Тема 10 бухгалтерская отчетность оРганизации
Целью изучения данной темы является рассмотрение вопросов, отражающих состав, виды, требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.
В процессе изучения темы студенты должны иметь представление о том, что понимается под бухгалтерской отчетностью, в соответствии с какими нормативными документами составляется отчетность, в какие сроки, куда и в каком составе ее нужно представлять.
Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99, а также Приказом МФ РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и др., в состав годовой отчетности включаются:
Бухгалтерский баланс (форма №1);
Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
Отчет об изменениях капитала (форма №3);
Отчет о движении денежных средств (форма №4);
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).
Аудиторское заключение;
Пояснительная записка.
Отчетность предоставляется в налоговые органы вместе с сопроводительным письмом. Как правило, одновременно сдаются расчеты по некоторым налогам, а также справки, расчеты и пр. Их также можно включить в общий перечень отчетности.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав отчетности, кроме Баланса и Отчета о прибылях и убытках, Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6). Другие формы составлять не надо, если, конечно отсутствуют соответствующие данные.
Некоторым организациям (общественным объединениям, субъектам малого предпринимательства) разрешено в составе годовой отчетности представлять только Баланс и Отчет о прибылях и убытках.
Промежуточная отчетность состоит только из Баланса и Отчета о прибылях и убытках. Причем это касается всех организаций без исключения. Промежуточная отчетность – это отчетность за первый квартал, за полгода, за 9 месяцев нарастающим итогом с начала года. Ежемесячная отчетность составляется только для внутренних потребностей.
Сроки предоставления отчетности: промежуточной – не позднее 30 дней, а годовой – не позднее 90 дней по окончании отчетного периода.
Основной формой отчетности является бухгалтерский баланс. В нем отражается на 1-ое число каждого квартала в стоимостном выражении состав и размещение средств организации и источников их образования. Данные бухгалтерского баланса интересны для различных категорий специалистов, работающих на самом предприятии, партнерам, кредиторам, реальным и потенциальным инвесторам и т. д.
Так, поставщики желают быть уверенными в ликвидности данного предприятия. Кредиторов волнует способность оплачивать долговые обязательства. Банки заинтересованы в способности предприятия вернуть взятый кредит в срок и с процентами.
Для инвесторов важен уровень и динамика рентабельности, степень риска его вложений.
Руководству нужна полная и систематизированная информация об имущественном и финансовом положении предприятия, об основных тенденциях развития.
Баланс, как символ равновесия, состоит из двух равновеликих частей: актива, в котором средства отражаются по их составу и пассива, в котором находят отражение источники формирования средств.
Актив бухгалтерского баланса – это стоимость средств, которыми владеет предприятие. В нем выделяют два раздела:
Внеоборотные активы:
основные средства;
нематериальные активы;
незавершенное строительство;
доходные вложения в материальные ценности;
долгосрочные финансовые вложения и др.
Оборотные активы – это запасы материалов, готовой продукции, товаров для перепродажи и т. д. Далее следует дебиторская задолженность, которая разделяется на две группы: задолженность, которая должна быть погашена не ранее, чем через год и задолженность со сроком погашения менее 12 месяцев со дня отчета. Обращаем особое внимание на то, что в краткосрочной дебиторской задолженности выделена задолженность учредителей по взносам в Уставный капитал. В разделе оборотные активы – отражаются краткосрочные финансовые вложения (до 1 года) в ценные бумаги, а также денежные средства предприятия в кассе, на расчетных, валютных счетах и т. д.
Пассив бухгалтерского баланса – это совокупность собственных и привлеченных средств (источников). Пассив состоит из 3-х разделов:
Капитал и резервы отражают собственные средства предприятия, к которым относят:
уставный капитал;
резервный и добавочный капитал;
нераспределенная прибыль – это чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и не направленная в какие-либо фонды предприятия. Если по результатам хозяйственной деятельности выявлен убыток, то он отражается в пассиве баланса, в скобках;
средства целевого финансирования (счет 86), полученные предприятием из бюджета любого уровня с целевым назначением.
Долгосрочные обязательства: отражает долгосрочные (более 1 года) обязательства предприятия в виде кредитов, полученных у банков, и займов, взятых у других предприятий и организаций.
Краткосрочные обязательства: дает информацию о краткосрочных (менее 1 года) обязательствах перед банком, другими предприятиями по займам, поставкам товара, по векселям и т. д., задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, перед работниками по оплате труда. В статье «расчеты по дивидендам» отражается задолженность предприятия перед учредителями по начисленным, но еще не выданным дивидендам.
Баланс составляется по данным остатков (сальдо) синтетических счетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги или журнала учета хозяйственных операций.
Следует обратить внимание, что данные по некоторым счетам могут отражаться как в активе, так и в пассиве баланса. Так, например, по счету 75 «Расчеты с учредителями», задолженность учредителей по их вкладам в уставный капитал, как уже было отмечено, отражается в активе как вид дебиторской задолженности и в пассиве – задолженность предприятия перед учредителями.
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»: в активе – подотчетные суммы, по которым не рассчитались подотчетные лица, в пассиве – задолженность предприятия перед этими лицами.
Счет 68 «Расчеты с бюджетом»: в активе – обязательства бюджета, авансовые платежи предприятия, переплаты, в пассиве – указываются расчетные суммы налоговых платежей не перечисленные (долги предприятия).
Неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), в котором отражаются финансовые результаты деятельности предприятия. В него включаются такие показатели, как выручка от продаж, себестоимость проданной продукции, товаров (работ, услуг), прочие доходы и расходы, формирующие прибыль организации, налог на прибыль. В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» в форму № 2 введены соответствующие показатели (Текущий налог на прибыль Постоянное налоговое обязательство, Отложенный налоговый актив, Отложенное налоговое обязательство).
Отчет об изменениях капитала (форма № 3) показывает изменения, произошедшие в отчетном периоде с собственным капиталом, резервами, с оценкой чистых активов за предыдущий и текущий период. Показатель «Изменения в учетной политике» связан с применением ПБУ 1/98, когда изменение учетной политики внесистемно влияет на счёт 84, другой показатель «Результат от переоценки объектов основных средств» вытекает из реализации права организации по переоценке основных средств в соответствии с ПБУ 6/01.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) раскрывает все денежные потоки организации (от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности).
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) раскрывает информацию о составе нематериальных активов и основных средств, о кредитах, займах, дебиторской и кредиторской задолженности (с расшифровкой), о затратах, произведенных организацией в поэлементном разрезе; приводятся сведения по забалансовым счетам и т. д.
Кроме того, должно быть представлено аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит аудиторской проверке.
Пояснительная записка составляется в произвольной форме и дает информацию о положении предприятия, не нашедшую отражения в бухгалтерском балансе и приложении к нему. Например, факторы, повлиявшие на финансовые результаты; решения, принятые по распределению чистой прибыли; принятый порядок расчета аналитических показателей; динамика показателей за ряд лет и др.
При составлении отчётности должны соблюдаться следующие требования: полнота, существенность, нейтральность и пр.
Контрольные вопросы:
1.Что входит в состав бухгалтерской отчетности?
2.В чем заключаются особенности предоставления отчетности некоммерческими организациями?
3.Из каких форм отчетности состоит промежуточная отчетность?
4.Какая форма отчетности подтверждает ее достоверность?
5. Какая форма отчетности раскрывает информацию о финансовых результатах деятельности организации?
6. Какая форма отчетности раскрывает информацию о третьем разделе баланса «Капитал и резервы»?
7.Какая информация раскрывается в «Отчете об использовании денежных средств»?
8.В какой форме отчетности находят подробное отражение такие показатели баланса как «основные средства», «нематериальные активы», «дебиторская задолженность» и др.?
9.Какую роль выполняет пояснительная записка?
10.В какой валюте составляется отчетность?
Тесты:
Дайте правильный ответ:
1.Что не входит в состав бухгалтерской отчетности:
а) баланс
б) план счетов
в) отчет о прибылях и убытках
г) пояснительная записка
д) аудиторское заключение
2.Промежуточная бухгалтерская отчетность представляется:
а) в течение 60 дней по окончании квартала
б) в течение 30 дней по окончании квартала
в) в течение 90 дней по окончании квартала
г) в течение 20 дней по окончании квартала
3. Годовая бухгалтерская отчетность представляется:
а) в течение 60 дней по окончании года
б) в течение 30 дней по окончании года
в) в течение 90 дней по окончании года
г) в течение 120 дней по окончании года
4.Бухгалтерская отчетность подписывается:
а) налоговым инспектором
б) руководителем и аудитором
в) главным бухгалтером и налоговым инспектором
г) руководителем и главным бухгалтером
5.Из какого количества разделов состоит бухгалтерский баланс:
а) 4 раздела
б) 3 раздела в активе и 2 в пассиве
в) 3 раздела в активе и 3 в пассиве
г) 5 разделов
6.Себестоимость проданной готовой продукции формируется:
а) по дебету счета 90
б) по кредиту счета 90
в) по дебету счета 91
г) по кредиту счета 91
7. Какой вид деятельности отражается в «Отчете о прибылях и убытках»
а) текущая деятельность
б) обычная деятельность
в) инвестиционная деятельность
г) финансовая деятельность
8.Какой вид деятельности не отражается в «Отчете о движении денежных средств»
а) текущая деятельность
б) обычная деятельность
в) инвестиционная деятельность
г) финансовая деятельность
9.Какова основная цель аудиторской проверки:
а) выявить нарушения при ведении бухгалтерского учета
б) дать аудиторское заключение
в) установить достоверность бухгалтерской отчетности
10.Аудиторская проверка может быть:
а) обязательной и инициативной
б) обязательной
в) инициативной
- Введение
- Тема 1 бухгалтерский учет, его сущность и задачи
- 1.1. Предмет бухгалтерского учета
- 1.2. Метод бухгалтерского учета (эккаунтинга)
- 1.3. Формы и техника бухгалтерского учета
- Тема 2 учет внеоборотных активов
- 2.1. Понятие и классификация основных средств
- 2.2. Оценка основных средств
- 2.3. Учет наличия и движения основных средств
- 2.4. Учет амортизации основных средств
- 2.5. Учет ремонта основных средств
- 2.6. Учет вложений во внеоборотные активы
- 2.7. Учет нематериальных активов
- Тема 3 учет материально-производственных запасов
- 3.1. Классификация материально-производственных запасов (мпз)
- 3.2. Документальное оформление поступления и расхода производственных запасов
- 3.3. Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- 3.4. Синтетический учет производственных запасов
- 3.5. Контроль учета материалов
- Тема 4 учет труда и его оплаты
- 4.1. Формы и системы заработной платы
- 4.2. Документы по учету труда и его оплате
- 4.3. Начисление есн, страховых взносов и расчет удержаний из зарплаты работников
- 4.4. Синтетический учет расходов по оплате труда
- Тема 5 учет затрат на производство продукции
- 5.1. Принципы организации производственных затрат
- 5.2. Классификация производственных затрат
- 3. Расходы на обязательное и добровольное страхование работников (ст. 255 нк рф) и имущества (ст. 263 нк рф).
- 5.3. Синтетический учет производственных затрат
- 5.4. Налоги и платежи, включаемые в состав производственных затрат
- Тема 6 учет денежных средств, расчетных и кредитных операций
- 6.1. Учет кассовых операций
- 6.2. Расчеты платежными поручениями
- 6.3 Чековая и аккредитивная формы расчетов
- 6.4. Расчеты векселями
- 6.5. Учет средств на расчетных счетах
- 6.6. Учет средств на валютных счетах
- 6.7. Учет прочих расчетов
- 6.8. Учет кредитных операций
- Тема 7 учет финансовыхвложений
- 7.1. Понятие финансовых вложений и ценных бумаг.
- 7.2 Особенности оценки финансовых вложений
- 7.3 Синтетический и аналитический учет финансовых вложений
- Тема 8 учет капитала, резервов и финансовых результатов
- 8.1. Учет уставного капитала
- 8.2. Порядок учета резервного и добавочного капитала
- 8.3. Формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
- 8.4. Основные налоги уплачиваемые организацией
- Тема 9 основы учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета
- 9.1. Понятие учетной политики
- 9.2. Основные элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета
- 9.3 Основные элементы учетной политики для целей налогообложения
- Тема 10 бухгалтерская отчетность оРганизации
- Заключение
- Заключение
- План счетов бухгалтерского учета
- Литература
- Оглавление
- Бухгалтерский учет