6.1. Учет кассовых операций
В соответствии с нормативными документами каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу. Помещение кассы должно быть оборудовано и защищено. Всю полноту ответственности за создание таких условий несет руководитель предприятия.
Сумма средств, которая может находиться в кассе, определяется лимитом, устанавливаемым банком по согласованию с предприятием. Лимит кассового остатка каждое предприятие определяет индивидуально. Расчет лимита остатка кассы подписывают руководитель и главный бухгалтер и представляют данный расчет в обслуживающий их банк.
Сверхустановленного лимита деньги могут храниться в кассе только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий, но не свыше трех дней, включая день получения денег в кассе.
При учете кассовых операций необходимо также учитывать предельный лимит расчетов наличными в Российской Федерации между юридическими лицами, который составляет 60 тыс. р. по одной сделке, независимо от того, сколько дней вы рассчитываетесь.
Деньги в кассу поступают от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и прочих активов; перевод денег с расчетного счета в кассу всегда осуществляется на конкретные цели: выдачу заработной платы, отпускных, премий, на командировочные расходы, закупку товаров, хозяйственные расходы.
Чтобы получить деньги с расчетного счета нужно выписать денежный чек, на основе которого оформляется приходный кассовый ордер. Расход денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером. В конце дня кассир оформляет на основе приходных и расходных ордеров кассовую книгу (отчет) в двух экземплярах. Первый экземпляр подшивается к первичным документам по кассе, бухгалтер проверяет отчет и обрабатывает его данные, т. е. делает проводки и заносит их в соответствующие регистры.
Синтетический учет денежных средств в кассе осуществляется на счете 50 «Касса».
К данному счету могут быть открыты субсчета:
50-1 «Касса предприятия» – для учета денежных средств в кассе предприятия. Когда предприятие производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного движения каждой наличной валюты;
50-2 «Операционная касса». На этом субсчете учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов, вокзалов, в кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т. д. Он открывается организациями при необходимости;
50-3 «Денежные документы» – используется для учета находящихся в кассе предприятия почтовых марок, марок государственных пошлин, вексельных марок, оплаченных авиабилетов и других денежных документов:
Дебет 50/3 Кредит 71 – оприходованы в кассу денежные документы, приобретенные за наличный расчет;
Дебет 50/3 Кредит 76 – оприходованы в кассу денежные документы, приобретенные в безналичном порядке (оплаченные с расчетного счета);
Дебет 73 Кредит 50/3 – выдача путевок работникам организации за полную стоимость или с частичной оплатой;
Дебет 91/2 Кредит 50/3 – на сумму стоимости путевки, оплачиваемой за счет организации;
Дебет 71 Кредит 50/3 – на стоимость проездных документов, выдаваемых работнику, направляемому в командировку, на суммы выданных подотчет почтовых марок, марок государственной пошлины и др. для использования указанных документов по назначению;
Дебет 94 Кредит 50/3 – на сумму выявленной при инвентаризации недостачи денежных документов;
Дебет 99 Кредит 50/3 – на суммы потерь в связи с чрезвычайными событиями.
Основные проводки по кассовым операциям:
Дебет 50 Кредит 51 – получены деньги с расчетного счета;
Дебет 50 Кредит 62 – поступила выручка от продажи продукции, работ, услуг, товаров, от реализации основных средств и прочих активов;
Дебет 50 Кредит 90 – поступили деньги от продажи товаров торговой организацией (розничная торговля);
Дебет 50 Кредит 76 – поступили деньги от дебиторов (например, от родителей за детский сад);
Дебет 50 Кредит 71 – поступление остатка от подотчетного лица;
Дебет 50 Кредит 73-2 – поступили деньги за недостачу от материально ответственного лица;
Дебет 50 Кредит 91-1 – выявлены излишки средств в кассе;
Дебет 50 Кредит 75 – внесены денежные средства от учредителей в счет их вклада в уставный капитал организации;
Дебет 51 Кредит 50 – деньги сданы на расчетный счет;
Дебет 71 Кредит 50 – выданы деньги в подотчет на командировочные расходы;
Дебет 70 Кредит 50 – выдана заработная плата, отпускные, дивиденды;
Дебет 69/1 Кредит 50 – выдано по больничному листу, пособие при рождении ребенка;
Дебет 94 Кредит 50 – выявлена недостача средств в кассе;
Дебет 20, 26 Кредит 50 – оплачены мелкие расходы производственного характера.
- Введение
- Тема 1 бухгалтерский учет, его сущность и задачи
- 1.1. Предмет бухгалтерского учета
- 1.2. Метод бухгалтерского учета (эккаунтинга)
- 1.3. Формы и техника бухгалтерского учета
- Тема 2 учет внеоборотных активов
- 2.1. Понятие и классификация основных средств
- 2.2. Оценка основных средств
- 2.3. Учет наличия и движения основных средств
- 2.4. Учет амортизации основных средств
- 2.5. Учет ремонта основных средств
- 2.6. Учет вложений во внеоборотные активы
- 2.7. Учет нематериальных активов
- Тема 3 учет материально-производственных запасов
- 3.1. Классификация материально-производственных запасов (мпз)
- 3.2. Документальное оформление поступления и расхода производственных запасов
- 3.3. Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- 3.4. Синтетический учет производственных запасов
- 3.5. Контроль учета материалов
- Тема 4 учет труда и его оплаты
- 4.1. Формы и системы заработной платы
- 4.2. Документы по учету труда и его оплате
- 4.3. Начисление есн, страховых взносов и расчет удержаний из зарплаты работников
- 4.4. Синтетический учет расходов по оплате труда
- Тема 5 учет затрат на производство продукции
- 5.1. Принципы организации производственных затрат
- 5.2. Классификация производственных затрат
- 3. Расходы на обязательное и добровольное страхование работников (ст. 255 нк рф) и имущества (ст. 263 нк рф).
- 5.3. Синтетический учет производственных затрат
- 5.4. Налоги и платежи, включаемые в состав производственных затрат
- Тема 6 учет денежных средств, расчетных и кредитных операций
- 6.1. Учет кассовых операций
- 6.2. Расчеты платежными поручениями
- 6.3 Чековая и аккредитивная формы расчетов
- 6.4. Расчеты векселями
- 6.5. Учет средств на расчетных счетах
- 6.6. Учет средств на валютных счетах
- 6.7. Учет прочих расчетов
- 6.8. Учет кредитных операций
- Тема 7 учет финансовыхвложений
- 7.1. Понятие финансовых вложений и ценных бумаг.
- 7.2 Особенности оценки финансовых вложений
- 7.3 Синтетический и аналитический учет финансовых вложений
- Тема 8 учет капитала, резервов и финансовых результатов
- 8.1. Учет уставного капитала
- 8.2. Порядок учета резервного и добавочного капитала
- 8.3. Формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
- 8.4. Основные налоги уплачиваемые организацией
- Тема 9 основы учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета
- 9.1. Понятие учетной политики
- 9.2. Основные элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета
- 9.3 Основные элементы учетной политики для целей налогообложения
- Тема 10 бухгалтерская отчетность оРганизации
- Заключение
- Заключение
- План счетов бухгалтерского учета
- Литература
- Оглавление
- Бухгалтерский учет