2.1.3. Базельский комитет банковского надзора. Базельские принципы эффективного банковского надзора.
_Базельский комитет банковского надзора был создан в 1975 году и представляет собой Комитет национальных органов банковского надзора. В состав комитета входят уполномоченные руководители ( senior representatives ) органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединённых Штатов Америки. Постоянно функционирующий Секретариат расположен в Базеле. Базельский комитет является организационно-методологическим центром по регулированию деятельностью банков и банковскому надзору. На основе сложившегося в мире опыта Комитет разрабатывает рекомендательные документы и международные стандарты банковского надзора. Базельским комитетом разработаны следующие основополагающие документы:
Базовые принципы эффективного банковского надзора;
Минимальные стандарты для осуществления надзора за международными банковскими группами и их зарубежными учреждениями;
Управление банковским международным кредитованием; Надзор за позициями в иностранных валютах; Принципы управления риском по процентным ставкам; Схема для измерения и управления ликвидностью;
Консолидированный надзор за международной деятельности банков и др.
В течение 90-х годов 20-го века под эгидой Базельского комитета были созданы региональные группы банковского надзора. В состав региональных групп входят представители органов банковского надзора стран соответствующих регионов. Основная цель региональных групп - способствовать внедрению международных стандартов банковского аудита в странах региона. Основополагающим документом системы банковского надзора во всём мире являются Базовые принципы эффективного банковского надзора. Подготовка принципов была непосредственно обусловлена решением стран большой семёрки ( 1996 г.) предпринять меры по укреплению стабильности глобальной финансовой системы. Подготовка Принципов осуществлялась в тесном контакте с МВФ, Всемирным банком, ЕС. Подготовка документа велась с участием членов Базельского комитета, а также других развитых и развивающихся стран. В апреле 1997г., когда принципы ещё имели статус консультативного документа, в качестве своеобразного пособия и комментария к ним был выпущен трёхтомный сборник ( Компендиум ) всех рекомендаций, которые были подготовлены за время деятельности Базельского комитета. В сентябре 1997г. Принципы были опубликованы в качестве официальных рекомендаций. В настоящее время Принципы приняты в качестве руководства к действию примерно в 150 странах.
Базовые принципы эффективного банковского надзора содержат 25 принципов, реализация которых призвана минимально необходимым условием обеспечения эффективности банковского надзора. Принципы относятся к различным стадиям функционирования банков и к разным аспектам банковского надзора. Кратко рассмотрим структуру документа.
Во введении к Принципам сформулированы принципиальные положения о месте банковского надзора в системе государственного регулирования экономики страны. Также во ведении перечислены концептуальные подходы к задачам банковского надзора:
1. Главная цель банковского надзора состоит в поддержании стабильности кредитно - финансовой системы и уверенности в этом обществе.
- 1. Введение.
- 2. Понятие аудита.
- 3. Понятие ревизии.
- 4. Отличие аудита и ревизии.
- 1.Понятие о банковском аудите. Нормативная база. Цели и задачи банковского аудита
- 3 Классификация проверок.
- 3. По объектам
- Рабочие документы можно разделить на:
- Договор оказания аудиторских услуг
- Тема 1.2. «Внешний аудит. Его задачи, требования к нему. Составление
- 1. Задачи и пел и внешнего аудита.
- Порядок составления аудиторского заключения.
- 5. Права и обязанности аудитора.
- 7. Порядок составления аудиторского заключения.
- 8. Закон рб «об аудиторской деятельности», его характеристика.
- Настоящее Положение является обязательным для банков-заказчиков аудиторских услуг и для всех аудиторов и аудиторских организаций, осуществляющих деятель-
- 2.4. Для получения лицензии в Центральную аттестационную комиссию Национального банка Республики Беларусь представляются следующие документы.
- 2.4.1. Аудитором:
- 2.7. Национальный банк вправе отказать аудитору (ау- диторской организации) в выдаче лицензии в следующих случаях:
- 2.9. Для продления срока действия лицензии в Цент- ральную аттестационную комиссию Национального банка Республики Беларусь представляются следующие доку- менты.
- 2.9.1. Аудитором:
- 2.9.2. Аудиторской организацией, аудитором-предпри- нимателем, осуществляющим свою деятельность без об- разования юридического лица:
- В случае утраты аудитором или аудиторской организацией лицензии по их заявлению выдается дубликат с взиманием платы в размере 50 процентов от суммы, установленной за выдачу лицензии.
- 3.10. Лицензия на осуществление аудиторской дея- тельности небанковской системе может быть аннулирова- на в следующих случаях:
- Аудитор (аудиторская организация) несет ответственность за нарушение требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении аудиторской деятельности.
- За занятие аудиторской деятельностью без лицензии аудиторы (аудиторские организации) несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь,
- 27 Марта 2007г. Г. Минск
- Тема II. Организационная структура
- 2.1.2 Организация банковского надзора в Республике Беларусь.
- 2.1.3. Базельский комитет банковского надзора. Базельские принципы эффективного банковского надзора.
- 2. Органы банковского надзора должны поощрять и укреплять рыночную дисциплину,
- V. Организация надзора за банками, ведущими международный бизнес (принцип 21).
- 2.1,4.Краткая характеристика особенностей организации банковского надзора в некоторых зарубежных странах.
- Раздел 4. Аудит пассивных операций.
- Тема 4.1.
- 4. Аудит нераспределенной прибыли банка.
- 1. Собственный капитал банка.
- 2. Аудит формирования ук
- 3. Аудит фондов банка.
- 2. Аудит посреднических операций банка с ценными бумагами.
- 3. Аудит коммерческих операций банка с ценными бумагами.
- Раздел 2. Банковский надзор.
- Тема 23.Лицензирование деятельности банков
- Действия банка при отзыве лицензии.
- Раздел 5. Аудит активных операций банка.
- Тема 5.1. Проверка кассовых операций, ревизия.
- 2.Методы проведения проверки кассовых операций банка
- Право на повторное получение лицензии.
- Раздел 3: «Внутренний аудит».
- 1. Понятие внутреннего аудита.
- 3. Нарушения, выявленные при проверке кассовой работы банка
- 4. Последовательность проведения проверки работы кассового узла банка
- 5.Проверка работ кассового узла
- В банке получателя средств в процессе аудита платежных требований
- 8. Аудит проведения факторинговых операций.
- 9. Аудит бесспорного порядка списания средств со счетов
- 10. Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами
- 39. Аудит расчетов с подочётными лицпми.
- 11О выданным подотчет суммам устанавливают, нет ли превышения предельных размеров аванса
- 40. Аудит проведения Факторинговых операции.
- 41. Аудит расчетов платежными требованиями.
- 6. Своевременность списания средств со счета плательщика исхода из срока акцепта или его заявления и
- 42. Аудит расчетов платежными поручениями.
- 43. Аудит расчетов аккредитивами,
- 44. Аудит расчетов пластиковыми карточками
- Тема 4.4.: Аудит привлеченных межбанковских кредитов.
- 3. Договор межбанковского кредита.
- 4. Сумма межбанковского кредита.
- Кредит.
- Тема 5.2. «Порядок выдачи и оформления
- Порядок выдачи кредита.
- Порядок оформления кредита.
- I Порядок выдачи кредита
- 2. Порядок оформления кредита.
- Тема 5.3.
- 2. Проверка своевременности погашения кредитов, наличия просроченных сумм, начисления и взимания процентов.
- 3. Проверка организации синтетического и аналитического учета ссуд в банке достоверности отчетности по ним.
- Тема 5.4. Лудит операций банка с основными средствами и нематериальными активами.
- 1.Аудит операций с основными средствами.
- 6.£. Аудит доходов банка,
- Состав доходов банка, их анализ.
- Тема 6.2. Аудит расходов банка 1. Состав расходов банка..
- 2. Проверка процентных расходов банка как основной группы расходов
- 3. Аудит комиссионных расходов банка.
- 4. Аудит прочих расходов банка.
- 5. Проверка расходов на содержание персонала банка
- 6. Проверка достоверности отражения прибыли. Выявление факторов, оказывающих влияние на изменение ее суммы.
- 8. Оформление результатов внутреннего аудита доходов, расходов и прибыли банка.