logo
Оценка эффективности внедрения бережливого производства в "Вестфинансбанке"

4. Моделирование бизнес-процессов

Бизнес-процесс - это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. Для наглядности бизнес-процессы визуализируют при помощи блок-схем. Данный инструмент позволяет определить, как организация функционирует в целом. Строится он таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние активности.

Наиболее популярной является методология IDEF0, предписывающая построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно. Каждая IDEFO -диаграмма содержит блоки и дуги. Блоки изображают функции моделируемой системы. Дуги связывают блоки вместе и отображают взаимодействия и взаимосвязи между ними.[1]

Каждая сторона блока имеет определенное назначение: левая сторона блока предназначена для входов, верхняя - для управления, правая - для выходов, нижняя - для механизмов. Такое обозначение отражает определенные системные принципы: входы преобразуются в выходы, управление ограничивает или предписывает условия выполнения преобразований, механизмы показывают, что и как выполняет функция. Блоки размещаются по степени важности: самым доминирующий в верхнем левом углу, наименее доминирующий - в правом углу.

Рисунок 4. Образец диаграммы бизнес-процессов.

5. Стратегическая карта

Стратегическая карта - это диаграмма, которая используется для документирования главных стратегических целей, поставленных перед организацией или руководством организации. Стратегическая карта отображает каждую цель как текст, заключенный в графическую фигуру, на карте их присутствует небольшое количество и все они распределены по стратегической карте среди двух или более горизонтальных полос, каждая из которых представляет собой «перспективу» (аспект, точку зрения). Наиболее очевидные причинно-следственные связи отображаются с помощью стрелок, которые связывают цели между собой или отображают направление такой связи (если достижение одной из целей влияет на успех достижения множества других целей на карте). [1]

Стратегическая карта- элемент Сбалансированной Системой Показателей (ССП) - комплексного метода оценки набора финансовых и нефинансовых показателей эффективности объекта по четырем проекциям: Финансы, Клиенты, Внутренние процессы, Обучение и развитие.

6. Экспресс-диагностика

Экспресс-диагностика - эффективный способ анализа текущего положения организации. Ее цель - выделить наиболее сложные проблемы управления организацией в целом и ее финансовыми ресурсами в частности. [1]

Процесс экспресс-диагностики включает:

- анализ финансовой устойчивости и платежеспособности (показатели обеспеченности основных источников формирования запасов и затрат; коэффициент платежеспособности; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент финансовой независимости; коэффициент автономии и т.д.);

- анализ деловой активности (прибыль от продажи продукции; налогооблагаемая и чистая прибыль; рентабельность производства и продаж; рентабельность собственного и заемного капитала; коэффициент оборачиваемости капитала и имущества организации; продолжительность одного оборота и т.д.) [7]

Глава 2. Анализ эффективности внедрения бережливого производства в «ВЕСТфинансбанкЕ»

2.1 Характеристика «Вестфинансбанка»

«Вестфинансбанк» один из крупнейших российских коммерческих банков. Полное наименование -- Открытое акционерное общество «Вестфинансбанк». Учреждён 20 декабря 1990 года в форме товарищества с ограниченной ответственностью, а лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций получил в январе 1991 года. В июне 1992 года ОАО «Вестфинансбанк» выдали валютную лицензию, а в декабре того же года в Москве открылось его первое отделение «Вестфинансбанк» -- универсальный банк, работающий как с юридическими, так и физическими лицами. В мире работает около 100 отделений и филиалов банка, в том числе дочерние банки на Украине, в Белоруссии, в Казахстане.

«Вестфинансбанк» имеет линейно-функциональную структуру управления:

2.2 Исследование существующей системы управления и общего состояния «Вестфинансбанка»

В данной главе будет произведен анализ текущего состояния банка с помощью различных методов исследования. Будут обозначены слабые стороны и проблемы, а затем, будут предложены мероприятия по их устранению, основанные на принципах бережливого производства.

2.2.1 SWOT-анализ

Таблица 1. - SWOT-анализ «Вестфинансбанка»

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Универсальный характер банка

2. Единая разветвленная филиальная сеть, охватывающая всю территорию страны

3. Низкая стоимость услуг

4. Надежность банка

5. Доверие со стороны населения

6. Инвестиционная привлекательность

1. Текучесть кадров на низших должностях.

2. Большие очереди

3. Низкое качество клиентского обслуживания

4. Неразвитая IT-инфраструктура

Возможности

Угрозы

1. Рост реальных доходов населения

2. Поддержка государства

3. Повышения инвестиционного рейтинга России

4. Снижение инфляции

5. Резкий рост спроса на отдельные виды банковских продуктов и услуг

1. Выход на рынок новых конкурентов, в частности иностранных банков

2. Снижение маржи как результат обострения конкуренции в банковском бизнесе

3. Рост налогов

4. Изменение предпочтений клиентов

SWOT-анализ помог выявить слабые стороны «Вестфинансбанка», к ним относятся текучесть кадров на низших должностях, большие очереди, низкое качество клиентского обслуживания, а также неразвитая IT- инфраструктура. Целью бережливого производства будет превращение слабых сторон в сильные.

2.2.2 Многоугольник конкурентоспособности

Для оценки конкурентоспособности банка был построен многоугольник конкурентоспособности по следующим показателям:

· имидж банка

· цена на услуги

· собственный капитал

· разнообразие услуг

· качество обслуживания

· доля на рынке

· развитие IT-инфраструктур

По данным показателям были оценены 5 банков России: Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ, «Вестфинансбанк» и банк «Русский стандарт».

Рисунок 6 -Многоугольник конкурентоспособности «Вестфинансбанка»

На основе построенного многоугольника можно выделить такие конкурентные преимущества «Вестфинансбанка», как конкурентоспособная цена на услуги и наличие филиалов за рубежом.

«Вестфинансбанк» существует на рынке банковских услуг уже более 20 лет, за это время он успел заслужить доверие клиентов за счет высоких процентов по вкладам, низких процентов по кредитам, а также за счет разнообразия предоставляемых услуг. Благодаря разветвленной сети филиалов в России и за рубежом, «Вестфинансбанк» достаточно известен среди населения, однако он отстает по популярности от Сбербанка и Альфа-банка.

Многоугольник конкурентоспособности также показал, что имеются слабые стороны, ухудшающие конкурентоспособность данного банка по сравнению с другими - это качество клиентского обслуживания и слабо развитая IT-инфраструктура.

2.2.3 Диаграмма Исикавы

Рисунок 7 -Диаграмма Исикавы для «Вестфинансбанка»

Диаграмма Исикавы не помогает выявлять сильные стороны, но с её помощью можно досконально рассмотреть какую-то конкретную проблему, в данном случае была рассмотрена такая слабая сторона банка, как низкое качество обслуживания клиентов. Складывается она из четырех главных причинных компонентов: персонал, услуги, организация и бизнес-процессы. Факторами, усугубляющими главные причины, являются: недостаточная квалификация и мотивированность персонала, неразвитость IT-инфраструктуры и возможностей, плохая организация рабочего пространства и очереди, а также громоздкость бизнес-процессов.

Таким образом, внедрение бережливого производства должно быть направлено на улучшение функционирования этих четырех главных составляющих.