logo
ВВЕДЕНИЕ 2

2.1,4.Краткая характеристика особенностей организации банковского надзора в некоторых зарубежных странах.

При формировании системы банковского надзора государство должно решить будет ли банковский надзор выделяться в виде отдельной функции государственного регулирования или же он будет совмещён с надзором над другими видами финансовых рынков - страховым и рынком ценных бумаг. Не менее важным моментом при организации банковского надзора является какой же орган государственного управления должен стать во главе надзорной системы- центральньш банк или специализированный отдельный орган. С другой стороны, в том случаи если страна ориентируется на отдельный орган регулирования и надзора, то функции регулирования возлагаются не на центральный банк.

Органы, регулирующие деятельность банков за рубежом.

Страна

Банковский надзор

Регулирование

Регулирование

рынка ценных бумаг

страховой

деятельности

Бельгия

BS

BS

I

Дания

М

М

М

ФРГ

В

S

I

Греция

СВ

S

I

Испания

СВ

S

I

Франция

В

S

I

Италия

СВ

S

I

Ирландия

СВ

СВ

G

Люксембург

СВ

СВ

I

Нидерланды

СВ

S

I

Австрия

м

м

М

Португалия

СВ

S

I

Финляндия

BS

BS

G

Швеция

м

м

М

Великобритания

м

м

М

Швейцария

BS

BS

I

Чехия

СВ

SI

SI

Венгрия

в

S

I

Норвегия

м

MS

м

Польша

СВ

S

I

Словения

СВ

S

G

США

СВ

S

I

Япония

СВ

G

G

СВ - Центральный банк;

BS - надзорный орган за банками и рынком ценных бумаг; М - надзорный орган за всеми секторами финансового ранка; S - специальный надзорный орган за рынком ценных бумаг; I - специальный надзорный орган по страхованию;

SI - специальный надзорный орган за рынком ценных бумаг и страхованию; G - правительственный департамент.

Рассмотрим более подробно особенности организации банковского надзора в некоторых зарубежных странах.

Банковский надзор в США. В США сложилась разветвлённая система надзора на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных

банков контролируется и регулируется ФРС ( Федеральной резервной службой ) вместе с двумя другими федеральными органами - Службой контролёра денежного обращения и Федеральной корпорацией страхование депозитов ( ФКСД ).

Контроль за банками штатов - членами ФРС, депозиты которые застрахованы в ФКСД, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов. Кроме того, их деятельность регулируется и контролируется ФРС ФКСД. Банки штатов, не являющиеся членами ФРС, чьи депозиты застрахованы в ФКСД, контролируются двумя структурами - банковскими органами штатов и ФКСД. Банки штатов, не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД, находятся под контролем властей штатов.

Надзорные органов США - Служба контролёра денежного обращения ( на федеральном уровне ) и Отдел Уполномоченных по банкам при правительствах штатов на уровне штатов ) - решают вопросы о предоставлении лицензии для открытия соответствующих банков, выдаче разрешения на открытия отделения, слиянии и поглощении банков, а также об изменениях в структуре банковского капитала. В компетенции надзорных органов США также входят:

Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования деятельности депозитных учреждений в США являются:

  1. Контроль и регулирование деятельности зарегистрированных штатами банков - членов ФРС, банковских холдинговых компаний;

  2. Контроль и регулирование деятельности на территории США зарубежных банковских учреждений;

  3. Регулирование структуры банковского капитала в соответствии с Законом о банковских холдинговых компаниях и поправками к нему, Законом об изменение контроля за банковской деятельностью и Законом о слиянии банков.

  4. Регулирование зарубежной деятельности всех американских коммерческих учреждений - членов ФРС.

Банковский надзор в Канаде. В Канаде надзор за всеми банками осуществляется федеральным регулирующим органом. Регулирование со стороны провинциальных властей применяется в отношении инвестиционных фирм, кредитных союзов и некоторых страховых компаний. Банк Канады является кредитором последней инстанции. Он представлен в трёх отдельных комитетах, состоящих из чиновников высокого ранга: в Высшем консультационном Комитете ( SAC ), который рассматривает предложения об изменениях в законодательстве, в Комитете по надзору за финансовым институтом ( FISC ), который осуществляет проверку деятельности проблемных финансовых институтов, определяет тенденции, складывающиеся в промышленности, и рассматривает общие проблемы надзора, а также в Совете по страхованию депозитов. Банк Канады наделён полномочиями требовать проведение федеральным регулирующим органом специального инспектирования отдельных институтов, причём эти институты обязаны предоставлять Банку информацию, которую он в любое время может затребовать.

Банковский надзор в Германии. Федеральное ведомство по надзору уполномочено осуществлять надзор за банками. Он отвечает за лицензирование и издание регулирующих норм, в то время как Бундесбанк занят текущим надзором, собирая и

2.Принципы банковского надзора.

Принципы банковского надзора— главные положения, правила, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений (банков).

Основные принципы БН разработаны Базельским комитетом по банковскому регулированию (1997).

Принцип 1.

В эффективной системе БН чётко определены обязанности и задачи каждого органа, занимающегося надзором за деятельностью банков. Такой орган должен обладать оперативной самостоятельностью и независимостью и соответствующей материальной базой. Необходима соответствующая юридическая структура банковского надзора, положения о выдаче разрешений на банковскую деятельность и о постоянном надзоре. Механизм соответствия деятельности требованиям законодательства, а также обеспечения и безопасности банковского дела.

Принцип 2.

Определяется круг деятельности кредитных организаций, на которую выдаются лицензии и которая подвергается надзору, а использование в названии организации слова «банк» максимально контролируется.

Принцип 3.

Лицензирующий орган имеет право устанавливать критерии и давать отказы на создание кредитных органов, если они не соответствуют установленным стандартам. Процесс лицензирования должен включать как лицензии оценку структуры собственности банка, анализ данных о руководителях, показателей оперативного плана и результатов внутреннего контроля, а также предполагаемого финансового положения, размера основного капитала.

Принцип 4.

Органы банковского надзора должны обладать полномочиями проверки и отклонения предложений на передачу существенной доли в собственности или контроля в действующих банках третьим лицам (другим сторонам).

Принцип 5.

Органы банковского надзора имеют право проверять инвестиционную деятельность банка и определять, не подвергаются ли корпоративные структуры (филиалы) банка необоснованному риску и нет ли помех для осуществления эффективного надзора за его деятельностью.

Принцип 6.

Органы банковского надзора устанавливают набор требований в отношении минимальной величины капитала банка ( в том числе и с иностранным участием) в соответствии с уровнем рисков, которые принимает на себя банк, а также определяет конкретные составляющие капитала, имея ввиду его способность покрывать убытки.

Принцип 7.

Существенной частью существующего надзора является возможность независимой оценки политики банка, деятельности и процедуры предоставления кредитов, инвестирования средств, а также текущего управления кредитом и инвестиционным портфелем.

Принцип8.

Органы БН при надзоре должны убедиться в том, что в банке создана система и процедура оценки качества активов и целесообразности кредитования и обеспечения резервов на случай потерь по ссудам.

Принцип 9.

Органы БН проверяют, насколько в банках налажены системы информирования руководства о концентрациях в кредитных портфелях. Органы надзора устанавливают разумные пределы допустимой концентрации кредитов у одного заёмщика или группы взаимосвязанных заёмщиков с целью организации подверженности банка риску как кредитора.

Принцип 10.

С целью предотвращения возможных злоупотреблений в связи с выдачей кредитов, органы БН устанавливают требования предоставления кредитов, связанных с банком сторонам

(лицам) на общих условиях, а также обеспечивают эффективное наблюдение за подобными ссудами, позволяющие минимизировать соответствующие риски.

Принцип 11.

Органы БН устанавливают наличие у банка методов выявления, управления и контроля за рисками, связанных с переводам средств в другие государства при осуществлении международного кредитования и инвестиционной деятельности, создание резервов на случай риска.

Принцип 12

Органы БН определяют, точно ли измеряют банки рыночные рывки (колебание цен, котировок) и адекватно ли контролируют их. При необходимости органы БН должны иметь полномочия устанавливают для таких рисков определённые лимиты или определённое обеспечение капиталом.

Принцип Iff.

Органы БН должны иметь возможность проверять наличие у банка политики управления рисками всеми органами управления банка, их контроля и создание резервов на покрытие таких рисков. Стандарты управления рисками являются обязательным элементом БН.

Принцип 14

Органы БН изучают в банке систему внутреннего контроля, соответствие его характеру и спектру банковской деятельности, наличие независимого внутреннего или внешнего аудита для проверки адекватности контроля и соответствия деятельности банка требованиям законодательства.

Принцип 15

Органы БН должны найти подтверждение того, что банк работает с проверенными клиентами и не позволяет намеренно или ненамеренно его использовать криминальными элементами.

Принцип16

Система эффективного БН базируется на надзоре, осуществляемом на месте и извне (Внешний аудит).

Принцип17

Органы БН имеют постоянные контакты с руководством банка и четко должны понимать все операции кредитного учреждения.

Принцип18

Органы БН используют средства сбора, изучения, анализа отчетов и статистических сведений из банков как на индивидуальной, так и на консолидированной основе.

Принцип19

Органы БН дают независимую оценку информации, используемой для контроля, как при проверках на местах, так и представленной внешними аудиторами.

Принцип20

Существенным элементом БН является наличие у органов надзора возможности осуществить надзор за организацией банковской деятельности на консолидированной основе, т.е. в отношении банка в целом, включая все его подразделения.

Принцип21

Органы БН проверяют, ведется ли в банке бух. учет в соответствии с принятыми процедурами и методикой, позволяющими органам надзора получать достоверную информацию о финансовом состоянии банка и прибыльности его деятельности, а также контролировать регулярность публикаций банком своей финансовой отчетности, адекватно отражающей его финансовое положение.

Принцип22

Органы БН имеют в своем распоряжении адекватные меры воздействия, применяемые в случае несоответствия деятельности банков принципиальным нормам, а также при нарушении банками требований законодательства или создании угрозы интересам вкладчиков.

Принцип23

Органы БН должны участвовать в мировом консолидированном надзоре, правильно применяя разумные нормы ко всем аспектам деятельности банковских организаций по всему миру, в первую очередь это касается иностранных отделений и филиалов.

Принцип24

Ключевыми компонентами глобального надзора являются установление контактов и обмен информацией с другими органами надзора, прежде всего с органами той страны, в которой банк ведет свою деятельность.

Принцип25

Органы БН должны требовать от иностранных банков, чтобы местные операции выполнялись на таком же высоком уровне, как это осуществляют НБ, и должны иметь право на получение сведений, необходимых им для надзора за деятельностью банка в целом, включая зарубежные подразделения.

Базельские принципы являются базовым документом для органов БН и других государственных органе^ во всех странах мира. Следует принимать во внимание национальные особенности, что может проявляться в особых способах внедрения настоящих принципов. Каждая страна сама решает, в какой степени необходимы дополнения к данным принципам с учетом особенностей национального рынка. Банковский надзор является динамичным и должен реагировать на изменения на рынке. Следовательно, условия и методы банковского регулирования периодически пересматриваются в свете новых тенденций и преобразований.

БН в РБ строится на основных принципах эффективного БН, разработанных Базельским университетом по банковскому регулированию. Основное направление БН в РБ предусматривает использование названных принципов.