logo
ВВЕДЕНИЕ 2

10. Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами

являются :

- установление правильного и целевого использования подотчетных

сумм ;

Источниками проверки являются:

документами;

Расчеты с подотчетными лицами проверяют, как правило, сплошным способом. При этом устанавливается :

• соблюдение правил выдачи авансов;

• своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм. При проверки законности выдачи сумм в подотчет на хозяйственные и

операционные нужды в первую очередь определяется наличие списка работников предприятия, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Данный список утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия. В

список включаются только постоянно работающие на предприятии лица либо выполняющие разовые работы.

По выданным подотчет суммам устанавливают, нет ли превышения предельных размеров аванса.

При проверке действующего порядка выдачи подотчетных сумм следует установить , не выдавались ли деньги под отчет лицам, которые имели задолженность по ранее полученным суммам. Законность и целесообразность расходов проверяются путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату наличными деньгами погрузочно-разгрузочных работ. Аудитор составляет вспомогательную ведомость.

При проверке оплаты погрузочно -разгрузочных работ устанавливается правильность начисления оплаты труда и удержаний подоходного налога.

Особое внимание уделяется на наличие в платежной ведомости адресов получателей денег, номеров, мест выдачи и прописи паспортов. Достоверность документов на выдачу оплаты труда посторонним лицам или на оплату аренды складских помещений проверяется выборочным путем отправки письменных запросов соответствующим лицам. Встречной проверкой и взаимным контролем операций определяют, не оплачены ли эти работы и услуги расчетными чеками или с расчетного счета.

Важным этапом проверки является установление своевременности возврата неиспользованных подотчетных сумм.

В процессе контроля необходимо проверить законность и целесообразность возмещения командировочных расходов.

Особое внимание уделяется проверке представленных командированными лицами авансовых отчетов. В соответствии с действующим законодательством работник должен отчитаться в течении 3 дней по возвращению из командировки. Для указанных целей предназначен авансовый отчет, составляемый работником и утверждаемый руководителем предприятия. К отчету прилагается командировочное удостоверение с отметками о времени выбытия в командировку, прибытия в пункт назначения, выбытия и т.п. Руководитель предприятия или его заместитель должен не позднее 5 дней принять решение по отчету командированного. При контроле расчетов с подотчетными лицами необходимо проверить правильность бухгалтерских записей по отражению полученных под отчет сумм и их списанию.

Следует проверить правильность подсчета итогов и выведения сальдо в тех регистрах, в которых ведется аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами.

Все нарушения, которые могут встречаться среди операций с подотчетными лицами (суммами), делятся на 2 группы: 1.допускаемые администрацией предприятия;

2.возникающие по вине подотчетных лиц при недосмотре администрации. К первой группе нарушений относятся :

-отсутствие утвержденного списка строго ограниченного круга лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы на операционные и хозяйственные расходы;

-выдача денег под отчет на операционные и хозяйственные нужды работником, не предусмотренных в списке;

-выдача подотчетных сумм лицам, не имеющих трудовых отношений с контролируемым предприятием;

-выдача подотчетных сумм на расходы, которые могут быть оплачены из кассы или через банк;

-скрытое кредитование работников путем выдачи им авансов ранее наступления потребности в деньгах или вообще без всякой потребности; -выдача подотчетных сумм лицу, имеющему задолженность по ранее полученному авансу;

-превышение предельных размеров аванса;

-несвоевременное принятие мер к принудительному взысканию задолженности подотчетного лица не отчитавшегося в своих расходах. Ко второй группе нарушений относятся:

-несвоевременное предоставление авансового отчета и возвращение остатков

денег в кассу;

-передача денег другому подотчетному лицу; -расходование аванса по не назначению;

-неправильное оформление документов, подтверждающих использование аванса; -предоставление оправдательных документов, в которых указаны размеры или направления действительного расходования средств.

При проверке расчетов аудитор должен руководствоваться Положением о безналичных расчетах в РБ от 31 января 1997 г. № 849..

11.Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками

является проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов, соблюдение расчетно-финансовой дисциплины и ее выявления на платежеспособность предприятия, установления реальности задолженности . Проверка начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов и выполнению капитального строительства. В ходе проверки необходимо установить правильность отражения по статьям баланса соответствующие остатки задолженности.

При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому поставщику и подрядчику.

При контроле расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки материально-технических средств, проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов.

Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей, а также использование ревизуемым предприятием своих прав в случае нарушения условий договоров поставки.

При проверке обращается внимание на правильность применения поставщиками цен, тарифов за услуги. Подобные факты обнаруживаются

сопоставлением цен, указанных в счетах поставщиков, с ценами, указанными в

заключенных договорах.

При ревизии расчетов с подрядчиками устанавливают:

-включены ли строящиеся объекты в титульный список;

-обеспечены ли они соответствующими источниками финансирования;

-имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты;

-заключены ли договоры с подрядчиками и каковы условия расчетов;

-правильность применения цен, расценок;

-достоверность предъявленных к оплате счетов.

При проверке расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договоры продукции, правильно ли исчисляются суммы, причитающиеся предприятию за принятую покупателям продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей.

Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию.

В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность , то ее обоснованность устанавливается по данным первичных документов.

При расчетах с покупателями и заказчиками аудитор должен проверить правильность формирования отпускной цены.

В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующего ей корреспонденции счетов бух. учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций , но и выявить факты умышленного исполнения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.

12. Основными задачами контроля расчетов с рабочими и служащими по

оплате труда является: правильность и своевременность расчетов с работниками по оплате труда на предприятиях и в организациях; Соблюдение действующего законодательства о труде, правильность применения окладов, тарифных ставок, сдельных расценок.

Контролируя правильность и своевременность расчетов с работниками по оплате труда, проверяющие должны руководствоваться действующим законодательством о труде, учредительными документами уставом предприятия.

При проверке необходимо знать систему первичного учета затрат труда и его оплаты, порядок сводки и группировки и т.п.

Начинать проверку необходимо с установления соответствия показателей аналитического и синтетического учета.

При выявлении расхождений между данными аналитического и синтетического учета следует установить причины. Основные причины могут быть искажения, злоупотребления и т.п.

Затем изучается достоверность первичных документов, порядок и последовательность их заполнения. Особое внимание уделяется проверке табелю учета рабочего времени и графиков работы.