logo
Бухгалтерский учет_2-е изд[1]

5.2. Классификация производственных затрат

Учет расходов по элементам затрат (единая классификация для всех предприятий):

Учет расходов по статьям калькуляции: (может различаться по предприятиям):

Деление затрат по экономической роли в процессе производства: основные затраты и накладные.

По способу включения в себестоимость: прямые расходы и косвенные.

По периодичности возникновения: текущие и единовременные.

По участию в процессе производства: производственные и коммерческие.

По эффективности (целесообразности): производительные и непроизводительные.

Определение себестоимости. себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в производстве природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Особое внимание следует обратить на такие расходы, которые включаются в себестоимость полностью, но нормируются при расчете налога на прибыль.

Нормируемые расходы:

1. Командировочные расходы. Для целей налогообложения с 1 января 2002 г. такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Расходами на командировки признаются (ст. 264, п. 12):

2. Представительские расходы. Для целей налогового учета с 1 января 2002 г. установлен закрытый перечень затрат, признаваемых в качестве представительских (ст. 264 НК РФ):

К представительским расходам не относятся расходы: на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов организации на оплату труда за этот период.

3. Расходы на рекламу. для целей бухгалтерского учета эти расходы признаются в качестве расходов по обычным видам деятельности в полном объеме. Для целей налогообложения (ст. 264 НК РФ) они учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Расходами на рекламу признаются:

а) расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети;

б) расходы на световую и иную наружную рекламу;

в) расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Прочие виды рекламы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки, определенной по данным налогового учета.

Пример. В первом квартале 2005 г. предприятие решило провести рекламную компанию своей продукции. Расходы на участие в выставке – 177 тыс. р. (в том числе НДС – 27 тыс. р.), расходы на изготовление подарков и призов для участников выставки – 72 тыс. р. (в том числе НДС – 10,8 тыс. р.).

Выручка от реализации товаров и иного имущества за отчётный период в целях налогообложения составила 5 млн р. (НДС не учитывается).

Данные расходы будут отражены следующим образом:

Дебет 44 Кредит 60 – 150 000 р. – отражены затраты на участие в выставке;

Дебет 19 Кредит 60 – 27 000 р. – выделен НДС по расходам на участие в выставке;

Дебет 44 Кредит 60 – 60 000 р. – отражены затраты на изготовление призов и подарков;

Дебет 19 Кредит 60 – 10 800 р. – выделен НДС по расходам на изготовление призов и подарков.

Для целей налогообложения прибыли рекламные расходы составят 200 000 р. = 150 000 р. + 50 000 р. (расходы на изготовление подарков и призов учитываются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1 % выручки, определённой в соответствии со ст. 249 НК РФ, 1 % от 5 млн р. составляет 50 000 р., а 10 000 р. это сверхнормативные расходы на рекламу).

После оплаты услуг сторонних организаций:

Дебет 68 Кредит 19 – 40 000 р. – принят к вычету НДС, предъявленный поставщиками услуг;

Дебет 91 Кредит 19 – 2 000 р. – списан НДС по сверхнормативным расходам на рекламу. При этом никаких записей в налоговых регистрах не производится.