41.Моделирование и прогнозирование ситуаций поведения страхователей.
Работа страховщика состоит в том, чтобы выполнить это желание с прибылью и для себя, и для страх-ка. В основе поведения страхователей на рынке лежат стимулы - внутренние побудительные мотивы, обусловленные совокупностью внешних и внутренних причин. Внешними факторами выступает хозяйственная среда, характеризуемая различными эк-ми параметрами. К числу внутренних факторов относятся первичные желания людей и стремления к предсказуемости и гарантированности будущего (семьи, благосостояния, личного здоровья и т.д.).
Вслед за ощущениями следуют определенные запросы и предпочтения, причем еще до того, как человек осознает, что же на самом деле ему нужно. Запрос страхователя можно определить как инертное состояние человека, проявляющееся в его активном поведении в случае адекватной мотивации. Иными словами, когда человек начинает осознавать свои запросы в страховании, ему требуется еще достаточно сильная мотивация, чтобы он начал действовать на рынке в поисках способа удовлетв-я своих запросов.
Побудительные мотивы поведения всегда держат людей в некотором напряжении и выступают непосредственной причиной стремления людей каким-то образом снять или устранить его. Главной проблемой при сбыте страховых услуг (выражаются в акте заключения договора страхования) является то обстоятельство, что люди редко приступают к действиям, руководствуясь лишь каким-то одним побудительным мотивом. Так как мотивы в сознании каждого человека выражены в разной мере, то, естественно, в каждом конкретном случае они могут привести к различным результатам.
Задача спец-стов по марк-гу в страх-й компании - не только предугадать основные побудит-е мотивы людей к страх-ю, но и определить приоритеты каждого из этих мотивов в поведении отдельной группы страхователей. В этом случае, воздействуя на потенциального страхователя с помощью рекламы и других форм продвижения договоров страхования к населению, можно рассчитывать на положительный эффект.
Поведение страхователей на рынке, т.е. их действия и поступки, в сущности подчинено одной цели - устранить или хотя бы ослабить противоречие между желанием заключить договор страхования и имеющимися для этого возможностями. В этой связи потенциальный клиент страховой компании может, во-первых, принять решение о заключении договора страхования, во-вторых, заняться поиском и сбором дополнительной информации относительно общественной репутации страховщика, а в-третьих, отказаться от идеи заключения договора страхования и не предпринимать никаких дальнейших действий.
Если сделка между страхователем и страховщиком состоялась и нашла выражение в заключенном договоре страхования, человек обычно начинает сравнивать, насколько действительность, т.е. условия договора страхования, отвечает его ожиданиям и надеждам. Этот процесс сопоставления желаемого и действительного называется формированием обратной связи между целями и побудительными мотивами поведения страхователя на рынке и первоначальными их запросами и предпочтениями. Результаты такого сопоставления во много предопределяют поведение страхователей в будущем. Единичный положительный опыт, т.е. полное удовлетворение запросов страхователя при заключении договора страхования данного вида в первый раз, как правило, стимулирует новые контакты с этим страховщиком или его полномочным представителем в лице страхового агента. Важно, что позитивная информация в процессе формирования обратной связи от страхователя может затрагивать интересы его семьи, родственников, знакомых, соседей и сослуживцев, которым страхователь рекомендует поступать аналогичным образом. В результате возрастает престиж данного страховщика, возникает доверие к его фирменному знаку, расширяется круг потенциальных страхователей. Напротив, негативный опыт страхователя, приобретенный во взаимоотношениях со страховой компанией, может иметь далеко идущие последствия. Это прямая антиреклама, адресованная ближайшему окружению страхователя.
Иногда страховщик пытается предвидеть еще не осознанные страхователем запросы, предлагая
качественно новый страховой продукт. Когда на рынке появляется принципиально новый вид
страхования, страховой компании приходится иметь дело с двумя взаимосвязанными процессами:
диффузией нововведения, т.е. распространением за пределы вашей страховой компании информации относительно возможностей использования данного нового вида страхования, а также тех преимуществ и выгод, которые сулит это страхование каждому, кто решил заключить договор и получить страховой полис;
принятием (одобрением) нового вида страхования клиентурой страховщика. Это своего рода процесс принятия решения со стороны потенциального страхователя о том, подходит ли данное нововведение страховщика для его нужд. Данное решение потенциальным страхователем принимается на базе изучения имеющейся информации и собственного опыта.
Диффузия нововведения, т.е. организация распространения информации о новом виде страхования среди потенциальных клиентов, во всех случаях обеспечивается страховщиком. Однако контроль этого процесса только частично находится в руках его организатора. Дело в том, что значительная часть обмена информацией осуществляется обособленно между потенциальными страхователями, между страхователями и страховыми агентами, между страховыми агентами и страховщиками-конкурентами. Зарубежная практика свидетельствует, что потенциальный страхователь всегда больше склонен полагаться в оценке нового вида страхования на независимые источники информации. Именно им он отдает предпочтение по сравнению со сведениями, полученными из платных рекламных сообщений или проспектов страховой фирмы.
В процессе диффузии нововведений важно как можно быстрее привлечь внимание независимых источников информации и получить их объективную оценку предлагаемых страховых услуг. В случае положительных результатов можно быть уверенным в том, что процесс восприятия нововведений потенциальным страхователем начался и можно говорить о возникновении новых запросов людей. Если же результат получился отрицательным, то предстоит еще один этап доработки новой страховой услуги, чтобы она смогла быть одобренной потенциальными страхователями. Всегда нужно поддерживать баланс между степенью новизны страховой услуги и ее преемственностью со всем предшествующим ассортиментом страховых услуг.
Помимо эффективной организации информационного обеспечения внедрения новых страховых услуг необходимо еще проанализировать сам процесс одобрения и восприятия нововведения со стороны потенциальных страхователей. Важно правильно оценить характер поведения страхователей по отношению к новому виду страхования. Необходимым условием диффузии нововведений является распространение информации о новой страховой услуге, достаточным - одобрение новой страховой услуги со стороны потенциального страхователя.
Можно выделить 8 этапов в восприятии нового вида страх-х услуг потенциальными страх-ми: Распространение печатной рекламы, содержащей информацию о новой страховой услуге. Информация о новой страховой услуге в средствах массовой информации. Суждение авторитетного эксперта или человека, мнением которого дорожат. Осведомленность страхователя о состоянии рынка. Интерес потенциального страхователя к новому виду страховых услуг. Оценка положительных свойств новой страховой услуги.
Вынесение заключения относительно достоинств или недостатков новой страховой услуги.
Одобрение или невосприятие новой страховой услуги.
- 2. Понятие страх-го фонда.
- 3.Рисковые обстоятельства и страховой случай.
- 5.Формы проведения страхования.
- 7.Понятие и термины, выражающие наиболее общие условия страхования.
- 8.Страхование строений.
- 9.Страх-е ответственности. Страхование объектов повышенной опасности.
- 10.Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта. Страхование профессиональной ответственности. Страхование ответственности перевозчиков.
- 11.Особенности противопожарного страхования.
- 12.Классификация в страховании.
- 13.Оформление выплаты при наступлении страхового случая.
- 14.Обязательное и добровольное страхование.
- 15.Страхование имущества юридических лиц.
- 17.Страхование средств автотранспорта.
- 18.Страхование гражданской ответственности перевозчика.
- 19.Классификация видов имущества. Особенности организации страхования.
- 22.Добровольное медицинское страхование.
- 24.Понятие финан-й устойч-ти страхов-ков. Доходы, расходы и прибыль страхов-ка. Страховые резервы, их виды.
- 25Сущность страхового взноса.
- 26,27 .Основы построения страх-х тарифов. Состав и стр-ра тарифной ставки. Предупредит-е мероприятия и их финансирование страховой компанией
- 28.Обеспечение платежеспособности страховой компании. Экономическая работа в страховой компании.
- 29.Личное страхование. Характеристика основных подотраслей и видов личного страхования. Личное страхование как фактор социальной стабильности общества.
- 31.Коллективные виды страхования.
- 32.Понятие страховых случаев, субъекты и объекты страхования.
- 33.Страх-я услуга. Продавцы и покупатели страх-х услуг. Страх-е посредники.
- 34.Страхование профессиональной ответственности.
- 35.Основы планирования страховой деятельности и применяемые методы.
- 36.Медицинское страхование. Виды и отличия.
- 37 Совершенствование орг-ции страх.Дела в России
- 39.Показатели страховой статистики.
- 40.Конкуренция и конкурентоспособность страховых компаний.
- 41.Моделирование и прогнозирование ситуаций поведения страхователей.
- 41,42.Маркетинг страх-ка. Сущность и роль рекламы в страх-м бизнесе.
- 43.Содержание и функции страхового надзора.
- 44. 45 Юридические основы страховых отношений., нормы гк,ведомственные и норм документы страх надзора
- 46.Мировое страховое хозяйство. Тенденции и перспективы его развития. Проблемы взаимодействия российских и иностранных страховщиков.
- 48.Создание и организация эффективной деятельности страх-й компании.
- 49.Лицензирование страховой деятельности.
- 50.Пути достижения основных целей страховщика.
- 51.Современное состояние страхового рынка России.
- 52.Виды страхования.
- 53.Страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия – понятие и сущность. Порядок заключения договоров и сроки действия.
- 55.Основы перестрахования и сострахования.
- 57,59 История страхового дела в России. Страховой рынок России.
- 58.Субъекты и объекты страхования.
- 60.Место страхования в рыночной экономике.
- 61.Государственное регулирование страховой деятельности.
- 62.Страхование и инфляция.
- 63. Инвестиционная деятельность страховщика.(30)
- 64.Накопительное страхование жизни. Цель и содержание.