logo
Пособие

2.7. Демонополизация страхования

Демонополизация страхования - преодоление исключительного права государства на проведение страховых операций — проявилась, во-первых, в создании негосударственных страховых обществ и, во-вторых, в преодолении монополии союзных структур при решении юридических и экономических вопросов страхового дела.

Начало демонополизации страхового дела в нашей стране положил Закон «О кооперации», принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988г. Этим Законом предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество и другие имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования. Однако уже с самого начала кооперативные организации не ограничились сферой, определенной Законом, и стали проводить различные операции по имущественному, кредитному страхованию и страхованию жизни.

Значительную роль в ускорении создания негосударственных страховых обществ сыграло утверждение Советом Министров СССР 19 июня 1990 г. Положения «Об акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью» и Постановления «О мерах по демонополизации народного хозяйства» (16 августа 1990 г.). Последнее постановление прямо ориентировано на то, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования. В конце 1988 — начале 1989г. в России действовало уже около 100 новых страховых организаций, а в феврале 1989г. было создано первое их объединение - Ассоциация советских страховых организаций (АССО), объединявшая страховые организации России, Украины, Молдавии и Прибалтики.

В 1992 г. после распада СССР согласно Указу Президента РФ от 29 января 1992г. государственные и муниципальные страховые организации могли преобразовываться в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и открытого типов и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО).

Создаваемые страховые общества активно занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка.

Демонополизация происходила и в системе Госстраха. Она выражалась прежде всего в предоставлении страховым обществам республик, краев и областей права наряду с едиными по стране видами страхования проводить региональные виды имущественного и личного страхования. В связи с этим в некоторых республиках стали неоднозначно решаться вопросы даже традиционных видов страхования (например, с 1991г. в одних республиках страхование имущества колхозов и совхозов стало добровольным, а в других оно по-прежнему осталось обязательным). Государственные страховые организации республик стали также осуществлять операции, считавшиеся прежде исключительной сферой деятельности Ингосстраха. В условиях демонополизации страхования на территории Российской Федерации создаются страховые организации с участием иностранного капитала.

В 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О создании Российской государственной страховой компании» от 10.02.92 г. № 76 на базе Правления Госстраха РСФСР было создано акционерное общество «Российская государственная страховая компания (Росгосстрах)» - правопреемник имущественных прав и обязанностей Госстраха России.

Особенностью формирования российского страхового рынка стало массовое появление новых, преимущественно небольших, компаний, не имеющих опыта страхования. Именно к этому периоду относится начало использования страхования для ухода от налогов, что объясняется весьма либеральным законодательством.

Законодательную базу правового регулирования зарождающегося национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993г. Закон определил лишь общие понятия страхования и страховой деятельности, их существенные признаки, дал определения объектов страхования, страховщика, страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя и страховых посредников, установил значения терминов «страховая сумма», «страховой взнос», «страховая выплата», «страховой тариф» и др. Были установлены общие законодательные требования к договору страхования, обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, государственному надзору за страховой деятельностью, порядку лицензирования страховой деятельности, страхованию иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. В Законе также затронуты вопросы разрешения споров и международных договоров.

В это же время был создан Росстрахнадзор — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. В 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России.

   В 1997 г. разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Совершенствование страхового рынка продолжается. В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.

Российский страховой рынок изначально отличался значительными региональными диспропорциями, которые сохранились и до сегодняшнего дня: в Москве зарегистрировано более половины всех страховых компаний, на которые приходится более 70% страховых поступлений и выплат.

Резкий поворот к рынку снизил масштабы страхования в российском обществе. Только в 2002 г. доля объема страховых взносов в ВВП достигла доперестроечного уровня. Если исключить из рассмотрения взносы по обязательному медицинскому страхованию, то этот показатель на порядок ниже уровня развитых стран.

Невелик и размер страховой премии на душу населения. В России на одного жителя в год приходится в среднем менее $ 100 страховых платежей, в то время как в Японии - до $5080, в Швейцарии -$4507, в США - $2372. Основная причина столь значительных различий заключается в различных уровнях доходов населения.

Страховой рынок в России только развивается, однако в его активе немало страховых выплат, соизмеримых по величине с выплатами крупнейших мировых страховщиков. В качестве примера можно привести выплаты компании Ингосстрах (совместно с перестраховщиками) за утрату груза (два истребителя СУ-27) в авиакатастрофе АН-124 в Иркутске $56,2 млн; за гибель спутника связи «Экспресс А» - $24,4 млн и катастрофу самолета СУ-30МК на авиасалоне «Ле Бурже-99» во Франции - $5 млн. Для сравнения: один из самых крупных страховых исков в мире составил почти $2 млрд. Инициатором иска стала одна крупная английская судовладельческая компания, ответчиком - германская судостроительная компания. Поводом для иска стала катастрофа застрахованного англичанами у немцев танкера, случившаяся у берегов Англии 16 марта 1978 г. и в результате которой в море вылилось 66 млн. галлонов нефти. Страховщики германской судостроительной компании выплачивают страховое возмещение по этой аварии до сих пор.

В Государственном реестре страховщиков в 2009 г. было зарегистрировано около 715 страховых организаций, однако не все они реально занимались страхованием. Снижение прироста объемов страхового рынка в последний год вызван кризисными явлениями в экономике, ужесточением требований законодательства к страховщикам в отношении капитализации, финансовой устойчивости и прозрачности бизнеса. По-прежнему, оценивая состояние российского рынка страхования, большинство экспертов сходятся во мнении, что потенциал рынка остается нераскрытым и, это в первую очередь связано с особенностями ведения бизнеса в России, низкой страховой культурой населения и предприятий, российским менталитетом.

СХЕМЫ К РАЗДЕЛУ 2

Таблица 2.1

СТРАХОВОЙ ХРАНОГРАФ

Дата

Событие

X-XI вв.

Закрепление в древнерусских сборниках права обязанностей по компенсации ущерба по системе раскладке ущерба за счет средств округи

1765 г.

в Риге создано первое в Российской Империи общество взаимного страхования от огня

1786 г.

Манифестом Екатерины II учреждена "Государственная страховая экспедиция" - организация, специализировавшаяся на имущественном страховании (закрыта в 1822 г.)

1797 г.

Учреждена Страховая контора при Ассигнационном банке (упразднена в 1805 г.)

1798-1799 гг.

В Москве и Санкт-Петербурге при Камеральном департаменте созданы "Ассекуранц-Контора" и "Фейер Кадастр" для взаимного страхования от огня

1827 г.

27 июня учреждено "Первое Российское страховое от огня общество" - первое в истории России акционерное страховое общество, положившее начало негосударственному страхованию и отмене первой государственной монополии

1835 г.

Создано "Второе Российское страховое от огня общество"

1846 г.

Образовано страховое товарищество «Саламандра»

1864 г.

После земской реформы в России создана уникальная, не имеющая зарубежных аналогов система земского страхования; правовой механизм участия земств в страховании Правительство закрепило позднее в Положении о взаимном земском страховании

1874 г.

Российские страховщики впервые вступают в монополистическое объединение "Страховой синдикат", представляющее собой тарифное соглашение между представителями ведущих страховых обществ.

1885 г.

На российский рынок впервые официально допускаются иностранные страховые компании.

1888 г.

Появление первых иностранных страховщиков после отмены Манифеста Екатерины II, предоставляющих услуги по страхованию жизни на принципах тонтинного страхования

1886 г.

Введено в действие Положение о взаимном страховании от огня

1894 г.

Создан первый российский орган страхового надзора - Комитет по надзору за страховой деятельностью при Хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел и принято Положение о надзоре за деятельностью страховых обществ и учреждений

1894 г.

Издан Указ о запрете тонтинных операций в России

1898 г.

Введены первые правила размещения страховых резервов (Закон "О порядке помещения и хранения средств страховыми обществами" от 11 мая 1898 г

1909 г.

Создан "Всероссийский союз обществ взаимного страхования".

1918 г.

23 марта принят Декрет Совнаркома "Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального", вводивший государственный контроль за страхованием в качестве переходной меры к последующей национализации; 28 ноября - Декрет Совнаркома "Об организации страхового дела в Российской Республике", в соответствии с которым страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией и достоянием республики.

1919 г.

Объединение сберегательных касс с учреждениями Народного банка РСФСР, в котором создан отдел страхования жизни, затем - принятие Декрета Совнаркома "Об аннулировании договоров по страхованию жизни" (от 18 ноября), фактически отменившего все виды страхования жизни с перечислением уплаченных взносов в доход государства

1921 г.

Декрет Совнаркома "О государственном имущественном страховании" от 6 октября; эта дата знаменательна также тем, что она считается днем рождения отечественного Госстраха и профессиональным праздником всех российских страховщиков

1921-1924 гг.

Передача Госстраху права проведения операций по личному страхованию

1925 г.

Декларирован основной принцип государственного страхования: "страхование во всех его видах является государственной монополией Союза ССР

1940 г.

4 апреля Верховным Советом СССР утвержден Закон "Об обязательном окладном страховании", установивший основные принципы обязательного имущественного страхования

1947 г.

Создан Ингосстрах СССР (из состава Госстраха было выделено Управление иностранного страхования).

1948 г.

Введено новое Положение о главном управлении государственного страхования СССР и его органах на местах.

1973 г.

Ингосстрах преобразован в страховое акционерное общество

1988 г.

Начало демонополизации страхования (с принятием Закона "О кооперации в СССР", разрешавшего участие кооперативов в страховании), появление первых страховых кооперативов "АСКО", "Прогресс” и др.

1991 г.

Принят Закон РСФСР от 28.06.91 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РСФСР", упразднено Правление Госстраха СССР, на его основе создана Российская государственная акционерная страховая компания.

1992 г.

Принят Закон Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 "О страховании" (впоследствии название было изменено - Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Указом Президента Российской Федерации от 10.02.92 г. № 133 создана Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).

1993-1995 гг.

Введены важнейшие для страхового рынка нормативные акты, включая "Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации", Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, Правила размещения страховых резервов, утв. приказом Росстрахнадзора, Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков, и др.

1994 г.

В июне на о.Корфу подписано соглашение, согласно которому Россия обязалась допустить на внутренний рынок иностранных страховщиков через 5 лет, т.е. с 1999г. Деятельность иностранных страховщиков однако ограничена в соответствии с законодательством

1995 г.

Объединение крупнейших общественных организаций российского страхового рынка: присоединение к Всероссийскому союзу страховщиков страхового союза России.

1996 г.

Правительство разрешило относить на себестоимость взносы по ряду видов добровольного страхования в суммарном размере не более 1% от объема реализуемой продукции (работ, услуг), что оказало стимулирующее воздействие на развитие рынка. 1 марта в соответствии с Федеральным законом от 26.01.96 г. № 15-ФЗ вступила в действие вторая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, глава 48 "Страхование"). 14 августа 1996 г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент Министерства финансов Российской Федерации.

1997 г.

Федеральным законом от 31.12.97 г. № 157-ФЗ утверждены изменения в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которым возросли требования к уставному капиталу страховщиков.

1999 г.

2-3 марта в Москве состоялось Всероссийское собрание по развитию национальной системы страхования в Российской федерации. Федеральным законом от 20.11.99 г. № 204-ФЗ приняты изменения и дополнения в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации", касающиеся условий допуска иностранных страховщиков на российский рынок. Приказом Минфина России от 22.02.99 г. № 16Н (в ред. от 16.03.2000 г.) утверждены новые Правила размещения страховщиками страховых резервов. Принят Федеральный закон от 23.06.99 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", в котором определены основы антимонопольного регулирования страховщиков.

2000 г.

принят Федеральный закон от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской федерации". Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2000 г. № 420 размер страховых взносов, относимых на себестоимость, увеличен до 3% объема реализации продукции.

2003 г.

Введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что послужило стимулом для территориальной переориентации страхового рынка. Страховщики приходят в регионы

2003-2009 гг.

Совершенствование страхового законодательства в части усиления контроля за деятельностью страховщиков, увеличения требований к минимальному уставному капиталу, введения требования о порядке размещения страховщиками собственных средств, аналогично размещению страховых резервов, введены требования о деятельности страховых актуариев и т.д. Вследствие этого сокращение числа игроков на страховом рынке, развитие новых видов страхования, активизация деятельности страховых посредников

2009 г.

Подготовлены поправки в ФЗ « Об организации страхового дела в РФ», касающиеся увеличения размера минимального уставного капитала, повышения финансовой устойчивости страховщиков, установления процедуры передачи страхового портфеля при ликвидации, уточнение требований к страховым актуариям

Внесены изменения в закон «Об ОСАГО»

Подготовлено ряд законопроектов о страховании

2010 г. - …

Страховой рынок России продолжает развиваться

Рис. 2.1. Этапы развития страхования в Российской Империи