logo
strakhovanie_shpora

40.Конкуренция и конкурентоспособность страховых компаний.

Конкуренция — неотъемлемая составная часть развитого страхового рынка. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных страх-х рынках.

1 этап анализа конкуренции на страх-м рынке — оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:

- численность и сравнимая емкость конкурирующих страховых компаний;

-изменение объема спроса на страховые услуги и его структурная и стоимостная динамика;

- барьеры проникновения на страховой рынок (особенности лицензирования страховой деятельности);- ситуация на смежном кредитном рынке;- различия в стратегии страховщиков-конкурентов.

     Численность конкурирующих страх-х компаний и их сравнительная емкость в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. При прочих равных условиях интенсивность конкуренции наибольшая, когда на страховом рынке борется значительное число страховых компаний приблизительно равной силы. Для сбора этой информации прибегают к составлению специальных досье. На основе полученных результатов делаются выводы относительно уровня конкуренции.

     На 2 этапе анализа уровня конкуренции выделяются основные страхе компании-конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме.

Принято различать ценовую и неценовую конкуренцию страх-ков. В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка, по которой предлагается заключить договор страхования данного вида (снижение тарифной ставки). Ценовая конкуренция применяется главным образом страх-ми-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страх-го бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.

 Неценовая конкуря выдвигает на первый план дополн-е сервисные услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств.

Любые страховые услуги проходят проверку на степень удовлетворения общественных потребностей, которые выражаются в коллективных, групповых и индивидуальных страховых интересах. Эта проверка осуществляется на страх-м рынке, где каждый страхователь приобретает именно тот страховой полис, который наиболее полно удовлетворяет его страх-е интересы. В этой связи конкурентосп-ть страховщика представляет собой возможности сбыта страх-х продуктов на данном рынке с учетом имеющихся страх-х интересов.

Выделяют эк-е и организац-е параметры, характеризующие конкурентосп-сть страх-ка. К числу эк-х параметров относятся расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страх-х агентов, налогообложение доходов от страх-й деят-ти и др. Организац-е параметры составляет система скидок и льгот страх-лям по срокам и условиям заключаемых договоров страх-я. В идеале экономические и организационные параметры конкурентоспособности страховщика должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.