9.2 Организация наличного денежного обращения
Наличное денежное обращение регламентируется Центральным банком Российской Федерации. С этой целью принято Положение ЦБРФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 г. № 14-П. Данный документ устанавливает правила обязательные для выполнения территориальными учреждениями Банка России, РКЦ, кредитными организациями и их филиалами, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России.
Основные правила организации наличного денежного обращения состоят в следующем. Прежде всего, все организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на счетах на договорных условиях. Платежи между юридическими лицами должны проводиться, как правило, в безналичном порядке. Однако для оплаты небольших хозяйственных расходов допускаются расчеты наличными деньгами. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному договору установлен ЦБ РФ в сумме 100 тысяч рублей. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Под кассой понимается специально оборудованное помещение, предназначенное для приема, выдачи и хранения наличных денежных средств. Операции по кассе отражаются в кассовой книге на основании кассовых документов обязательно в день их совершения.
Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов. Лимит кассы устанавливается ежегодно обслуживающим банком, по согласованию с руководителем организации. Для установления лимита предприятие составляет расчет по установленной форме. При этом учитывается объем налично-денежного оборота предприятия, особенности режима его деятельности, обеспечение сохранности ценностей, порядок и сроки сдачи наличных денег в банк.
По организации, в состав которой входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя юридического лица.
При наличии у организации нескольких счетов в различных учреждениях банков оно по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.
По организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная денежная наличность - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.
Можно хранить в кассе наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней (в районах Крайнего Севера – до пяти дней), включая день получения денег в банке.
Всю денежную наличность сверх установленных лимитов юридические лица обязаны своевременно сдавать в банк для зачисления на счет. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими банками по согласованию с руководителями организаций. Возможны следующие способы сдачи наличных денег в учреждения банков:
-
непосредственно клиентом в кассу банка,
-
через организации инкассации или инкассаторскую службу банка,
-
через организации связи.
В любом из этих случаях банк принимает деньги для зачисления на счет юридического лица только от его владельца.
Организации, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и социальные выплаты, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Наличные денежные средства с банковского счета могут быть получены только самим владельцем счета. Для юридических лиц существуют определенные цели получения наличных денег в банках:
-
для осуществления социальных выплат (оплата труда, пособия, стипендии);
-
на командировочные расходы;
-
на хозяйственно-операционные расходы;
-
на приобретение сельскохозяйственной продукции, тары и вещей у физических лиц;
-
на приобретение ценных бумаг у физических лиц.
Некоторые специализированные организации могут иметь дополнительные цели получения наличных денег со счета. Например, для выплаты страхового возмещения (для страховых организаций), для выплаты негосударственных пенсий (для негосударственных пенсионных фондов). Запрещается прямая выплата (без зачисления на счет) наличных денежных средств по операциям с векселями либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты. Также запрещается прямая выплата кредитов независимо от их целей.
Выдачи денежной наличности на заработную плату и выплаты социального характера производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований организаций в наличных деньгах.
Из вышеизложенных правил видно, что они, в основном, носят ограничительный характер и призваны сократить объемы операции с наличными деньгами. На это имеется ряд веских причин. Во-первых, это позволяет государству контролировать денежные потоки, предотвращать некоторые виды экономических преступлений. Известно, что незаконные виды деятельности всегда связаны с налично-денежными операциями, так как они не оставляют следов в банковских и бухгалтерских документах. Во-вторых, сокращение объемов наличного денежного обращения позволяет снизить издержки связанные с эмиссией денежных знаков. И, в третьих, крупные суммы наличных денег могут являться объектом преступных посягательств, что само по себе является криминогенным фактором.
Ответственность за соблюдение правил наличного денежного обращения несут руководитель и главный бухгалтер организации. К организациям и их должностным лицам, не соблюдающим указанные правила, применяются меры административной ответственности. Статья 15.1 КоАП «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» предусматривает ответственность за следующие нарушения:
-
осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров,
-
неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности,
-
несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств,
-
накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Рассмотрение дел о данных правонарушениях находится в компетенции налоговых органов.
Согласно действующему законодательству, обслуживающие банки обязаны систематически проверять соблюдение организациями требований порядка ведения кассовых операций. Аналогичные проверки в бюджетных организациях осуществляются соответствующими финансовыми органами. Должностное лицо банка может быть привлечено к административной ответственности за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (статья 15.2 КоАП).
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей. В приложении к Порядку ведения кассовых операций приведены рекомендации МВД России по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке. Здесь речь идет о недопущении ряда лиц (судимых, страдающих психическими заболеваниями, злоупотребляющих спиртными напитками и т. д.) на должности, связанные с денежными операциями, о порядке охраны при транспортировке денежных средств.
Эффективная организация денежного обращения, соблюдение установленных норм и правил во многом определяет стабильность денежной системы страны.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Тема 1 общая характеристика финансово-кредитной системы 4
- Тема 2 рынок ценных бумаг 22
- Тема 3 эмиссионные ценные бумаги 43
- Введение
- Тема 1 общая характеристика финансово-кредитной системы
- 1.1. Финансы и финансовый рынок
- 1.2. Структура финансово-кредитной системы
- 1.3. Государственные финансы
- Тема 2 рынок ценных бумаг
- 2.1. Общая характеристика рынка ценных бумаг
- 2.2. Инструменты рынка ценных бумаг
- 2. По субъектам прав, удостоверенных ценной бумагой:
- 8. По способу номинирования:
- 2.3. Регулирование рынка ценных бумаг
- Тема 3 эмиссионные ценные бумаги
- 3.1. Акции
- Права владельцев голосующих акций
- Операции с акциями в акционерном обществе
- 3.2. Облигации
- 3.3. Эмиссионная деятельность на рынке ценных бумаг
- Тема 4 ексель и вексельное обращение
- 4.1. Понятие и виды векселей
- 4.2. Правила составления векселей
- 4.3. Правила вексельного обращения
- 4.4. Правонарушения с векселями
- Дефекты формы и содержания векселя
- Тема 5 рофессиональные участники рынка ценных бумаг
- 5.1. Организационно-правовые основы деятельности профессиональных участников
- 5.2. Финансовые посредники рынка ценных бумаг
- 5.3. Учетные институты рынка ценных бумаг
- 5.4. Торговые и расчетные институты рынка ценных бумаг
- Различия между типами фондовых бирж
- Тема 6 инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг
- 6.1. Виды и принципы деятельности инвесторов
- 6.2. Инвестиционные фонды
- Типы паевых инвестиционных фондов
- 6.3. Специализированные фонды
- Тема 7 банковская система россии
- 7.1. Общая характеристика банковской системы России
- 7.2. Содержание банковской деятельности
- 7.3. Организационно-правовые основы деятельности кредитных организаций
- 7.4. Центральный банк России
- Тема 8 основы учетно-операционной работы в банках
- 8.1 Основные положения бухгалтерского учета в банках
- 8.2 Аналитический и синтетический учет в банках.
- Кодировка лицевых счетов
- Типы счетов клиентов и корреспондентов банка
- 8.3 Организация учетно-операционной работы в банке
- Тема 9 наличное денежное обращение и кассовые операции кредитных организаций
- 9.1 Денежная система Российской Федерации
- 9.2 Организация наличного денежного обращения
- 9.3 Кассовые операции кредитных организаций
- Кассовые операции кредитных организаций
- Глава 10 организация безналичного платежного оборота
- 10.1 Назначение и принципы безналичных расчетов
- 10.2 Формы безналичных расчетов
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты по инкассо
- Расчеты по аккредитиву
- Чековая форма расчетов
- 10.3 Банковские платежные карты
- 10.4 Межбанковские расчеты
- Строение банковского идентификационного кода (бик)
- Тема 11 пассивные операции банков
- Финансовые ресурсы банка и источники их формирования
- 11.1. Собственные средства (капитал) банка
- Структура собственного капитала банка
- 11.2 Депозитные операции банков
- 11.3 Страхование банковских вкладов физических лиц
- Тема 12 банковское кредитование
- 12.1 Банковские кредиты: принципы, виды и риски
- 12.2 Организация банковского кредитования
- 12.3. Обеспечение возвратности кредитов
- Тема 13 валютные операции банков
- 13.1. Экономико-правовые основы валютных операций
- 13.2. Валютные операции и валютные счета
- Виды валютных операций
- 13.3. Операции банков с драгоценными металлами
- Тема 14 раскрытие и защита банковской информации
- 14.1 Информация о банковской деятельности и ее раскрытие
- 14.2 Институт банковской тайны
- 14.3 Кредитные истории
- Тема 15 основы страховой деятельности
- 15.1. Сущность и классификация страхования
- 15.2 Участники страхования и надзор за их деятельностью
- 15.3. Финансы страховых организаций
- Рекомендуемая литература:
- Нормативно-правовые акты: