logo
Пособие

3.4. Земское страхование виноградников

Мероприятия по виноградству начали практиковать земства Таврической, Херсонской, Бессарабской, Подольской, Киевской, Екатеринославской, Самарской и некоторых других губерний еще в конце XIX века. На виноградных лозах в то время стало повсеместно распространяться заболевание, именуемое «филлоксерой», в результате чего виноградник погибал. Главная задача земств заключалась в содействии восстановлению погибающих от филлоксеры виноградников и восстановлении уже погибших культурами американских и французских филлоксероустойчивых культур.

Несмотря на активные действия многих земств, полного восстановления виноградников не происходило, поскольку средств земства и владельца виноградника не всегда было достаточно. Приходилось выписывать посадочный материал из Америки и Франции, осуществлять мероприятия по его высадке, проводить беседы-чтения, курсы и показательные работы среди владельцев виноградников, устраивать питомники и т.д. И все это требовало немалых сумм денежных средств. Возникла предпосылка поиска альтернативной системы помощи восстановлению виноградной лозы. Такой системой могло стать только обязательное страхование.

В 1891 году во всех уездах Бассарабской губернии в качестве эксперимента было введено обязательное взаимное земское страхование виноградников от филлоксеры. Страховой капитал образовывался из взносов, поступающих в определенном размере и с назначенные сроки от владельцев виноградных кустов. Средства этого страхового фонда могли быть использованы исключительно на нужны восстановления виноградников, погибших от филлоксеры и превентивные мероприятия.

Основным звеном в организации страховой защиты становилась Губернская земская управа, и, прежде всего, земское собрание, которое разрабатывало нормы страхования виноградников для территории своей губернии.

Так, земскому собранию предоставлялось:

Обязательному страхованию подлежали все виноградники, начиная с определенного возраста, которые заключали в себе не мене определенного количества виноградных кустов, кому бы они не принадлежали.

Виноградники, не подлежащие обязательному страхованию, поступали в земское страхование по желанию их владельцев и с согласия страхового управления.

Владельцы виноградников, подпадающих под обязательное страхование могла страховать виноградные кусты по двум вариантам:

- по нормальной оценке;

- по специальной оценке.

При страховании по нормальной оценке за единицу объекта страхования принимался погон, включающий 400 виноградных кустов. Страховые суммы на один погон устанавливались губернским собранием на определенные сроки, с учетом заключений уездных земств.

Виноградники, стоимость которых не достигала размера страховых сумм по нормальной оценке принимались на страхование по их действительной стоимости, или по специальной оценке. Владелец виноградника мог и самостоятельно выбрать вариант страхования по специальной оценке. Тогда особая оценочная комиссия, состоящая из члена уездной земской управы или уполномоченного управой лица и не менее двух виноградовладельцев из окрестных мест проводили опись и оценку виноградника. Результаты описи и оценки комиссия вносила в особую графу списков, предназначенную для страхования по специальной оценке, с обозначением числа виноградных кустов и плодовых деревьев, а доля исчисления страховой суммы соотносится с действительной стоимостью виноградника, определяясь по сортам винограда, урожайности, качеству и ценности продаваемого вина.

На обязанности губернской земской управы входило сбор сведений и составление предварительных заключений о количестве и стоимости виноградников по каждому владельцу. При этом все виноградники вносили в списки, составляемые сельскими властями и уездными земскими управами. В списки, кроме виноградных кустов вносили также и количество плодовых деревьев, находящихся среди виноградников.

Кроме того, местные сельские и волостные управления обязаны были ежегодно к 1 января предоставлять по установленной форме сведения о вновь разведенных виноградниках, а также немедленно сообщать о случаях высыхания кустов.

Если владелец виноградника пожелал стра­ховать его по специальной оценке, то осо­бой оценочной комиссией, состоящей из членов губернской земской управы или уполно­моченного управой лица и не менее двух виноградовладельцев из окрестных местно­стей проводилась опись виноградника. Результаты описи и оценки комиссия вносила в особую графу списков, предназ­наченную для страхователей по специальной оценке, с обозначением числа виноградных кустов и плодовых деревьев, а доля исчисле­ния страховой суммы соотносилась с дей­ствительной стоимостью виноградника, оп­ределяя ее по сортам винограда, урожайно­сти, качеству и ценности продаваемого вина, но, во всяком случае, специальная оценка не допускалась для виноградников в местнос­тях, подозрительных от филлоксеры, и, кро­ме того, она не должна была превышать высшего предела суммы, установленного гу­бернским земским собранием.

Оплата страховых взносов производилась один раз в год, в срок, определенный губернским земским собранием.

Для выдачи страхового вознаграждения, а также и пособия на лечение виноградных кустов от филлоксеры составлялся акт осо­бой оценочной комиссией. Оценочная комиссия собиралась сразу (и не позже как через два дня) по получении уездной земской управой извещения от ме­стного эксперта об открытии филлоксеры. Комиссия определяла на месте размер пло­щади виноградника и число кустов, предназ­наченных к уничтожению, лечению или срезке, а также и размер следуемого владельцу воз­награждения. При этом комиссия удостове­рялась также в том, выполнил ли владелец виноградника все те обязательства, несоб­людение которых влечет за собой лишение права на страховое вознаграждение.

Если при истреблении филлоксеры будет причинен какой-либо убыток владельцу со­седнего участка земли, не находящейся под виноградником, то комиссия также составляла акт о размере убытков, понесенных владельцем этого участка.

Акт, составленный комиссией, передавался через члена уездной земской управы или упол­номоченного от земства в уездную земскую управу, а владельцам виноградника, истреб­ленного или поврежденного по случаю появле­ния филлоксеры, выдавалась копия. Уездная управа по получении акта оценоч­ной комиссии о размере страхового вознаг­раждения, следуемого владельцу виноград­ника, уничтоженного или поврежденного по распоряжению филлоксерных учреждений, а также о размере пособия на лечение соответ­ствующих частей виноградника в течение трех дней выносили решение о выдаче причитаю­щейся суммы немедленно, не дожидаясь нача­ла работ. Если сумма вознаграждения не пре­вышала 100 рублей, следуемых отдельным ли­цам, то управа выдавала такую сумму сразу и сообщала о том губернской земской управе, представляя все необходи­мые оправдательные документы для проверки правильности выдачи. Если же сумма вознаг­раждения была более 100 рублей на каждого хозяина, то на выдачу ее нужно было иметь разрешение губернской земской управы. Во всяком случае, выдача следуемого вознаграж­дения производилась в течение не более двух­недельного срока со времени выдачи копии с акта оценочной комиссии.