40.Конкуренция и конкурентоспособность страховых компаний.
Конкуренция — неотъемлемая составная часть развитого страхового рынка. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных страх-х рынках.
1 этап анализа конкуренции на страх-м рынке — оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:
- численность и сравнимая емкость конкурирующих страховых компаний;
-изменение объема спроса на страховые услуги и его структурная и стоимостная динамика;
- барьеры проникновения на страховой рынок (особенности лицензирования страховой деятельности);- ситуация на смежном кредитном рынке;- различия в стратегии страховщиков-конкурентов.
Численность конкурирующих страх-х компаний и их сравнительная емкость в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. При прочих равных условиях интенсивность конкуренции наибольшая, когда на страховом рынке борется значительное число страховых компаний приблизительно равной силы. Для сбора этой информации прибегают к составлению специальных досье. На основе полученных результатов делаются выводы относительно уровня конкуренции.
На 2 этапе анализа уровня конкуренции выделяются основные страхе компании-конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме.
Принято различать ценовую и неценовую конкуренцию страх-ков. В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка, по которой предлагается заключить договор страхования данного вида (снижение тарифной ставки). Ценовая конкуренция применяется главным образом страх-ми-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страх-го бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.
Неценовая конкуря выдвигает на первый план дополн-е сервисные услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств.
Любые страховые услуги проходят проверку на степень удовлетворения общественных потребностей, которые выражаются в коллективных, групповых и индивидуальных страховых интересах. Эта проверка осуществляется на страх-м рынке, где каждый страхователь приобретает именно тот страховой полис, который наиболее полно удовлетворяет его страх-е интересы. В этой связи конкурентосп-ть страховщика представляет собой возможности сбыта страх-х продуктов на данном рынке с учетом имеющихся страх-х интересов.
Выделяют эк-е и организац-е параметры, характеризующие конкурентосп-сть страх-ка. К числу эк-х параметров относятся расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страх-х агентов, налогообложение доходов от страх-й деят-ти и др. Организац-е параметры составляет система скидок и льгот страх-лям по срокам и условиям заключаемых договоров страх-я. В идеале экономические и организационные параметры конкурентоспособности страховщика должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.
- 2. Понятие страх-го фонда.
- 3.Рисковые обстоятельства и страховой случай.
- 5.Формы проведения страхования.
- 7.Понятие и термины, выражающие наиболее общие условия страхования.
- 8.Страхование строений.
- 9.Страх-е ответственности. Страхование объектов повышенной опасности.
- 10.Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта. Страхование профессиональной ответственности. Страхование ответственности перевозчиков.
- 11.Особенности противопожарного страхования.
- 12.Классификация в страховании.
- 13.Оформление выплаты при наступлении страхового случая.
- 14.Обязательное и добровольное страхование.
- 15.Страхование имущества юридических лиц.
- 17.Страхование средств автотранспорта.
- 18.Страхование гражданской ответственности перевозчика.
- 19.Классификация видов имущества. Особенности организации страхования.
- 22.Добровольное медицинское страхование.
- 24.Понятие финан-й устойч-ти страхов-ков. Доходы, расходы и прибыль страхов-ка. Страховые резервы, их виды.
- 25Сущность страхового взноса.
- 26,27 .Основы построения страх-х тарифов. Состав и стр-ра тарифной ставки. Предупредит-е мероприятия и их финансирование страховой компанией
- 28.Обеспечение платежеспособности страховой компании. Экономическая работа в страховой компании.
- 29.Личное страхование. Характеристика основных подотраслей и видов личного страхования. Личное страхование как фактор социальной стабильности общества.
- 31.Коллективные виды страхования.
- 32.Понятие страховых случаев, субъекты и объекты страхования.
- 33.Страх-я услуга. Продавцы и покупатели страх-х услуг. Страх-е посредники.
- 34.Страхование профессиональной ответственности.
- 35.Основы планирования страховой деятельности и применяемые методы.
- 36.Медицинское страхование. Виды и отличия.
- 37 Совершенствование орг-ции страх.Дела в России
- 39.Показатели страховой статистики.
- 40.Конкуренция и конкурентоспособность страховых компаний.
- 41.Моделирование и прогнозирование ситуаций поведения страхователей.
- 41,42.Маркетинг страх-ка. Сущность и роль рекламы в страх-м бизнесе.
- 43.Содержание и функции страхового надзора.
- 44. 45 Юридические основы страховых отношений., нормы гк,ведомственные и норм документы страх надзора
- 46.Мировое страховое хозяйство. Тенденции и перспективы его развития. Проблемы взаимодействия российских и иностранных страховщиков.
- 48.Создание и организация эффективной деятельности страх-й компании.
- 49.Лицензирование страховой деятельности.
- 50.Пути достижения основных целей страховщика.
- 51.Современное состояние страхового рынка России.
- 52.Виды страхования.
- 53.Страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия – понятие и сущность. Порядок заключения договоров и сроки действия.
- 55.Основы перестрахования и сострахования.
- 57,59 История страхового дела в России. Страховой рынок России.
- 58.Субъекты и объекты страхования.
- 60.Место страхования в рыночной экономике.
- 61.Государственное регулирование страховой деятельности.
- 62.Страхование и инфляция.
- 63. Инвестиционная деятельность страховщика.(30)
- 64.Накопительное страхование жизни. Цель и содержание.