42. Понятие и этапы реализации сравнительного подхода к оценке стоимости компаний.
Сравнительный подход –это совокупность методов расчета стоимости объекта оценки, основанных на сравнении данного объекта с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок купли-продажи.
Под рыночной стоимостью объекта понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть обсужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагают всей необходимой информацией, а не величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезмерные обязательства.
При этом:
1) одна из сторон сделки не обязана обсуждать объект, а другая сторона не обязана принимать исполнение,
2)стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки, действуют в своих интересах,
3)объект сделки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты,
4)цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект и отсутствует принуждение к совершению сделки с какой-либо стороны,
5)платеж за объект сделки выражен в денежной форме.
При применении данного подхода необходимо уделить внимание следующим моментам:
1)теоретическое обоснованию сравнительного подхода, сфере его использования, особенностям применения методов расчета оценочных показателей,
2)критериям отбора аналогичных компаний,
3)характеристике важнейших ценовых мультипликаторов и особенностям их использования в оценочной практике,
4)основным этапам формирования итоговой величины стоимости,
5)расчетам величин мультипликаторов и обоснованию систем весов для прошлых результатов и внесению поправок.
В качестве фактора используются цены, сложившиеся на рынке акций/облигаций. Учитываются все факторы, влияющие на компанию.
Возможность применения сравнительного подхода определяется условиями:
1)наличием организованного рынка, поскольку предполагается использование информации и совершенных сделках,
2)открытостью рынка, доступностью необходимой информации,
3)наличием специальных структур, накапливающих ценовую и финансовую информацию, то есть формирующих специальный банк данных.
В зависимости от цели объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование 3-х основных методов:
1)метод компании-аналога,
2)метод сделок,
3)метод отраслевых коэффициентов.
Метод компании-аналога (метод рынка капитала) основан на использовании цен, сформированных организованным фондовым рынком. Этот метод используется для оценки миноритарного пакета акций.
Метод сделок (продаж) используется для ориентированного на цены приобретения компании в целом или контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений) основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе статистических данных.
Плюс сравнительного подхода заключается в том, что основу оценки составляют рыночные данные оценок купли-продажи, то есть оценщик ориентируется на конкретную ситуацию на рынке. Здесь можно оценить реальное соотношение спроса и предложения.
Минусы:
1)базой для расчета М служат ретроспективные данные, не учитываются перспективы,
2)при определении степени сходства данной компании с компанией аналогом необходимо располагать полной информацией,
3)предприятия не являются абсолютно идентичными и необходимо вносить поправки в отчеты.
Этапы реализации сравнительного подхода:
1. Сбор необходимой информации.
Данные о результатах биржевых торгов, отчеты о результатах хозяйственной деятельности, данные аналитических агентств.
2. Составление списка аналогичных предприятий.
3. Финансовый анализ.
Позволяет оценить положение (ранг) оцениваемой компании в списке аналогов.
Дает возможность обосновать степень доверия оценщика компании аналогу и конкретному виду М.
Является основой для внесения необходимых корректировок.
4. Расчет мультипликаторов.
1-я группа – М вида Цена/Прибыль или Цена денежных потоков/прибыль
2-я группа – Цена /дивиденд выплаты
3-я группа – Цена/выручка от реализации
Цена/Физический объем производства
4-я группа – Цена/Балансовая стоимость активов
5. Выбор величины мультипликатора.
6. Определение итоговой величины стоимости.
В качестве итоговой обычно выбирается средневзвешенная стоимость.
7.Внесение итоговых корректировок.
Портфельная скидка.
Если финансовые инструменты в портфеле диверсифицированы для инвестора неудачно.
- 1. Сущность ценных бумаг: понятие ценных бумаг, классификация ценных бумаг.
- 2. Акции: общая характеристика, виды акций, характеристика акций как фондового инструмента для эмитента и инвестора.
- 3. Акции: дивиденд, стоимостная оценка, доходность акций
- 4. Облигации: общая характеристика облигаций, виды облигаций. Характеристика облигаций как фондового инструмента для эмитента и инвестора.
- 5. Облигации: стоимостная оценка облигаций, дисконт и процентный доход по облигации, доходность облигаций.
- 6. Государственные ценные бумаги: общая характеристика, виды государственныхц.Б.
- 7. Вторичныец.Б.: классификация, характеристика.
- 8. Депозитарные расписки: виды, функции депозитарных расписок. Выпуск депозитарных расписок.
- 9. Вексель: общая характеристика, виды и функции векселей.
- 10. Операции с векселями – индоссирование, домициляция, инкассация, протест векселя.
- 11. Рынок ценных бумаг: определение рынка цб и его виды, функции рынка цб, составные части рынка цб.
- 12. Участники рынка ц.Б.: эмитенты и инвесторы, общая характеристика эмитентов и инвесторов.
- 13. Эмитенты: состав эмитентов, правила поведения эмитентов на фондовом рынке.
- 14. Инвесторы: состав инвесторов, классификация инвесторов.
- 15.Эмиссия ценных бумаг: понятие и виды эмиссии; задачи решаемые посредством эмиссии.
- 16. Концепция эмиссионной политики предприятия: методология и содержание
- 17.Этапы осуществления эмиссии ценных бумаг. Структура и содержания проспекта эмиссии, решения о выпуске и отчета об итогах размещения корпоративных ценных бумаг.
- 1 Этап. Принятия решений о выпуске цб .
- 2 Этап. Подготовка проспекта эмиссии.
- 3Этап.Государственная регистрация.
- 5 Этап. Размещения ценных бумаг.
- 6Этап. Регистрация отчета об итогах выпуска.
- 7Этап. Раскрытия информации об итогах выпуска.
- 8 Этап. Внесения изменений в устав ао и их государственная регистрация.
- 18.Андеррайтинг: понятие, виды андеррайтинга, функции андеррайтера.
- 19. Вторичный рынок цб: характеристика, листинг и котировка цб.
- 20.Организация процесса торговли ценными бумагами на биржевом рынке.
- 21. Характеристика срочного сектора фондового рынка. Общая характеристика пфи.
- 22. Форвардные контракты: общая характеристика, особенности применения.
- 23. Фьючерсные контракты: общая характеристика, особенности применения.
- 24. Биржевой опцион: определение, виды опционов, особенности применения.
- 26. Сделки на рынке цб: понятие, классификации, способы заключения.
- 31.Порфель ценных бумаг: понятия и классификация его видов.
- 33.Этапы формирования портфеля ценных бумаг
- 34. Управление портфелем цб: активное управление.
- 35. Управление портфелем цб: пассивное управление.
- 36. Характеристика основных фактов, влияющих на инвестиционные качества портфеля ценных бумаг.
- 37. Основные этапы оперативного управления портфелем ценных бумаг.
- 1. Пассивный подход
- 2.Активный подход
- 39. Процесс оценки рисков финансовых инструментов. Измерители рисков фондового рынка.
- 41. Понятие и этапы реализации затратного подхода к оценке стоимости компаний.
- 42. Понятие и этапы реализации сравнительного подхода к оценке стоимости компаний.
- 43. Понятие и этапы реализации доходного подхода к оценке стоимости компаний.
- 44. Регулирования рынка цб: задачи, инструменты. Государственное регулирование и саморегулирование рынка цб.
- 45.Характеристика участников биржевого рынка: брокеры, дилеры.
- 46.Характеристика участников биржевого рынка: депозитарии, регистраторы.