20.Организация процесса торговли ценными бумагами на биржевом рынке.
Технологически любая из современных систем торговли может происходить в режиме биржевой и внебиржевой торговли. Однако исторически именно биржевая торговля определяет стандарты организации торгов.
Организация торговли оказывает значительное влияния на ее стабильность и ликвидность. Ее формы зависят в основном от состояния фондового рынка, а именно от глубины, ширины и уровня сопротивляемости. Чем больше объем спроса и предложения на ценные бумаги, тем рынок шире; чем крупнее объем заявок инвесторов и концентрированнее спрос и предложение, тем глубже вторичный рынок. Сопротивляемость связана с диапазоном цен, в котором участники рынка готовы покупать или продавать ценные бумаги. Основной задачей биржи является установление рыночной цены путем использования различных форм организации биржевой торговли.
Можно выделить 4 основных формы организации биржевой торговли, в которых различаются механизмы установления рыночной цены:
аукцион;
система со специалистами;
система с котировками, устанавливаемыми маркет-мейкерами;
система, основанная на заявках.
Биржевая торговля, организованная в форме аукциона, предполагает подачу и сравнение заявок.
При небольшом объеме спроса или предложения торговля организуется в форме простого аукциона. Такой аукцион может быть организован либо продавцом, который получает предложение покупателей (аукцион продавца), либо покупателей который ищет выгодное предложения от ряда потенциальных продавцов (аукцион покупателя).
На аукционе «втемную», или так называемом закрытом аукционе все покупатели предлагают свои ставки одновременно, и ценные бумаги приобретает тот, кто сделал самое высокое предложение. Закрытый аукцион основан на предварительном сборе заявок, ранжировании и выборе наиболее привлекательных из них.
Биржа – это царство посредников, и трудно найти фондовую биржу, на которой операции с фондовыми ценностями осуществляли бы сами инвесторы. Однако основная цель биржи - организовать торговлю, которую осуществляет профессионалы рынка - брокеры и дилеры,- с целью исполнения заявок инвестора. Для этого может быть использована система со специалистами, которая обеспечивает торговлю через посредничество.
Самая важная обязанность специалиста состоит в том, чтобы поддержать «справедливость и порядок» в торговле закрепленными за ним акциями. Правила требуют, чтобы специалист проводил в жизнь систему приоритетов, определяющую порядок исполнения поручении. Согласно этой системе, каждому поручению предписывается некоторый приоритет в зависимости от фигурирующих в нем цены, времени поступления поручения к специалисту и размера поручения. При любых прочих условиях приоритетом пользуется самая высокая предлагаемая цена и самая низкая запрашиваемая цена.
Система с котировками и маркет-мейкерами осуществляется в системе электронных торгов с помощью ручных манипуляций и основан на использовании модуля «акцепт», который можно сравнить с электронной «доской объявлений».
Посредники, именуемые маркет-мейкерами, выставляют на этой доске цены, по которым они могут продать или купить ценные бумаги. Фондовые брокеры заключают сделки с ними по поручению своих клиентов (физических лиц и институциональных инвесторов). Маркет-мейкеры – игроки, действующие как принципалы и активно влияющие на цены, выставляя свои котировки, чтобы побудить маркет-тейкеров вступить в игру.
Система, основанная на заявках, или мэтчинг, - «мэтчинг» (автоматическая система сверки и подбора контрагента). При такой системе каждый аккредитованный участник торговли может поставить на проведение операции свои заявки, как только совпадает цена. В отличии от акцепта, система «мэтчинг» предусматривает, чтобы брокеры должны ввести в компьютер код ценной бумаги, характер сделки (покупка или продажа), цену и количество ценных бумаг. Ввод заявок может происходить 24 часа в сутки, и электронная система автоматически фиксирует время ее ввода и присваивает ей номер.
- 1. Сущность ценных бумаг: понятие ценных бумаг, классификация ценных бумаг.
- 2. Акции: общая характеристика, виды акций, характеристика акций как фондового инструмента для эмитента и инвестора.
- 3. Акции: дивиденд, стоимостная оценка, доходность акций
- 4. Облигации: общая характеристика облигаций, виды облигаций. Характеристика облигаций как фондового инструмента для эмитента и инвестора.
- 5. Облигации: стоимостная оценка облигаций, дисконт и процентный доход по облигации, доходность облигаций.
- 6. Государственные ценные бумаги: общая характеристика, виды государственныхц.Б.
- 7. Вторичныец.Б.: классификация, характеристика.
- 8. Депозитарные расписки: виды, функции депозитарных расписок. Выпуск депозитарных расписок.
- 9. Вексель: общая характеристика, виды и функции векселей.
- 10. Операции с векселями – индоссирование, домициляция, инкассация, протест векселя.
- 11. Рынок ценных бумаг: определение рынка цб и его виды, функции рынка цб, составные части рынка цб.
- 12. Участники рынка ц.Б.: эмитенты и инвесторы, общая характеристика эмитентов и инвесторов.
- 13. Эмитенты: состав эмитентов, правила поведения эмитентов на фондовом рынке.
- 14. Инвесторы: состав инвесторов, классификация инвесторов.
- 15.Эмиссия ценных бумаг: понятие и виды эмиссии; задачи решаемые посредством эмиссии.
- 16. Концепция эмиссионной политики предприятия: методология и содержание
- 17.Этапы осуществления эмиссии ценных бумаг. Структура и содержания проспекта эмиссии, решения о выпуске и отчета об итогах размещения корпоративных ценных бумаг.
- 1 Этап. Принятия решений о выпуске цб .
- 2 Этап. Подготовка проспекта эмиссии.
- 3Этап.Государственная регистрация.
- 5 Этап. Размещения ценных бумаг.
- 6Этап. Регистрация отчета об итогах выпуска.
- 7Этап. Раскрытия информации об итогах выпуска.
- 8 Этап. Внесения изменений в устав ао и их государственная регистрация.
- 18.Андеррайтинг: понятие, виды андеррайтинга, функции андеррайтера.
- 19. Вторичный рынок цб: характеристика, листинг и котировка цб.
- 20.Организация процесса торговли ценными бумагами на биржевом рынке.
- 21. Характеристика срочного сектора фондового рынка. Общая характеристика пфи.
- 22. Форвардные контракты: общая характеристика, особенности применения.
- 23. Фьючерсные контракты: общая характеристика, особенности применения.
- 24. Биржевой опцион: определение, виды опционов, особенности применения.
- 26. Сделки на рынке цб: понятие, классификации, способы заключения.
- 31.Порфель ценных бумаг: понятия и классификация его видов.
- 33.Этапы формирования портфеля ценных бумаг
- 34. Управление портфелем цб: активное управление.
- 35. Управление портфелем цб: пассивное управление.
- 36. Характеристика основных фактов, влияющих на инвестиционные качества портфеля ценных бумаг.
- 37. Основные этапы оперативного управления портфелем ценных бумаг.
- 1. Пассивный подход
- 2.Активный подход
- 39. Процесс оценки рисков финансовых инструментов. Измерители рисков фондового рынка.
- 41. Понятие и этапы реализации затратного подхода к оценке стоимости компаний.
- 42. Понятие и этапы реализации сравнительного подхода к оценке стоимости компаний.
- 43. Понятие и этапы реализации доходного подхода к оценке стоимости компаний.
- 44. Регулирования рынка цб: задачи, инструменты. Государственное регулирование и саморегулирование рынка цб.
- 45.Характеристика участников биржевого рынка: брокеры, дилеры.
- 46.Характеристика участников биржевого рынка: депозитарии, регистраторы.