4.2. Развитие социального страхования в новое время
Процесс индустриализации внес кардинальные изменения во всю сферу трудовой жизни: вызвал невиданные ранее разделение и кооперацию трудовых функций, закрепление их за работниками и появление приспособленного к этим операциям инструмента. Это сопровождается перенесением работы с поля и дома на фабрику. Теперь работа стала требовать координации усилий больших коллективов работников и интеграции различной трудовой деятельности. Это вызвало коренные изменения в жизнедеятельности населения: происходит трансформация большой семьи в малую, массовое перемещение населения в города и урбанизацию жизни, что в итоге предопределяет высокую материальную зависимость наемного труда от условий найма их работодателями. В результате новые условия труда и жизнедеятельности привели к появлению новой формы социальной незащищенности в случаях утраты возможности трудиться из-за несчастных случаев, болезней, старости и безработицы.
Это подчеркивает основополагающее значение для наемных работников возможности и доступности заниматься трудовой деятельностью, а также особого, социального (массового) по характеру, риска потерять заботу, а значит, лишиться материального вознаграждения за труд.
Кроме того, наличие социального риска несет с собой опасность утраты социального статуса и социального отторжения, так как угрожает привести к отсутствию возможности участвовать в социальной жизни.
Первый этап индустриализации в истории Запада (XVII—XIX вв.) характеризовался преобразованием самих общественных производительных сил: переход от мануфактуры к машинному или фабрично-заводскому производству. Его основные черты: превращение орудия труда из ручного в механическое, появление машин, что сопровождалось невиданным ростом производительности труда, завершением стратификации общества индустриального типа, кристаллизацией общественных интересов и развитием классовой борьбы как формы их проявления.
В трудовой сфере данный этап характеризовался крайним упрощением и изматывающим ритмом труда, отчуждением работника от процесса труда, отсутствием элементарных форм охраны труда, высокой продолжительностью рабочего времени, неурегулирован-ностью вопросов заработной платы, применением труда женщин и детей на рабочих местах с вредными условиями труда, отсутствием законодательных норм, регулирующих предоставление пособий в случае утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве, болезней и старости.
Государственная власть, придерживаясь в основном принципов либерализма и индивидуализма, не предпринимала активных действий, за исключением предоставления некоторых видов гарантий и помощи (в основном пенсий) государственным служащим или отдельным группам рабочих, условия труда которых отличались повышенным профессиональным риском (горняки, шахтеры и т.п.).
Перемены, вызванные индустриализацией и связанными с ней урбанизацией жизни и монополизацией экономик, становлением рабочего движения, потребовали новой доктрины социальной защиты, взамен ранее существовавшей и основанной на принципах самоподдержки, семейного обеспечения нетрудоспособных и благотворительности.
Великобритания — первая капиталистическая страна, которая ввела законодательное регулирование вопросов труда с помощью фабричного законодательства. Помимо продолжительности рабочего дня, английское фабричное законодательство уже в те годы регулирует вопросы охраны, гигиены труда (определяет меры по предупреждению несчастных случаев и улучшению санитарно-гигиенических условий труда), а с 80-х гг. XVIII столетия определяет систему обязательного страхования на случай утраты трудоспособности на производстве в отдельных отраслях экономики. Аналогичные виды фабричного законодательства начиная с 60-х гг. XIX века формируются в других западноевропейских странах — Германии, Франции, Австрии.
Однако понимание того, что в рыночных условиях самозащита для подавляющего числа лиц, занятых наемным трудом, объективно невозможна, приходило постепенно. Массовое обнищание населения, неудачные эксперименты с принудительным трудом в работных домах Англии и общественными работами во Франции, неэффективность государственного вспомоществования, нарастание социального протеста способствовали осознанию необходимости создания нового института социальной защиты, включающего в себя договорные (основа — трудовой договор) и публично-правовые отношения (по поводу защиты работников от массовых и объективных по характеру социальных рисков).
В наиболее систематизированном виде доктрина социального страхования людей наемного труда нашла выражение в работе французского мыслителя Клавьера, которая была опубликована в 1788 году под названием «Проспект относительно введения пожизненного страхования»1. Данная работа отличается глубоким пониманием сущности социального страхования: «Пожизненное страхование приходит на помощь тому чувству, которое связывает индивида с другими индивидами и позволяет ему выжить. Подобное страхование означает безопасность относительно несчастливых обстоятельств, и при этом оно не может повредить ни промышленности, ни индивидуальной активности». Важно подчеркнуть, что Клавьер понимал публичную значимость социального страхования, для осуществления которого предлагал использовать потенциал государственной власти: «по установлению правительства и под его опекой и надзором. Именно доктрина пожизненного страхования позволяет мобилизовать достаточные ресурсы и является наиболее надежным средством для того, чтобы уменьшить масштабы этого бедствия и не допустить его разрастания в будущем».
Казалось, что предложенная Клавьером доктрина должна рассчитывать на благожелательный прием и прямую поддержку. Однако на деле все обстояло не так просто.
Общественный менталитет того времени основывался на других ценностях и, прежде всего, на безоговорочной поддержке принципов личной ответственности и личной предусмотрительности человека в вопросах материального положения. Поэтому многие общественные деятели усмотрели в доктрине Клавьера угрозу данным моральным установкам, которые может расшатать принцип публичной ответственности государства за материальное благополучие людей.
Считалось, что люди обязаны и могут организовать свою защиту самостоятельно, например в форме добровольного личного страхования или добровольного коллективного страхования.
Следует отметить, что уже в середине XVIII века в Англии и Франции возникают общества взаимного страхования для рабочих и общества взаимного вспомоществования.
Однако добровольные формы взаимного страхования не позволяли решать задачи социальной защиты работников на приемлемом уровне. Переход к системе обязательного страхования, который произошел в 90-е гг. XIX века в Германии по инициативе Отто Бисмарка, позволил осуществить стратегический прорыв в формировании наиболее эффективного института социальной защиты, который применили сначала большинство европейских стран, а впоследствии (30—60-е гг. XX в.) подавляющее большинство стран мирового сообщества.
Таким образом, период с 80-х гг. XIX в. до конца 20-х гг. XX в. можно определить как первый этап становления систем социальной защиты трудящихся в индустриальную эпоху: разработка социального законодательства, формирование систем социального страхования и охраны труда. В процессе становления и развития систем социального страхования происходит уточнение и кристаллизация принципов формирования финансовой базы для социальной защиты работников. Становится нормой, когда весь спектр экономических затрат, связанных с профессиональными рисками, несет работодатель: вопросы техники безопасности, гигиены и медицины труда, компенсации утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По другим же видам социальных рисков расходы распределяются между предпринимателями (работодателями) и работниками.
Второй этап развития западных национальных систем социальной защиты работников в процессе труда (конец 20-х — начало 60-х годов XX века) определялся:
новым этапом индустриализации (США, 1914-1929 гг.; Западная Европа, 30-50-х годов; Япония, 50—60-х годов);
разрушительными последствиями первой и второй мировых войн;
социалистической революцией (1917 г.) в России;
экономическим кризисом (кризисом либеральной модели экономического развития) начала 30-х годов.
Эти факторы дали импульс осознанию необходимости расширения сферы действия социальной защиты, охвата всех групп трудящихся, качественному повышению ее уровня и обосновали вмешательство государства в социально-экономические процессы.
Сложный характер социально-экономических, политических, организационно-технических факторов, влияющих на формирование механизмов социальной защиты работников в процессе труда, объективно обусловливает необходимость государственного регулирования этих вопросов.
Важным этапом определения роли государства стали работы Кейнса, идеи которого в области социальной защиты творчески развил английский ученый У.Беверидж. В своем докладе парламенту и правительству страны (1942 г.) он обосновал новую роль государства, как одного из главных субъектов, ответственного за социальную защиту трудящихся и всего населения1. По его мнению, эти проблемы должны решаться государством на основе реализации принципа эффективного разделения власти — законодательной, исполнительной и судебной.
В докладе Беверидж проанализировал также и проблемы борьбы с безработицей, уделил большое внимание социальному обеспечению и разработал предложения по реформе социального обеспечения на принципах всеобщности и единообразия, т.е. одинакового для всех размера пенсий и пособий, а также условий их выплат (права на лечение, пенсию, семейные пособия должны быть равными для всего населения, в отношении других видов социальных выплат допускались различия между лицами наемного труда и работающими не по найму).
Наряду с этим Беверидж рекомендовал широко развивать государственное вспомоществование, ввести национальную службу здравоохранения, гарантирующую бесплатное медицинское обслуживание. Все это, вместе взятое, составило бы, по его мнению, комплексную систему социальной защиты населения, с помощью которой Англия могла бы «ликвидировать проблему нужды и бедности, а также способствовать поддержанию полной занятости».
Исходя из этих рекомендаций, лейбористское правительство Англии на протяжении 1944 - 1948 гг. приняло ряд законодательных актов, на основе которых возникла единая система социального страхования и обеспечения, охватывающая все население и все случаи потери заработка, было введено всеобщее бесплатное медицинское обслуживание.
Аналогичные реформы после второй мировой войны проведены во многих западных странах, в результате чего сформировалась законодательная база социального страхования и обеспечения. К наиболее существенным их характеристикам относятся: быстрое создание социальных инфраструктур на производстве, разработка и осуществление государственных и коллективно-профессиональных программ охраны труда, занятости, медицинской и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве, систем социального и медицинского страхования, которые в совокупности охватывают все аспекты общественного воспроизводства. Необходимо отметить неуклонный рост интереса широких кругов общественности в западных странах к системам социальной защиты трудящихся и всего населения, разработке концепций социальной защиты, наличие значительного количества научных школ.
- Раздел 1. Зарождение страхования
- Страхование в древнем мире
- 1.2. Страхование в средние века
- 1.3.Этапы развития коммерческого страхования в европе
- 1.4. Страхование в мусульманских странах
- Раздел 2. Страхование в россии
- 2.1. Страхование в древней руси
- 2.2. Развитие страхования в российской империи
- Л.И.Штиглиц
- 2.3. Знаки страховой защиты в российской империи1
- 2.4. Монополизация страхового дела и страхование в ссср в довоенный период
- 2.5. Государственное страхование в годы великой отечественной войны
- 2.6. Государственное страхование в ссср во второй половине XX века
- 2.7. Демонополизация страхования
- Раздел 3. Земское страхование
- 3.1. Возникновение и развитие земского страхования
- 3.2. Земское добровольное страхование движимого имущества
- 3.3. Земское страхование имущества в кредит
- 3.4. Земское страхование виноградников
- Раздел 4. Эволюция социального страхования
- 4.1. Социальная защита в древнем мире и в средние века
- 4.2. Развитие социального страхования в новое время
- 4.3. Зарождение и развитие социального страхования в россии
- 1. Модель Бисмарка
- Раздел 5. Развитие отдельных видов страхования
- 5.1. Морское страхование
- 5.2. Страхование жизни
- 5.3. Страхование транспорта и гражданской ответственности владельцев автомобилей
- 5.4. Взаимное страхование
- 5.5. Интересные факты из истории страхования