logo
лекция по финансам

Тема 10: Финансовая система рф.

Финансовая система РФ состоит из 5 звеньев:

1)государственная бюджетная система;

2)внебюджетные специальные фонды;

3)государственный кредит;

4)страховые фонды;

5)финансы коммерческих предприятий.

Финансовая система – это совокупность различных средств финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются денежные фонды.1,2,3 звенья финансовой системы относятся к централизованным финансам и предназначены для регулирования и стимулирования экономики на макроуровне.

1)Государственная бюджетная система включает в себя:

- федеральный бюджет;

-республиканский бюджет или бюджет административно-территориальных образований;

-местный бюджет.

2)Внебюджетные фонды: их около 20, из них социальных 3:

-ПФРФ;

-ФССРФ;

-ФОМСРФ;

и экономические внебюджетные фонды – это федеральные дорожные фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонды финансового регулирования, и т.д.

3)Государственный кредит – это особая форма кредитных отношений, в которых непременно участие государства в данном процессе, где государство может выступать с одной стороны - в лице государственных органов власти и местного самоуправления, а с другой стороны – физическими и юридическими лицами. И в этих отношениях государство выступает преимущественно как заемщик (при выпуске государственных облигационных займов), как кредитор (при кредитовании юридических и физических лиц) и как гарант (государство гарантирует погашение ранее выпущенных облигаций).

Следующие два звена относятся к децентрализованным финансам и предназначены для регулирования и стимулирования экономики на микроуровне. К ним относятся:

4)Страховые фонды: роль страхования возрастает, т.к. возрастает риск наступления страхового случая от стихийных бедствий, терактов, спадов производства, банкротства и других событий, возникновение которых связано с наступлением ущерба, или убытков, или гибели. Страховые фонды формируются за счет страховых взносов страхователей (физических и юридических лиц).

5)Финансы коммерческих предприятий различных форм собственности (муниципальных, государственных, акционерных, семейных, коллективных, частных) составляют основу финансов государства, т.к. именно здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов и поэтому от финансов коммерческих предприятий зависти общее финансовое состояние страны.

Налоги и налоговая система, функции налогов.

Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие/ провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%; в Великобритании -с 45 до 35%; во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%; в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании. Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.