16. Система риск-менеджмента в страховой компании
Тема риск-менеджмента является весьма популярной в последнее время. На страницах открытой печати активно обсуждаются как содержание, так и проблематика данного явления. В данной статье мы попытаемся сформулировать свое понимание дефиниции «риск-менеджмент» и определить систему управления рисками страховой компании.
Во-первых, следует отметить, что риск-менеджмент является составной частью менеджмента вообще, который в зависимости от характера взаимодействия с внешней средой можно разделить на стратегический и оперативный. Если говорить о типах ресурсов, то функциональными видами менеджмента являются: финансовое управление, управление человеческими ресурсами, управление информационно-технологическими ресурсами, операционное управление и т.д. (рис. 1).
Во-вторых, риск-менеджмент является комплексным явлением, которое содержит в себе элементы стратегического и оперативного управления, управления персоналом, производством, финансами и т.д. Риск-менеджмент находится как бы на стыке разнообразных видов управления страховой компанией.
В-третьих, используя процессный подход, риск-менеджмент страховой компании можно определить как систему мероприятий по анализу, контролю и организации управления риском страховой компании.
Для «риск-менеджмента» характерны определенные стадии его развития в страховых компаниях (рис. 2).
С этой точки зрения представляется интересным исследование журнала «Русский полис», проведенное в 2006 году по оценке современного состояния риск-менеджмента в российских компаниях.
Почти четверть опрошенных специалистов склонна оценивать развитие российского риск-менеджмента скорее как «неудовлетворительное» (см. рис.3). Такое отношение респондентов следует рассматривать с двух сторон. В эту часть респондентов попадают не только специалисты, в организациях которых риск-менеджмент находится на неудовлетворительном уровне, но и те респонденты, которые видят необходимость и направления возможных улучшений риск-менеджмента.
При этом, как видно из диаграммы, большинство отвечавших оценили уровень управления рисками как минимум соответствующим насущной деятельности.
«Удовлетворительный уровень организации риск-менеджмента относительно отдельных бизнес-процессов» является характерным показателем для компании, недавно внедряющей технологии риск-менеджмента в свою деятельность. По всей видимости, в эту группу попали респонденты, выстраивающие систему риск-менеджмента на уровне всего предприятия, но не завершившие свою работу.
«Полностью» и «в целом удовлетворительно» оценить состояние риск-менеджмента в своей организации возможно, скорее, при налаженной системе риск-менеджмента на уровне всего предприятия. Эта группа составила 24% от общего числа ответов.
Наши экспертные оценки в отношении страховых компаний в значительной мере совпадают с приведенными выше.
Интуитивный риск-менеджмент характерен для 75-80% российских страховых компаний. Его основными чертами является либо отсутствие риск-менеджмента как такового вообще, либо присутствие на уровне понимания его необходимости в страховой организации.
Эпизодический риск-менеджмент характеризуется частичным осуществлением мероприятий по регулярному управлению рисками страховой компании. Думаю, что около 20-25% процентов российских страховых компаний находятся именно на этой стадии развития. Регулярный же риск-менеджмент предполагает наличие в компании системы, которая включает в себя:
Описание самого бизнес-процесса «риск-менеджмент».
Регламенты и процедуры риск-менеджмента.
Специалистов либо специальные подразделения риск-менеджмента.
Инструменты и технологии риск-менеджмента.
Регулярный риск-менеджмент практикуют не более 3-5% российских страховых компаний от их общей численности, которая на начало этого года составляла 918 организаций.
В самом общем виде бизнес-процесс «риск-менеджмент» может включать в себя следующие элементы:
Анализ риска, в том числе его идентификацию и оценку.
Разработку карты рисков страховой компании и мероприятий по их управлению.
Мониторинг рисков.
Реализацию комплекса мер по управлению риском.
Контроль риска.
Именно для этих задач и формируется подразделение по управлению рисками страховой компании основными функциями которого являются следующие:
1. Идентификация, измерение и анализ рисков на предприятии.
2. Разработка и реализация программы управления рисками.
3. Мониторинг эффективности реализации программы управления рисками и внесение соответствующих изменений.
4. Координация взаимодействия различных структурных подразделений компании по вопросам риск-менеджмента.
5. Работа по повышению уровня осведомленности по вопросам управления рисками среди работников организации.
6. Разработка программ снижения внеплановых потерь и мероприятий по поддержанию непрерывности бизнес-процессов.
Представляется интересным и следующий вопрос: из каких подразделений компании формируется организационная структура по управлению рисками. Ответ на этот вопрос дан в таблице, показанной на рисунке 4.
Сформированное подразделение риск-менеджмента страховой компании укомплектовывается не только за счет персонала указанных подразделений, но и профессиональными риск-менеджерами, прошедшими специальное обучение. В России эта проблема является очень острой, что указывает на общий недостаток опыта в управлении рисками. Тем не менее в нашей стране есть университетские программы подготовки риск-менеджеров в ГУУ РЭА им.Плеханова, Финансовой академии. Риск-менеджеры также проходят обучение на курсах повышения квалификации, во время стажировок в западных компаниях.
Подразделение риск-менеджмента используют в своей деятельности определенные инструменты и формы управления рисками, к основным из которых относятся следующие:
мониторинг;
страхование;
диверсификация рисков;
создание резервов;
формирование и проведение кредитной политики;
балансирование активов и обязательств;
информационная и физическая защита ценностей предприятия;
план ликвидации аварии;
контроль достаточности собственного капитала для покрытия внеплановых потерь;
хеджирование;
активное воздействие на источник риска;
аттестация рабочего места;
сертификация соответствия международным стандартам (ISO);
план поддержания непрерывности бизнес-процессов;
распределение риска по разным агентам;
гибкие технологии менеджмента;
распределение рисковых экспозиций во времени и пространстве;
дублирование операций;
контроль достаточности собственного капитала для антикризисных мероприятий;
контроль достаточности собственного капитала для модернизации.
Важнейшей формой управления рисками страховой компании является карта рисков, которая включает в себя перечень внешних и внутренних рисков, их оценку и мероприятия по нейтрализации рисков.
Обозначения оценки рисков по степени воздействия: И – игнорируемый, Н – незначительный, У – умеренный, С – существенный, К - критический
Примерная карта рисков страховой компании может быть следующая.
Риск | Оценка рисков по степени воздействия | Меры по нейтрализации воздействия риска | |||||
И | Н | У | С | К |
| ||
ВНЕШНИЕ РИСКИ | |||||||
Акционеры | |||||||
•недостаточный размер инвестиций для развития и повышения стоимости компании |
|
| + |
|
| •увеличение уставного капитала за счет инвестиций акционеров •разработка плана и бюджета развития как раздела стратегического плана | |
•прямое вмешательство в оперативное управление страховой компанией |
| + |
|
|
| •четкое разделение функций корпоративного управления и менеджмента, стратегического и корпоративного управления | |
•неразвитость системы стратегического управления |
|
| + |
|
| •разработка стратегического плана развития • обеспечение контроля выполнения стратегического плана развития Советом директоров | |
•неразвитость системы корпоративного управления |
|
| + + |
|
| •регулярные заседания Совета директоров по стратегическим вопросам управления деятельностью •обеспечение стратегического контроля Советом директоров результативности работы | |
Потребители | |||||||
•медленное обслуживание клиентов на этапе заключения договора страхования |
|
| + |
|
| •разработка документов, регламентирующих бизнес-процессы на этапе подготовки и заключения договоров страхования •внедрение системы мотивации, направленной на повышение качества обслуживания клиентов | |
•медленное обслуживание клиентов на этапе страховых выплат |
|
|
| + |
| •разработка документов, регламентирующих бизнес-процессы на этапе страховых выплат •внедрение системы мотивации, направленной на повышение качества обслуживания клиентов | |
•отсутствие маркетинговых мероприятий |
|
|
| + |
| •формирование управления маркетинга | |
Рынок и конкуренты | |||||||
•значительное снижение доли рынка за счет ухода из компании ключевых клиентов |
|
|
| + |
| •дальнейшее увеличение страхового портфеля, диверсификация по предприятиям, отраслям и клиентским сегментам | |
•потеря региональных рынков в связи с неразветвленностью и неукомплектованностью региональной сети |
|
|
|
| + | •разработка, реализация и финансирование программы развития филиальной сети •укомплектование филиалов кадрами, материально-техническими и информационными ресурсами | |
•неконкурентоспособность по отношению к иностранным страховым компаниям |
|
| + |
|
| •разработка, реализация и финансирование программы по развитию компании | |
Государство | |||||||
•принятие несовершенных законов |
|
| + |
|
| •отслеживание проектов законов, заблаговременная разработка сценариев «отступления» | |
•проверки деятельности компании надзорными органами |
|
| + |
|
| •проведение регулярного внутреннего аудита, устранение выявленных в ходе аудита ошибок и нарушений | |
ВНУТРЕННИЕ РИСКИ | |||||||
Финансовые риски | |||||||
•дефицит наличных средств или иных высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед страхователями в связи с низкой ликвидностью инвестиционного портфеля |
|
| + |
|
| •изменение инвестиционной политики в сторону повышения ликвидности инвестиционного портфеля •формирование кассового плана | |
•недостаточность собственного капитала для осуществления полноценной страховой деятельности |
|
| + |
|
| •увеличение уставного капитала | |
•неконтролируемый рост неоперационных расходов |
|
|
| + |
| •внедрение системы бюджетирования | |
•отсутствие системы управленческого учета |
|
|
| + |
| •разработка и внедрение системы управленческого учета | |
•отсутствие системы контроля финансово-хозяйственной деятельности региональной сети |
|
|
| + |
| •разработка и внедрение системы контроля финансово-хозяйственной деятельности филиалов | |
•недостоверность финансовой и бухгалтерской отчетности в связи с отсутствием внутреннего аудита |
|
|
| + |
| •создание внутреннего аудита | |
•невыполнение требований по размещению страховых резервов |
|
| + |
|
| •обеспечение контроля выполнения требований по размещению страховых резервов | |
• невыполнение требований по платежеспособности |
|
| + |
|
| •введение ежеквартального контроля платежеспособности | |
•зависимость бизнеса от ограниченного числа сотрудников |
|
|
| + |
| •создание и развитие департаментов продаж и филиальной сети | |
•неадекватность тарифов и принимаемых на страхование рисков (риск качества андеррайтинга прямого страхования) |
|
| + |
|
| •внедрение системы андеррайтинга •ежегодный актуарный контроль применяемых тарифных ставок, принятие необходимых мер по повышению адекватности страховых тарифов принимаемым на страхование рискам | |
•неадекватность тарифов и принимаемых в перестрахование рисков |
|
|
| + |
| •внедрение системы андеррайтинга •ежегодный актуарный контроль применяемых тарифных ставок, принятие необходимых мер по повышению адекватности страховых тарифов принимаемым в перестрахование рисков | |
•неадекватность тарифов и фактически выплачиваемого комиссионного вознаграждения |
| + |
|
|
| •разработка документа, регламентирующего размер и порядок выплаты комиссионного вознаграждения | |
Операционные риски | |||||||
•несовершенная организационная структура |
| + |
|
|
| • изменение организационной структуры, направленной на выполнение стратегического плана | |
•отсутствие первенства в разработке и внедрении новых страховых продуктов | + |
|
|
|
| •укрепление методологического подразделения высококвалифицированными кадрами | |
•применение договоров страхования, противоречащих законодательству РФ и/или действующим Правилам страхования |
|
| + |
|
| •разработка и внедрение утвержденных инструкций по андеррайтингу, типовых договоров страхования и порядка их оформления •разработка и внедрение инструкции о порядке взаимодействия структурных подразделений при осуществлении страховой деятельности •разработка и внедрение системы мотивации, учитывающей качество выполняемой работы | |
•недостаточное документирование и слабый контроль бизнес-процессов, низкий уровень их стандартизации |
|
| + |
|
| •разработка и внедрение положений и инструкций, описывающих бизнес-процессы и содержащих описание контроля качества •внедрение автоматизированной системы документооборота и контроля исполнения поручений | |
Персонал | |||||||
•увольнение топ-менеджеров в связи с несогласием с системой оплаты, социальными гарантиями |
| + |
|
|
| •разработка «Положения о системе премирования топ-менеджеров» | |
•увольнение персонала среднего звена в связи с заработной платой ниже рыночного уровня, отсутствием дополнительных социальных гарантий и системы карьерного роста |
|
| + |
|
| •разработка и внедрение «Положения о системе премирования персонала» •внедрение системы аттестации персонала, обеспечивающей его карьерный рост •внедрение системы льготного страхования •внедрение корпоративной культуры | |
•отсутствие системы обучения и повышения квалификации персонала |
|
|
| + |
| •разработка и внедрение системы обучения персонала | |
•недостаточная заинтересованность топ–менеджеров в развитии компании |
|
|
|
|
| •участие топ-менеджеров в собственности компании | |
Материальная база | |||||||
•повреждение или утрата автотранспорта |
| + |
|
|
| •страхование автопарка | |
•повреждение или утрата компьютерного парка |
| + |
|
|
| •страхование компьютерного парка | |
•повреждение или утрата здания, внутренней отделки помещения, мебели в результате пожара и иных непредвиденных событий |
| + |
|
|
| •страхование имущества | |
Информационно-технологический риск | |||||||
•несовершенство корпоративной информационной системы в части бюджетирования и управленческого учета |
|
| + |
|
| •разработка и реализация плана развития КИС •введение должности администратора КИС, обладающего знаниями страхового бизнеса, программирования и постановщика задач | |
•недостоверность и/или недостаточность информации, вводимой в КИС с целью получения статистической отчетности об осуществлении страховой деятельности |
|
| + |
|
| •разработка регламентов ввода информации в КИС, обеспечение неукоснительного их исполнения | |
•недостаточный уровень автоматизации отдельных бизнес-процессов |
|
| + |
|
| •повышение уровня автоматизации бизнес процессов, сопровождающегося повышением уровня их стандартизации и унификации | |
•низкий уровень электронного документооборота |
|
| + |
|
| •внедрение системы электронного документооборота | |
•кража или утеря информации |
|
|
| + |
| •дублирование информации на жестких носителях •внедрение системы авторизованного доступа к информации | |
•прекращение питания КИС |
| + |
|
|
| •укомплектование компьютерного парка системами бесперебойного питания | |
•неисправности аппаратных устройств КИС |
|
| + |
|
| •создание резерва аппаратных устройств | |
•сбои программного обеспечения КИС |
|
| + |
|
| •установка лицензионного программного обеспечения | |
•зависимость работы КИС от персонала управления информационных технологий |
|
|
| + |
| •укомплектование управления информационных технологий кадрами |
Таким образом, мы рассмотрели систему риск-менеджмента страховой компании. Ее построение требует от менеджмента страховой компании знания содержания, формы, инструментов и технологий этой деятельности, значение которой возрастает по мере развития страхового рынка России.
- Продажи страховых продуктов
- 080113 «Страховое дело (по отраслям)»,
- Оглавление
- 1. Страховой агент. Понятие и роль агента. Требования к страховому агенту
- 2. Технология работы страховой компании с брокерами или технология брокерских продаж
- 3. Развитие каналов продаж страховой компании
- 4. Разработка плана продаж
- 4.1. Виды и формы планирования
- 4.2. Процедуры разработки плана продаж
- 5. Маркетинговая стратегия страховой компании
- 6. Стратегическое управление страховой компанией
- Pest-анализ.
- Swot-анализ.
- Стратегический план.
- 7. Технологии банковского страхования как система
- 8. Операционный менеджмент в страховании
- 9. Развитие технологий продаж страховой компании
- 10. Андеррайтинг – ключевой бизнес-процесс страховой компании
- 11. Системное управление страховой компанией
- 11.1. Актуальные проблемы российских страховых компаний
- 11.2. Стадии роста страховых компаний
- 11.3. Концепция системного менеджмента
- 12. Операционный менеджмент в страховой компании
- 13. Управление продажами в страховой компании
- 14. Финансовая стратегия страховой компании
- 15. Финансовое управление в страховой компании
- 15.1. Системный менеджмент
- 15.2. Взаимосвязь стратегии компании и финансового управления
- 15.3. Оперативное финансовое управление как система
- Капитализация.
- 16. Система риск-менеджмента в страховой компании
- 17. Организационная структура продаж страховой компании
- 18. Стратегический план
- 18.1. Основные бизнес-идеи
- 18.2. Целевые ориентиры в области целевых клиентских сегментов:
- 18.3. Pest-анализ
- 18.4. Swot-анализ
- 18.5. Стратегии
- 18.6. Ресурсное обеспечение
- 18.7. Капитализация
- 18.8. Методы оценки
- 19. Духовный мир компании
- 19.1. Выдающиеся компании
- 19.2. Видение
- 19.3. Миссия
- 19.4. Ценности
- 19.5. Успех в создании идеологии
- 20. Интернет-страхование в россии
- 1. Интернет-заявка:
- 2. Интернет-платеж:
- Список литературы