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» с их оценкой по учетной цене (плановой себестоимости приобретения (заготовления), средним покупным ценам и др.).
Порядок списания отклонений фактической себестоимости МПЗ от их учетной цены устанавливается самостоятельно, выбирается один их следующих вариантов:
пропорционально стоимости (учетным ценам) списанных в производство (проданных) материальных ценностей.
полностью в конце отчетного месяца,
полностью в конце отчетного квартала.
Способы оценки МПЗ при их отпуске в производство. В бухгалтерском учете оценка МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) при их отпуске в производство и ином выбытии может производиться одним из следующих способов:
по себестоимости каждой единицы,
средней единицы,
способом ФИФО,
Применение одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики, поэтому предварительно следует установить порядок разделения МПЗ на группы (виды).
P.S. С 1 января 2008 года метод ЛИФО для целей бухгалтерского учета применяться не может.
Учет готовой продукции. Речь идет о применении или не применении счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Организация вправе также определить и варианты использования счета 43 «Готовая продукция» (учет затрат «по учетной цене» или «по прямому принципу»).
Планом счетов предусмотрено, что при использовании для учета затрат на производство счета 40 готовая продукция отражается на счете 43 по нормативной (плановой) себестоимости.
По дебету счета 40 отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции в корреспонденции со счетами 20, 23, 29. По кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции в корреспонденции со счетом 43 и 90.
Сопоставление дебетового и кредитового оборотов по счету 40 на 1-ое число месяца показывает отклонение фактической себестоимости от нормативной. Экономия, т. е. превышение нормативной себестоимости над фактической, сторнируется проводкой
Дебет 90 Кредит 40 (суммы в таких проводках вычитаются).
Перерасход, т. е. превышение фактической себестоимости над нормативной, списывается дополнительной проводкой:
Дебет 90 Кредит 40.
Счет 40 закрывается ежемесячно.
При учете готовой продукции на счете 43 предприятие вправе выбрать один из двух вариантов учета:
по учетным ценам,
по фактической себестоимости.
В 1-ом варианте отклонение фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам отражается:
Дебет 90 Кредит 43 – на сумму отрицательного отклонения (перерасхода).
Дебет 90 Кредит 43 – сторнированная запись на сумму положительного отклонения (экономии).
Во втором варианте на сумму фактических затрат по готовой продукции делается проводка
Дебет 43 Кредит 20, 23, 29.
При списании (отгрузке) готовой продукции
Дебет 90 Кредит 43.
Порядок списания управленческих и коммерческих расходов. Для целей бухгалтерского учета коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году, их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Таким образом, указанные расходы могут:
признаваться полностью в себестоимости продаж;
распределяться на проданную и непроданную продукцию (товары, работы, услуги).
Косвенные (управленческие) расходы списываются:
непосредственно на издержки производства с указанием базы их распределения по объектам калькулирования, что обеспечивает расчет полной себестоимости;
на счет 90 «Продажи» (рассчитывается сокращенная себестоимость).
Учет расходов будущих периодов. Данные расходы подлежат списанию одним из следующих способов:
равномерно;
пропорционально объему выпущенной продукции;
иным способом, например, пропорционально выручке от продаж.
Порядок создания резервов. Нормативными документами предусмотрена возможность создания следующих резервов:
резерва по сомнительным долгам;
резерва под обесценение финансовых вложений;
резерва под снижение стоимости материальных ценностей;
резерва предстоящих расходов, предназначенного для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения отчетного периода (на отпускные, на капитальный ремонт основных средств и т. д.);
Создание резерва по сомнительным долгам и предстоящих расходов соответствует международной практике(соблюдение принципа осмотрительности) и требованию осмотрительности в отечественном учете. Вместе с тем при значительных суммах создаваемых резервов увеличиваются затраты, оказывающие влияние на величину прибыли и всех показателей исчисляемых на ее основе.
Учет кредитов и займов. Проценты по заемным средствам могут учитываться:
в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были произведены (сразу на счет 91);
как дебиторская задолженность с последующим отнесением ее суммы в состав прочих расходов в течении срока погашения заемных обязательств (на счете 97 с последующим списанием на счет 91).
Сумма процентов по выданным векселям и размещенным облигациям может учитываться:
в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления;
предварительно как расходы будущих периодов в целях равномерного (ежемесячного) включения сумм процента (дисконта) по выданным векселям или размещенным облигациям.
В учетной политике необходимо закрепить порядок учета доходов от временного вложения заемных средств. Эти доходы уменьшают затраты по полученным займам и кредитам. Поскольку расходы по обслуживанию заемных средств на инвестиционные цели включаются в первоначальную стоимость инвестиционного актива с отражением по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», то возможно определить в учетной политике, что доход от временного использования указанных средств следует отражать по кредиту этого же счета в корреспонденции со счетами учета денежных средств или финансовых вложений.
- Введение
- Тема 1 бухгалтерский учет, его сущность и задачи
- 1.1. Предмет бухгалтерского учета
- 1.2. Метод бухгалтерского учета (эккаунтинга)
- 1.3. Формы и техника бухгалтерского учета
- Тема 2 учет внеоборотных активов
- 2.1. Понятие и классификация основных средств
- 2.2. Оценка основных средств
- 2.3. Учет наличия и движения основных средств
- 2.4. Учет амортизации основных средств
- 2.5. Учет ремонта основных средств
- 2.6. Учет вложений во внеоборотные активы
- 2.7. Учет нематериальных активов
- Тема 3 учет материально-производственных запасов
- 3.1. Классификация материально-производственных запасов (мпз)
- 3.2. Документальное оформление поступления и расхода производственных запасов
- 3.3. Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- 3.4. Синтетический учет производственных запасов
- 3.5. Контроль учета материалов
- Тема 4 учет труда и его оплаты
- 4.1. Формы и системы заработной платы
- 4.2. Документы по учету труда и его оплате
- 4.3. Начисление есн, страховых взносов и расчет удержаний из зарплаты работников
- 4.4. Синтетический учет расходов по оплате труда
- Тема 5 учет затрат на производство продукции
- 5.1. Принципы организации производственных затрат
- 5.2. Классификация производственных затрат
- 3. Расходы на обязательное и добровольное страхование работников (ст. 255 нк рф) и имущества (ст. 263 нк рф).
- 5.3. Синтетический учет производственных затрат
- 5.4. Налоги и платежи, включаемые в состав производственных затрат
- Тема 6 учет денежных средств, расчетных и кредитных операций
- 6.1. Учет кассовых операций
- 6.2. Расчеты платежными поручениями
- 6.3 Чековая и аккредитивная формы расчетов
- 6.4. Расчеты векселями
- 6.5. Учет средств на расчетных счетах
- 6.6. Учет средств на валютных счетах
- 6.7. Учет прочих расчетов
- 6.8. Учет кредитных операций
- Тема 7 учет финансовыхвложений
- 7.1. Понятие финансовых вложений и ценных бумаг.
- 7.2 Особенности оценки финансовых вложений
- 7.3 Синтетический и аналитический учет финансовых вложений
- Тема 8 учет капитала, резервов и финансовых результатов
- 8.1. Учет уставного капитала
- 8.2. Порядок учета резервного и добавочного капитала
- 8.3. Формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
- 8.4. Основные налоги уплачиваемые организацией
- Тема 9 основы учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета
- 9.1. Понятие учетной политики
- 9.2. Основные элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета
- 9.3 Основные элементы учетной политики для целей налогообложения
- Тема 10 бухгалтерская отчетность оРганизации
- Заключение
- Заключение
- План счетов бухгалтерского учета
- Литература
- Оглавление
- Бухгалтерский учет