logo search
все по страховому

19.3. Миссия

На основе видения компании формируется и другой важный компонент ключевой идеологии компании – миссия. В широком смысле слова это понятие означает констатацию философии и предназначения, смысла существования организации. В узком понимании миссия – это утверждение, раскрывающее смысл существования компании, в котором проявляется ее отличие от других.

Если видение обращено внутрь компании, то есть к менеджменту и персоналу, то миссия обращена к рынку и клиентам. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие от подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть написаны определенные характеристики организации, прежде всего – ее целевые ориентиры, которые отражают то, на решение каких задач направлена деятельность компании, и то, к чему она стремится в своей деятельности в долгосрочной перспективе. Важным составляющим этой формулировки должна быть также сфера деятельности организации, воссоздающая то, какой продукт компания предлагает покупателям, и то, на каком рынке она осуществляет его реализацию. И наконец, последнее, что важно для составления миссии, – это возможности и способы осуществления деятельности компании: то, в чем ее сила, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии компания выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

Например, миссия финансовой корпорации «УРАЛСИБ» (она закреплена в нашем корпоративном кодексе) состоит в том, чтобы «быть устойчивым лидером в ключевых секторах финансового рынка России, предоставляя клиентам полный спектр первоклассных финансовых услуг, оправдывая и превосходя их ожидания, с целью приумножения капитала клиентов, увеличения стоимости корпорации и доходов акционеров».

Но для чего же все-таки формулируется миссия, что она дает для деятельности организации? 

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет компания, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п. Кроме этого, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации и представлении субъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия содействует формированию единения внутри компании и созданию корпоративного духа. Вместе с видением она делает ясными для сотрудников общую цель, предназначение существования организации – в результате персонал как бы ориентирует свои действия в едином направлении. Миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с компанией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности. Помимо этого, она способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы деятельности компании.

В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией. Ведь, наряду с видением, она является базой для установления других целей, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования. Миссия обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования компании, а также расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивации.

Тем не менее миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать компании – она просто задает основные ее направления движения и расположение к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее. Очень важно, чтобы миссия была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем ее членам. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность разнотолков, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития компании.