Оценка эффективности внедрения бережливого производства в "Вестфинансбанке"

курсовая работа

1.3 Инструменты и методы оценивания состояния коммерческого банка

Существует множество методов оценки состояния организации, каждый из которых направлен на конкретную область. Некоторые из них будут использованы далее.

1. SWOT-анализ

SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). [1]

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths (свойства, дающие преимущества перед другими в отрасли)

Weaknesses (свойства, ослабляющие проект)

Внешняя среда

Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели)

Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели)

Рисунок 1. Образец Swot-анализа

Задача SWOT-анализа -- дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение, позволяет выявить сильные и слабые стороны изучаемого объекта.

2. Многоугольник конкурентоспособности

Конкурентоспособность - понятие, которое характеризует возможности субъекта или объекта производства обойти аналогов в сложившихся условиях.

Многоугольник конкурентоспособности -- один из методов сравнительной оценки, дающий возможность сравнить предприятия, товары или услуги. Представляет собой отображение на чертеже положения сравниваемых элементов по каждому показателю, позволяет увидеть преимущества и недостатки всех оцениваемых объектов. Показатели, по которым проводится сравнение, варьируются в зависимости от объекта исследования. Каждый из показателей оценивается по пятибалльной шкале. На основе полученной информации следует провести работы по устранению минусов для улучшения конкурентоспособности объекта. [6]

Рисунок 2. Образец многоугольника конкурентоспособности

3. Диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы или диаграмма «рыбьей кости» - применяется с целью графического отображения взаимосвязи между решаемой проблемой и причинами, влияющими на ее возникновение.

Рисунок 3. Образец диаграммы Исикавы.

Вид диаграммы при рассмотрении исследуемой проблемы напоминает скелет рыбы. Проблема обозначается основной стрелкой. Факторы, которые усугубляют проблему, то есть главные причины или "большие кости" соединяются наклонными стрелками с "хребтом".. При углублении уровня анализа к стрелкам факторов могут быть добавлены стрелки влияющих на них факторов второго порядка и т. д. На рисунке 3 отражен пример с двумя уровнями костей: красным цветом обозначены 1-й уровень -- главные (коренные): a, b, c, d, а синим 2-й уровень -- углублённые (детализирующие) причины (факторы) исследуемого влияния на результат. [1]

4. Моделирование бизнес-процессов

Бизнес-процесс - это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. Для наглядности бизнес-процессы визуализируют при помощи блок-схем. Данный инструмент позволяет определить, как организация функционирует в целом. Строится он таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние активности.

Наиболее популярной является методология IDEF0, предписывающая построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно. Каждая IDEFO -диаграмма содержит блоки и дуги. Блоки изображают функции моделируемой системы. Дуги связывают блоки вместе и отображают взаимодействия и взаимосвязи между ними.[1]

Каждая сторона блока имеет определенное назначение: левая сторона блока предназначена для входов, верхняя - для управления, правая - для выходов, нижняя - для механизмов. Такое обозначение отражает определенные системные принципы: входы преобразуются в выходы, управление ограничивает или предписывает условия выполнения преобразований, механизмы показывают, что и как выполняет функция. Блоки размещаются по степени важности: самым доминирующий в верхнем левом углу, наименее доминирующий - в правом углу.

Рисунок 4. Образец диаграммы бизнес-процессов.

5. Стратегическая карта

Стратегическая карта - это диаграмма, которая используется для документирования главных стратегических целей, поставленных перед организацией или руководством организации. Стратегическая карта отображает каждую цель как текст, заключенный в графическую фигуру, на карте их присутствует небольшое количество и все они распределены по стратегической карте среди двух или более горизонтальных полос, каждая из которых представляет собой «перспективу» (аспект, точку зрения). Наиболее очевидные причинно-следственные связи отображаются с помощью стрелок, которые связывают цели между собой или отображают направление такой связи (если достижение одной из целей влияет на успех достижения множества других целей на карте). [1]

Стратегическая карта- элемент Сбалансированной Системой Показателей (ССП) - комплексного метода оценки набора финансовых и нефинансовых показателей эффективности объекта по четырем проекциям: Финансы, Клиенты, Внутренние процессы, Обучение и развитие.

6. Экспресс-диагностика

Экспресс-диагностика - эффективный способ анализа текущего положения организации. Ее цель - выделить наиболее сложные проблемы управления организацией в целом и ее финансовыми ресурсами в частности. [1]

Процесс экспресс-диагностики включает:

- анализ финансовой устойчивости и платежеспособности (показатели обеспеченности основных источников формирования запасов и затрат; коэффициент платежеспособности; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент финансовой независимости; коэффициент автономии и т.д.);

- анализ деловой активности (прибыль от продажи продукции; налогооблагаемая и чистая прибыль; рентабельность производства и продаж; рентабельность собственного и заемного капитала; коэффициент оборачиваемости капитала и имущества организации; продолжительность одного оборота и т.д.) [7]

Делись добром ;)