6. Стратегическое управление страховой компанией
В предыдущей статье мы говорили о системном менеджменте как концепции управления страховой компанией. Концепция системного менеджмента исходит из главного постулата: страховая компания как объект управления является сложной системой и включает в себя следующие основные составляющие: социальную, технологическую, операционную, финансовую, организационную и маркетинговую. В зависимости от этих составляющих системный менеджмент включает в себя следующие виды управления: финансовое, операционное, маркетинговое, управление информационными и человеческими ресурсами. Очевидно, что каждый из указанных видов управления имеет два уровня: стратегический и оперативный.
Данной статьей мы начинаем цикл публикаций, посвященных рассмотрению стратегических аспектов управления страховой компании. Поэтому будет логичным, если мы начнем наше изложение с рассмотрения сущности и необходимости стратегического управления в страховой компании.
Однако, прежде чем рассматривать содержание стратегического менеджмента, следует отметить, что такое управление не реализуется само по себе, а является продуктом творческой созидательной деятельности людей. Поэтому для того, чтобы менеджмент страховой компании начал заниматься стратегическим управлением нужно выполнить по крайней мере два условия. Первое сводится к тому, что нужно четко для себя ответить на вопрос: нужно ли нам стратегическое управление вообще. Если на этот вопрос следует отрицательный ответ, то компания будет развиваться на основе рационального логического инкрементализма, т.е. оперативно подстраиваться под изменения внешней среды. Если на этот вопрос следует положительный ответ, то менеджмент компании будет изучать теоретические основы стратегического управления, опыт других компаний и на этой основе разрабатывать и реализовывать собственную стратегию развития.
Второе условие относится к субъективным факторам и зависит от качества «менеджерского материала». Стратегическое управление в компании невозможно развивать, если топ-менеджмент не обладает стратегическим мышлением и способностью к стратегическим действиям, что показано на рис. 1.
Поэтому не случайным является тот факт, что отсутствие одного из отмеченных выше условий является причиной того, что на российском рынке регулярным стратегическим менеджментом занимаются по нашим экспертным оценкам не более 5 – 10 процентов от их общей численности, которая на сегодняшний момент составляет около 800 компаний.
В этой связи заметим, что в развитии стратегического управления можно выделить ряд этапов, которые показаны на рис. 2.
Регулярный стратегический менеджмент включает в себя наличие стратегического плана у страховой компании, а также механизм его реализации. Интуитивный стратегический менеджмент заключается в том, что топ-менеджмент понимает стратегические цели развития компании и реализует их, не имея формализованной стратегии и способов ее реализации. Отсутствие стратегического управления как такового говорит само за себя и не требует никаких комментариев.
Однако независимо от того, занимается страховая компания стратегическим управлением или не занимается, перед ней все равно стоят вопросы, требующие ответа либо в краткосрочной, либо в долгосрочной перспективе, важнейшими из которых являются следующие:
Специализация либо универсальность?
Компания корпоративного или розничного страхования?
Какие клиентские сегменты компании развивать?
Как увеличить долю рынка или обеспечить лидерство?
Как развивать страхование в регионах?
Нужен ли стратегический инвестор?
Как выживать в долгосрочной перспективе?
Как привлечь ресурсы для развития?
Каковы наши конкурентные преимущества?
Ориентация на прибыль, объемы продаж или стоимость компании?
При этом для разных компаний, находящихся на разных стадиях своего развития эти вопросы будут звучать неодинаково, а с определенным подтекстом.
Основными стратегическими вопросами для крупных страховых компаний будут являться следующие:
Как увеличить долю рынка?
Как развить конкурентные преимущества?
Как привлечь ресурсы для развития?
Для средних компаний эти вопросы можно обозначить следующим образом:
Как преуспеть в конкурентной борьбе?
Как развить ключевые компетенции?
Как привлечь ресурсы для развития?
Для мелких компаний самым актуальным является один вопрос: как выжить в долгосрочной перспективе?
Ответы на эти вопросы невозможны без разработки стратегии развития страховой компании. Таким образом, стратегическое управление становится важным императивом для многих российских страховых компаний как залог их выживания в долгосрочной перспективе.
Итак, если вы приняли решение заниматься стратегическим управлением, то давайте определимся с основными дефинициями этого феномена.
Термин «стратегическое управление» появился на рубеже 60-70-х годов прошлого столетия.
Причинами его возникновения явились следующие:
насыщение рынка товаров и услуг;
возникновение маркетинговых концепций;
необходимость анализа и учета изменений внешней среды;
сохранение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе;
необходимость управления стоимостью компаний.
Основной дефиницией стратегического управления является стратегия. Стратегию в обобщенном виде можно охарактеризовать, как пять «П», что отражено на рисунке 3.
Рассмотрим более подробно эти составляющие.
1. Стратегия есть план, руководство, ориентир, направление развития из настоящего в будущее. Например, захват доли рынка, рост стоимости компании.
2. Стратегия – это принцип поведения или следования некой модели поведения. Примером этому может быть стратегия покупки региональных страховых компаний.
3. Стратегия – это создание посредством разнообразных действий уникальной и ценной позиции на рынке. Например, построение лучшей компании на рынке с лучшей системой урегулирования убытков.
4. Стратегия – это перспектива, взгляд вовнутрь организации с точки зрения ее будущности.
5. Стратегия – это ловкий прием с целью перехитрить конкурента.
Основными видами стратегии являются корпоративная и функциональные стратегии, что показано на рис. 4.
Корпоративная стратегия для страховой компании означает выбор рынка: страхование жизни либо рисковое страхование. В рисковом страховании компании надо определить является она универсальной, предлагающей все виды страховых услуг, либо специализированной, предлагающей ограниченный перечень страховых продуктов, например, только автострахование.
Функциональные стратегии разрабатываются и реализуются в основных сферах деятельности компании, о которых мы говорили выше: маркетинг, персонал, финансы, информационные технологии, региональное развитие и т.д.
Рассмотрев коротко генезис понятия «стратегия» и его содержание, дадим определение самому понятию «стратегическое управление». Таких определений может быть несколько:
1. Стратегическое управление – процесс формулирования, внедрения и контроля стратегий.
2. Стратегическое управление – определение путей и способов достижения стратегических целей организации.
3. Стратегическое управление – процесс принятия стратегических решений.
4. Стратегическое управление – способ создания стоимости для акционеров.
5. Стратегическое управление – это такое управление, которое учитывает изменения внешней среды, позволяет добиваться конкурентных преимуществ и выживать организации в долгосрочной перспективе.
Стратегическое управление зачастую отождествляют со стратегическим планированием, что является не совсем корректным, так как:
1. Стратегическое планирование сфокусировано на принятии оптимальных стратегических решений, стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов.
2. Стратегическое планирование – аналитический процесс, а стратегический менеджмент – организационный.
3. В стратегическом планировании учитываются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте также социальные, психологические и политические.
4. Стратегический менеджмент включает как формулирование стратегии, так и внедрение ее.
При этом стратегическое управление обладает достаточно широким набором собственных инструментариев, основными из которых являются:
- Продажи страховых продуктов
- 080113 «Страховое дело (по отраслям)»,
- Оглавление
- 1. Страховой агент. Понятие и роль агента. Требования к страховому агенту
- 2. Технология работы страховой компании с брокерами или технология брокерских продаж
- 3. Развитие каналов продаж страховой компании
- 4. Разработка плана продаж
- 4.1. Виды и формы планирования
- 4.2. Процедуры разработки плана продаж
- 5. Маркетинговая стратегия страховой компании
- 6. Стратегическое управление страховой компанией
- Pest-анализ.
- Swot-анализ.
- Стратегический план.
- 7. Технологии банковского страхования как система
- 8. Операционный менеджмент в страховании
- 9. Развитие технологий продаж страховой компании
- 10. Андеррайтинг – ключевой бизнес-процесс страховой компании
- 11. Системное управление страховой компанией
- 11.1. Актуальные проблемы российских страховых компаний
- 11.2. Стадии роста страховых компаний
- 11.3. Концепция системного менеджмента
- 12. Операционный менеджмент в страховой компании
- 13. Управление продажами в страховой компании
- 14. Финансовая стратегия страховой компании
- 15. Финансовое управление в страховой компании
- 15.1. Системный менеджмент
- 15.2. Взаимосвязь стратегии компании и финансового управления
- 15.3. Оперативное финансовое управление как система
- Капитализация.
- 16. Система риск-менеджмента в страховой компании
- 17. Организационная структура продаж страховой компании
- 18. Стратегический план
- 18.1. Основные бизнес-идеи
- 18.2. Целевые ориентиры в области целевых клиентских сегментов:
- 18.3. Pest-анализ
- 18.4. Swot-анализ
- 18.5. Стратегии
- 18.6. Ресурсное обеспечение
- 18.7. Капитализация
- 18.8. Методы оценки
- 19. Духовный мир компании
- 19.1. Выдающиеся компании
- 19.2. Видение
- 19.3. Миссия
- 19.4. Ценности
- 19.5. Успех в создании идеологии
- 20. Интернет-страхование в россии
- 1. Интернет-заявка:
- 2. Интернет-платеж:
- Список литературы