1.Аудит операций с основными средствами.
Целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой банком методики их учёта требованиям нормативных актов Министерства финансов РБ и НБ РБ. Для достижения указанной цели надо проверить:
правомерность отнесения материальных ценностей к осн. средствам;
правильность оценки;
организация аналитического учёта;
своевременность проведения инвентаризации осн. средств;
правильность начисления износа;
Своевременность оприходования основных средств и законность их выбытия (передача, продажа, списание);
- своевременность переоценки основных средств и правильность отражения её результатов в
учёте;
- наличие источника поступления основных средств.
Проверка правильности ведения аналитического учёта может быть сплошной и выборочной. По источнику поступления основные средства делятся на:
приобретённые за плату;
внесённые учредителям в качестве взноса в Уставный фонд банка;
полученные безвозмездно;
полученные по договору лизинга.
В зависимости от источника поступления основных средств, есть особенности в их оценке и учёте. Так, первоначальная стоимость основных средств, приобретённых банком за плату, состоит из фактически произведённых затрат по приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу и установке.
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случае их переоценки, а также при достраивании, переоборудовании, реконструкции и частичной ликвидации.
Основные средства, полученные по договору лизинга, отражаются в учёте по контрактной стоимости, которая в течении срока действия договора уменьшается на сумму арендных платежей.
Аудитору надо проверить документальное оформление (объекта) факта наличия основных средств и правильность отражения их первоначальной стоимости.
Важной стадией проведения аудита основных средств является проверка организации аналитического учёта и его соответствия данным баланса банка. Аналитический учёт основных средств ведётся по отдельным объектам. Каждому объекту на весь период его эксплуатации присваивается инвентарный номер. Аудитор должен проверить, всем ли объектам присвоен инвентарный номер, как ведутся инвентарные картотеки, правильно ли присвоен шифр амортизационных отчислений и все ли есть справочные данные. Инвентарная карточка должна содержать информацию о поступлении, выбытии, перемещении, реконструкции, модернизации, кап.ремонте, износе, об амортизационных отчислениях.
Некоторые особенности характерны для аналитического учёта кап.вложений и незавершенного строительства: он ведётся как в целом по кап.вложениям, связанным со строительством и приобретением осн.средств, так и по каждому строящемуся или приобретаемому объекту. При этом организация аналитического учёта должна обеспечить возможность получения данных о затратах на:
строительные работы и реконструкцию;
работы по монтажу оборудования;
3. Проверка организации аналитического учёта.
Основной формой аналитического учёта в банках являются лицевые счета, которые открываются в разрезе балансовых и внебалансовых счетов на разных носителях информации. При этом используются балансовые счета 4-го порядка, внебалансовые - 5-го порядка и параметры к ним.
Вопросами проверки орг-ции аналитического учёта могут быть:
- соблюдение порядка открытия лицевых счетов в разрезе балансовых и внебалансовых счетов;
соблюдение требований по ведению базы данных лицевых счетов;
подтверждение записей в лицевых счетах расчетно-кассовыми документами;
- соблюдение порядка и периодичности выдачи выписок и приложений к ним. предусмотренных в договоре текущего (расчётного) банковского счёта;
оформление выписок из лицевых счетов в нац. и иностр .валютах штампом банка;
наличие копий подтверждающих документов с проставлением на них штампа, даты проводки документа по лицевому счёту, подписи работника банка;
наличие подтверждений остатка лицевых счетов на 1-е января тек.года;
наличие как обязательных, так и дополнительных реквизитов: контировки. даты проводки, подписи работников (оформившего документ и контролирующего);
- порядок ведения карточек, журналов по внутрибанковским операциям для ведения аналит.учёта;
ведётся ли аналит.учёт операций в ин.валюте по её номиналу и рублёвом эквиваленте по курсу НБ РБ ( в двойной оценке);
ведётся ли учёт матер.ценностей в количественном, количественно-суммовом и суммовом выражении;
наличие ошибочно списанных (зачисленных) сумм на (со) счёта(ов) в выписках и сообщений владельца счёта в течении 10-ти дней;
- порядок выдачи дубликатов выписки из лицевого счёта клиентов;
- ведение контроля и регистрации не поступивших, поступивших недостающих кредитовых приложений к выпискам;
- хранение лицевых счётов и др.банк.информации.
Уо ггпк
Современные модели и тенденции банковского
надзора
Сообщение
Порошин Николай Сергеевич БСК-30
Существует несколько различных моделей осуществления надзора за банковскими учреждениями в процессе их работы. Основными моделями банковского надзора являются модели основанные:
на выездном инспектировании банков сотрудниками органов банковского надзора (такая модель надзора преобладает 8 Италии, Франции, Японии и США);
на анализе материалов внешнего аудита банка (на такую модель надзора опираются в Великобритании и Германии);
на использовании материалов как собственного выездного инспектирования, так и внешнего аудита (Канада);
на установлении жестких требований к публичной отчетности, так называемая модель «рыночной дисциплины» (эта модель надзора в 1996 году была впервые введена в Новой Зеландии).
Банковский надзор в Японии и США полагается в основном на выездное инспектирование банков. Задачи выездного инспектирования в этих странах примерно одинаковые: оценка адекватности капитала, качества активов, качества менеджмента, уровень доходности и ликвидность. Инспекторы при проведении выездного инспектирования изучают внутрибанковскую документацию, проводят встречи с персоналом банка для того, чтобы получить более широкое представление о системе проведения операций и управления. Также они изучают материалы внутреннего и внешнего аудита. Обобщая полученную информацию, они оценивают общее состояние финансово-кредитного учреждения. При оценке учреждения в этих странах используется структурированная рейтинговая система.
Частью функций выездного инспектирования является обсуждение выявленных проблем с руководством банка, оценка путей их разрешения и оценка степени осознания руководством банка определенных рисков.
Частота выездного инспектирования в этих странах варьируется. В США комплексное выездное инспектирование проводится каждые 12-18 месяцев. В Японии комплексные выездные проверки проводятся Министерством финансов и Банком Японии один раз в два года. Большие банки, обычно, проверяются ежегодно или один раз в два года, хотя при этом инспекторы фокусируют свое внимание на вопросах резервирования и рыночных рисков.
Для этих четырех стран характерно, что выездное инспектирование обязательно проводится при выявлении значительных проблем.
Существует также концепция надзора, когда органы надзора руководствуются информацией внешних аудиторов и проводят выездное инспектирование только в особых случаях по узкому кругу вопросов. При таком надзоре от банков требуется проведение аудита один раз в полгода или раз в году. В некоторых случаях инспекторы проводят встречи с аудиторами или руководством банка. Такой способ ведения надзора подразумевает, что аудиторы при обнаружении серьезных проблем у банка или нарушении им банковского законодательства, немедленно проинформируют органы надзора.
Надзор в Соединенных Штатах Америки имеет усложненную структуру, связанную со сложностью получения права на ведение финансово-кредитных операций. В США надзорные функции исполняют несколько официальных агентств, включая Офис валютного контроля (Office of the Controller of the Currency), Федеральную корпорацию страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation), Федеральный резервный банк (the Federal Reserve) и Правительства штатов. Несмотря на то, что существуют определенные различия в методах и технике проведения надзора различными агентствами, в принципе они не сильно отличаются друг от друга. Более того, агентства консультируют друг друга и стараются работать в составе межагентских рабочих групп. Федеральные агентства при этом стараются скоординировать их работу и требования. Кроме всего прочего в 1994 году законодательство потребовало от них к 1996 году разработать стандарты для совместных проверок
Во время проведения выездного инспектирования инспекторы тщательно оценивают банк в различных рискованных сферах банковской деятельности, на основе чего затем выставляют общую оценку состояния банка. Компоненты этой оценки различаются в зависимости от типа финансового учреждения: банк, банковская холдинговая компания, отделение иностранного банка, депозитный банк. Однако в каждом случае оценка показывает насколько необходимым является частый контроль надданным учреждением.
Несмотря на то, что выездное инспектирование является важной и неотъемлемой частью банковского надзора, оно может дать только фотографию ситуации в банке. Для того чтобы получить динамичную картину состояния банка между выездными проверками органы надзора полагаются на регулярную статистическую отчетность, а также на безвыездной надзор и мониторинг. Так, каждый квартал банк предоставляет расширенный отчет, в котором отражает информацию о структуре и сроках погашения активов, пассивов и капитала, а также об источниках доходов и расходах. Отчет включает в себя информацию о проблемных и неработающих активах, о внебалансовых операциях и условных обязательствах.
Благодаря такому отчету, а также другим регулярным отчетам, таким, как, например, отчет об управлении рисками, банковский надзор имеет доступ к обширной информации, которая позволяет проводить непрерывный безвыездной анализ и мониторинг динамики финансового состояния банка. Такой мониторинг и анализ позволяет органам надзора определить с какими проблемами может столкнуться данное учреждение в ближайшем будущем. Также такой надзор позволяет видеть общие негативные тенденции банковской системы и принять меры по предотвращению критических ситуаций.
Обычно органы банковского надзора в США совмещают безвыездной надзор и регулярные встречи с руководством банка, так как процесс банковского надзора - это взаимодействие и сотрудничество органов надзора и руководства банка, хотя могут быть приняты и принудительные меры в том случае, если это будет необходимо. Регулярные встречи позволяют обмениваться мнениями, опытом, информацией о проблемах банка и путях их решения, что является важным для поддержания необходимого уровня взаимопонимания.
Естественно, что в случае ухудшения ситуации в банке банковский надзор над этим учреждением становиться более интенсивным. Органы надзора требуют в этом случае предоставления дополнительной ежемесячной, еженедельной или даже ежедневной детальной информации по интересующим их вопросам Встречи с руководством банка также становятся более частыми. При наличии значительных проблем у банка от него требуют предоставления бизнес-плана или программы оздоровления для решения своих проблем.
В случае если финансовое положение банка продолжает ухудшаться, банковский надзор может рекомендовать или требовать проведения более жестких -и неприятных исправительных мероприятий.
Модель банковского надзора, полагающаяся на публичность работы банковского учреждения, приемлема только в определенных условиях. Эта модель банковского надзора имеет два названия: «публичной отчетности» или «рыночной дисциплины». Эти названия подразумевают, что жесткие требования к обязательному опубликованию определенной информации о работе банка приводит к рыночной самодисциплине участников рынка. Примером использования данной модели надзора является Новая Зеландия. Надзорные органы рассчитывают на то, что требования к публичности детализированной информации о финансовом состоянии банка, будут стимулировать руководство банка благоразумно принимать риски, обеспечивая надежную работу банковского учреждения.
банковский надзор снял большинство ограничений для банков, за исключением уровня адекватности капитала и лимитов по кредитованию инсайдеров. Вместо этого надзорные органы законодательно ввели повышенные требования к публичной отчетности банков. Банки должны ежеквартально публиковать детальную информацию о финансовом состоянии банка, включая информацию о качестве активов, об обеспечении кредитов, о концентрации кредитных рисков, рыночных рисках, адекватности капитала, правлении банка. Публикуемая информация должна быть подписана правлением банка для того чтобы подтвердить ее достоверность.
Канада пытается использовать одновременно два способа надзора. Органы надзора проводят ежегодное выездное инспектирование банковских учреждений, однако, оставляют более детальную проверку операций внешним аудиторам. Обычно банковский надзор Канады привлекает кредитных специалистов для проверки кредитных дел, а также по необходимости привлекаются специалисты в других областях.
Банковскую систему Японии возглавляет Центральный Банк. Более половины Уставного капитала Банка принадлежит государству. Акционеры не участвуют в управлении деятельностью банка. Центральный банк возглавляют его Президент и Директорат, состоящий из ряда вице-президентов, советников Президента, инспекторов по надзору за ведением дел и директора.
К методам управления Банка Японии относятся: лицензирование банковской деятельности; установление минимального размера уставного капитала для банков; выдача разрешений на изменение наименований банков, создание и ликвидацию их филиалов. Центральный банк устанавливает минимальные уровни показателей банковской ликвидности. К ним относятся: норма собственного капитала, определяющая долю собственного капитала банков в его совокупном размере; норма ликвидных активов, отражающая соотношение капитала к долговым обязательствам; норма недвижимости; ограничения на выдачу крупных кредитов и др. Устанавливаются также обязательства банков по представлению отчетной документации. В первые послевоенные десятилетия Япония не использовала активно классические инструменты денежно-кредитной политики. Доминировало прямое количественное лимитирование кредита и искусственное занижение процентных ставок, что обеспечивало высокие темпы экономического роста. Вследствие глубокого и продолжительного экономического кризиса, начавшегося в середине 70-х годов, существенно усилилось влияние государства на кредитную систему страны и возросло значение денежно-кредитного регулирования экономики.
Главными органами денежно-кредитного регулирования в стране выступают: Банк Японии, Министерство финансов и Федерация экономических организаций. К основным методам регулирования относятся: изменение норм ссудного процента и обязательного резервирования; проведение операций с государственными ценными бумагами и иностранной валютой; административные меры, проводимые совместно с правительством. Преобладание административных мер, имевшее место в 70-е годы, сменилось рыночными методами регулирования. Государственный контроль над деятельностью банков был ослаблен. Однако в руках правительства осталась функция кредитования объектов с высоким риском деятельности и низкой рентабельностью.
Банковская система Японии состоит из частных банков, кредитных ассоциаций, правительственных финансовых учреждений, а также филиалов иностранных банков. Она является одной из самых мощных и развитых в мире в настоящее время. Среди ведущих мировых банков доля Японии в последние годы неуклонно повышается.
- 1. Введение.
- 2. Понятие аудита.
- 3. Понятие ревизии.
- 4. Отличие аудита и ревизии.
- 1.Понятие о банковском аудите. Нормативная база. Цели и задачи банковского аудита
- 3 Классификация проверок.
- 3. По объектам
- Рабочие документы можно разделить на:
- Договор оказания аудиторских услуг
- Тема 1.2. «Внешний аудит. Его задачи, требования к нему. Составление
- 1. Задачи и пел и внешнего аудита.
- Порядок составления аудиторского заключения.
- 5. Права и обязанности аудитора.
- 7. Порядок составления аудиторского заключения.
- 8. Закон рб «об аудиторской деятельности», его характеристика.
- Настоящее Положение является обязательным для банков-заказчиков аудиторских услуг и для всех аудиторов и аудиторских организаций, осуществляющих деятель-
- 2.4. Для получения лицензии в Центральную аттестационную комиссию Национального банка Республики Беларусь представляются следующие документы.
- 2.4.1. Аудитором:
- 2.7. Национальный банк вправе отказать аудитору (ау- диторской организации) в выдаче лицензии в следующих случаях:
- 2.9. Для продления срока действия лицензии в Цент- ральную аттестационную комиссию Национального банка Республики Беларусь представляются следующие доку- менты.
- 2.9.1. Аудитором:
- 2.9.2. Аудиторской организацией, аудитором-предпри- нимателем, осуществляющим свою деятельность без об- разования юридического лица:
- В случае утраты аудитором или аудиторской организацией лицензии по их заявлению выдается дубликат с взиманием платы в размере 50 процентов от суммы, установленной за выдачу лицензии.
- 3.10. Лицензия на осуществление аудиторской дея- тельности небанковской системе может быть аннулирова- на в следующих случаях:
- Аудитор (аудиторская организация) несет ответственность за нарушение требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении аудиторской деятельности.
- За занятие аудиторской деятельностью без лицензии аудиторы (аудиторские организации) несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь,
- 27 Марта 2007г. Г. Минск
- Тема II. Организационная структура
- 2.1.2 Организация банковского надзора в Республике Беларусь.
- 2.1.3. Базельский комитет банковского надзора. Базельские принципы эффективного банковского надзора.
- 2. Органы банковского надзора должны поощрять и укреплять рыночную дисциплину,
- V. Организация надзора за банками, ведущими международный бизнес (принцип 21).
- 2.1,4.Краткая характеристика особенностей организации банковского надзора в некоторых зарубежных странах.
- Раздел 4. Аудит пассивных операций.
- Тема 4.1.
- 4. Аудит нераспределенной прибыли банка.
- 1. Собственный капитал банка.
- 2. Аудит формирования ук
- 3. Аудит фондов банка.
- 2. Аудит посреднических операций банка с ценными бумагами.
- 3. Аудит коммерческих операций банка с ценными бумагами.
- Раздел 2. Банковский надзор.
- Тема 23.Лицензирование деятельности банков
- Действия банка при отзыве лицензии.
- Раздел 5. Аудит активных операций банка.
- Тема 5.1. Проверка кассовых операций, ревизия.
- 2.Методы проведения проверки кассовых операций банка
- Право на повторное получение лицензии.
- Раздел 3: «Внутренний аудит».
- 1. Понятие внутреннего аудита.
- 3. Нарушения, выявленные при проверке кассовой работы банка
- 4. Последовательность проведения проверки работы кассового узла банка
- 5.Проверка работ кассового узла
- В банке получателя средств в процессе аудита платежных требований
- 8. Аудит проведения факторинговых операций.
- 9. Аудит бесспорного порядка списания средств со счетов
- 10. Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами
- 39. Аудит расчетов с подочётными лицпми.
- 11О выданным подотчет суммам устанавливают, нет ли превышения предельных размеров аванса
- 40. Аудит проведения Факторинговых операции.
- 41. Аудит расчетов платежными требованиями.
- 6. Своевременность списания средств со счета плательщика исхода из срока акцепта или его заявления и
- 42. Аудит расчетов платежными поручениями.
- 43. Аудит расчетов аккредитивами,
- 44. Аудит расчетов пластиковыми карточками
- Тема 4.4.: Аудит привлеченных межбанковских кредитов.
- 3. Договор межбанковского кредита.
- 4. Сумма межбанковского кредита.
- Кредит.
- Тема 5.2. «Порядок выдачи и оформления
- Порядок выдачи кредита.
- Порядок оформления кредита.
- I Порядок выдачи кредита
- 2. Порядок оформления кредита.
- Тема 5.3.
- 2. Проверка своевременности погашения кредитов, наличия просроченных сумм, начисления и взимания процентов.
- 3. Проверка организации синтетического и аналитического учета ссуд в банке достоверности отчетности по ним.
- Тема 5.4. Лудит операций банка с основными средствами и нематериальными активами.
- 1.Аудит операций с основными средствами.
- 6.£. Аудит доходов банка,
- Состав доходов банка, их анализ.
- Тема 6.2. Аудит расходов банка 1. Состав расходов банка..
- 2. Проверка процентных расходов банка как основной группы расходов
- 3. Аудит комиссионных расходов банка.
- 4. Аудит прочих расходов банка.
- 5. Проверка расходов на содержание персонала банка
- 6. Проверка достоверности отражения прибыли. Выявление факторов, оказывающих влияние на изменение ее суммы.
- 8. Оформление результатов внутреннего аудита доходов, расходов и прибыли банка.