2.1.2 Организация банковского надзора в Республике Беларусь.
Основным органом банковского надзора в нашей стране является Национальный банк, одной из функций которого, в соответствии со статьёй 26 Банковского кодекса является осуществление регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по её безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью.
Основным подразделением Национального банка, осуществляющий банковский надзор, является Департамент банковского надзора, который держит в поле своего внимания и анализирует основные процессы, протекающие в банковской системе страны. Выполняя функции надзора за коммерческими банками, он обеспечивает решение следующих задач:
Лицензирование банков и их филиалов;
Непосредственный документарный надзор за девятью крупнейшими банками республики, итоговый контроль, свод и анализ пруденциальной и финансовой отчётности всех банков Беларуси;
Инспектирование банков и их филиалов на местах, обеспечение работы ликвидационных комиссий;
Подготовка сводных статистических и аналитических материалов о состоянии банковской системы республики и отдельных банков;
Поддержание контактов с международными банковскими надзорно -методологическими центрами и органами банковского надзора отдельных стран;
Аттестация высшего управленческого персонала коммерческих банков и аудиторов банков;
Развитие нормативно-методической и законодательной базы банковского надзора.
Способами банковского надзора могут быть документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация.
Национальный банк Республики Беларусь осуществляет надзор за работой коммерческих банков по следующим направлениям:
♦> Стабилизация денежного оборота, контроль за количеством ( суммой ) платёжных средств в стране ( соблюдение норматива обязательных резервов, размещённых в Национальном банке; регулирование кредитного и фондового рынка; порядок совершения эмиссионно - кассовых операций; установление курсов валют).
❖ Обеспечение надёжности и гарантии работы банков мерами безопасности (соблюдение показателей ликвидности банка, экономических нормативов; создание обязательных резервов в качестве комиссионных мер на случай будущих потерь от не возврата долгов; степень рисков операций; • страхование депозитных, вкладных, кредитных и других операций ).
♦♦♦ Установление справедливого подхода ко всем клиентом банка: физическим и юридическим лицам; различным собственникам; акционером и учредителям банков.
Лицензирование банковской деятельности. Банки в праве осуществлять банковские операции только на основании лицензий на совершение банковских операций, выдаваемым национальным банком. Порядок лицензирования банковских операций регламентируется Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций .
В соответствии с указанной Инструкцией Национальный банк выдаёт следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
общую;
на привлечение во вклады средств физических лиц;
внутреннюю;
генеральную;
разовую;
на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Решение о выдаче лицензий на осуществление банковских операций принимает Правление Национального банка, учитывая ходатайство банка и исходя из технических возможностей банка для осуществления банковских операций.
До внесения вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций на рассмотрение Правления Национального банка отдел лицензирования совместно со структурным подразделением Национального банка проводит проверку наличия технических возможностей банка для осуществления соответствующих банковских операций в рамках данной лицензии.
На основании общей лицензии на осуществление банковских операций в белорусских рублях банки в праве осуществлять следующие виды операций: доверительное управление по договору собственником средств; инкассация денежной наличности и перевозка ценностей, привлечение средств юридических лиц на текущие счета и на депозиты; предоставление кредитов за счёт привлечённых средств; расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка.
Общая лицензия выдаётся банку во время его государственной регистрации на основании документов, представленных для государственной регистрации банка.
Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц выдаётся банку на осуществление операций в белорусских рублях и иностранной валюте не ран!®е двух лет с даты его государственной регистрации, при условии его устойчивого финансового положения, а также при наличии у банка собственных средств в размере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро.
Для получения лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц банки представляют в отдел лицензирования:
заявление о выдаче лицензии за подписью руководителя исполнительного органа;
справку из инспекции Государственного налогового комитета по месту нахождения банка об отсутствии задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Внутренняя лицензия выдаётся по заявлению банка во время или после его государственной регистрации. Она позволяет банку проводить все операции, разрешённые общей лицензией, но в валюте на внутреннем рынке.
Генеральная лицензия выдаётся по заявлению банка не ранние чем через год после его государственной регистрации. Ранние указанного срока генеральная лицензия может быть выдана дочернему банку иностранного банка, банку с иностранными инвестициями по его ходатайству. Генеральная лицензия выдаётся банку при условии его устойчивого финансового положения, а также при наличии у банка собственных средств ( капитала) в размере, эквивалентном не менее 5 миллионам евро. Генеральная лицензия позволяет банку производить валютные операции как в Республике Беларусь, так и за рубежом.
Для получения внутренней или генеральной лицензии банку необходимо представить в отдел лицензирования: заявление о получении лицензии с обоснованием экономической целесообразности и готовности банка к осуществлению операций в иностранной валюте, изложением организационной структуры банка с описанием подразделений, занимающихся операциями с иностранной валютой. Заявление подписывается руководителем исполнительного органа банка.
Лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями выдаётся по заявлению банка не ранее трёх лет с даты его государственной регистрации.
Лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями выдаётся при условии соблюдения технических возможностей и квалификационных требований, устойчивого финансового положения банка, наличия собственных средств в размере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро.
При установлению фактов осуществление банком операций, не предусмотренных лицензией Национального банка, Уставом банка или запрещённых законодательством, и неправомерного получения либо скрытия доходов сообщается в налоговую инспекцию и ставиться вопрос перед органами управления банка о замене руководства банка.
С развитием международных операций банков вообще и иностранных инвестиций в банковскую сферу в частности видоизменяется и банковский надзор.
Беларусь одной из первых среди бывших республик СССР создала национальную систему гарантирования сохранности депозитов физических лиц. При Национальном банке в середине 1996г. Образован Гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, в который все банки, за исключением Беларусбанка, начали отчислять средства в рублях, а ряд банков - и в СКВ по единому нормативу ( 0,1% в месяц от привлечённых средств населения).
В 1999г. Порядок пополнения Гарантийного фонда был усовершенствован- введены дифференцированные нормы отчислений банками средств в Гарантийный фонд в зависимости от соотношения суммы привлечённых банком средств населения и его собственного капитала. Это позволило увеличить средства гарантийного фонда за счёт банков, у которых вклады населения превышают собственный капитал, что создаёт дополнительный риск невыполнения своих обязательств перед вкладчиками.
В соответствии с международной тенденции повышение прозрачности банков в Национальном банке разработаны Правила информирования общественности о банках и небанковских финансовых организаций, которые предписывают банкам без ограничений и без какой - либо оплаты представлять о себе всем юридическим и физическим лицам 10 видов информации. Помимо чисто справочной, в банке можно получить ряд сведений финансового характера: о зарегистрированном уставном фонде; размере собственного каптала: последнем годовом балансе; отчёт о прибылях и убытках подтверждённые внешней аудиторской организацией; о средних процентных ставках по кредитам и вкладам (депозитам ). По запросу и с согласия банка заинтересованное лицо может получить другую информацию, характеризующую финансовое положение и устойчивость банка.
Повышение прозрачности банков осуществляется в следующих целях: ориентация юридических и физических лиц при выборе ими обслуживающего банка; стимулирование конкуренции на рынке банковских услуг; снижение возможного материального ущерба для кредиторов, вкладчиков, клиентов в результате рискованной деятельности банков. Повышение информационной прозрачности белорусских банков создаст также более благоприятные условия для отечественных и зарубежных инвесторов.
В функции Органов надзора входит:
Организация и проведение документального надзора за платёжеспособностью, ликвидностью, рисками и достаточностью компенсационных мер банков, расположенных на территории региона, анализ их отчётности и представление необходимой информации в НБ РБ. Они проводят проверки на местах, посещают банки, применяют к банкам экономические санкции.
Рассмотрение учредительных документов банков, создаваемых в регионе, и представление по ним заключения, которые затем направляют в головной офис НБ. Головное управление НБ по области принимает ходатайство и выдаёт разрешение на проведение операций в иностранной валюте включая контроль за их проведением в пределах его полномочий.
Оказание методической помощи осуществления надзора за хозяйственно - финансовой деятельностью подчинённых банков и филиалов путём проведения ежегодных документальных ревизий всех направлений деятельности, выездов на тематические проверки.
Осуществление надзора за соблюдением правил эксплуатации технических средств и обеспечением своевременного их ремонта, проведение мероприятий по повышению компьютерной грамотности персонала.
Осуществление надзора за соблюдением правил эксплуатации технических средств и обеспечением своевременного их ремонта, проведение мероприятий по повышению компьютерной грамотности персонала.
- 1. Введение.
- 2. Понятие аудита.
- 3. Понятие ревизии.
- 4. Отличие аудита и ревизии.
- 1.Понятие о банковском аудите. Нормативная база. Цели и задачи банковского аудита
- 3 Классификация проверок.
- 3. По объектам
- Рабочие документы можно разделить на:
- Договор оказания аудиторских услуг
- Тема 1.2. «Внешний аудит. Его задачи, требования к нему. Составление
- 1. Задачи и пел и внешнего аудита.
- Порядок составления аудиторского заключения.
- 5. Права и обязанности аудитора.
- 7. Порядок составления аудиторского заключения.
- 8. Закон рб «об аудиторской деятельности», его характеристика.
- Настоящее Положение является обязательным для банков-заказчиков аудиторских услуг и для всех аудиторов и аудиторских организаций, осуществляющих деятель-
- 2.4. Для получения лицензии в Центральную аттестационную комиссию Национального банка Республики Беларусь представляются следующие документы.
- 2.4.1. Аудитором:
- 2.7. Национальный банк вправе отказать аудитору (ау- диторской организации) в выдаче лицензии в следующих случаях:
- 2.9. Для продления срока действия лицензии в Цент- ральную аттестационную комиссию Национального банка Республики Беларусь представляются следующие доку- менты.
- 2.9.1. Аудитором:
- 2.9.2. Аудиторской организацией, аудитором-предпри- нимателем, осуществляющим свою деятельность без об- разования юридического лица:
- В случае утраты аудитором или аудиторской организацией лицензии по их заявлению выдается дубликат с взиманием платы в размере 50 процентов от суммы, установленной за выдачу лицензии.
- 3.10. Лицензия на осуществление аудиторской дея- тельности небанковской системе может быть аннулирова- на в следующих случаях:
- Аудитор (аудиторская организация) несет ответственность за нарушение требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении аудиторской деятельности.
- За занятие аудиторской деятельностью без лицензии аудиторы (аудиторские организации) несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь,
- 27 Марта 2007г. Г. Минск
- Тема II. Организационная структура
- 2.1.2 Организация банковского надзора в Республике Беларусь.
- 2.1.3. Базельский комитет банковского надзора. Базельские принципы эффективного банковского надзора.
- 2. Органы банковского надзора должны поощрять и укреплять рыночную дисциплину,
- V. Организация надзора за банками, ведущими международный бизнес (принцип 21).
- 2.1,4.Краткая характеристика особенностей организации банковского надзора в некоторых зарубежных странах.
- Раздел 4. Аудит пассивных операций.
- Тема 4.1.
- 4. Аудит нераспределенной прибыли банка.
- 1. Собственный капитал банка.
- 2. Аудит формирования ук
- 3. Аудит фондов банка.
- 2. Аудит посреднических операций банка с ценными бумагами.
- 3. Аудит коммерческих операций банка с ценными бумагами.
- Раздел 2. Банковский надзор.
- Тема 23.Лицензирование деятельности банков
- Действия банка при отзыве лицензии.
- Раздел 5. Аудит активных операций банка.
- Тема 5.1. Проверка кассовых операций, ревизия.
- 2.Методы проведения проверки кассовых операций банка
- Право на повторное получение лицензии.
- Раздел 3: «Внутренний аудит».
- 1. Понятие внутреннего аудита.
- 3. Нарушения, выявленные при проверке кассовой работы банка
- 4. Последовательность проведения проверки работы кассового узла банка
- 5.Проверка работ кассового узла
- В банке получателя средств в процессе аудита платежных требований
- 8. Аудит проведения факторинговых операций.
- 9. Аудит бесспорного порядка списания средств со счетов
- 10. Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами
- 39. Аудит расчетов с подочётными лицпми.
- 11О выданным подотчет суммам устанавливают, нет ли превышения предельных размеров аванса
- 40. Аудит проведения Факторинговых операции.
- 41. Аудит расчетов платежными требованиями.
- 6. Своевременность списания средств со счета плательщика исхода из срока акцепта или его заявления и
- 42. Аудит расчетов платежными поручениями.
- 43. Аудит расчетов аккредитивами,
- 44. Аудит расчетов пластиковыми карточками
- Тема 4.4.: Аудит привлеченных межбанковских кредитов.
- 3. Договор межбанковского кредита.
- 4. Сумма межбанковского кредита.
- Кредит.
- Тема 5.2. «Порядок выдачи и оформления
- Порядок выдачи кредита.
- Порядок оформления кредита.
- I Порядок выдачи кредита
- 2. Порядок оформления кредита.
- Тема 5.3.
- 2. Проверка своевременности погашения кредитов, наличия просроченных сумм, начисления и взимания процентов.
- 3. Проверка организации синтетического и аналитического учета ссуд в банке достоверности отчетности по ним.
- Тема 5.4. Лудит операций банка с основными средствами и нематериальными активами.
- 1.Аудит операций с основными средствами.
- 6.£. Аудит доходов банка,
- Состав доходов банка, их анализ.
- Тема 6.2. Аудит расходов банка 1. Состав расходов банка..
- 2. Проверка процентных расходов банка как основной группы расходов
- 3. Аудит комиссионных расходов банка.
- 4. Аудит прочих расходов банка.
- 5. Проверка расходов на содержание персонала банка
- 6. Проверка достоверности отражения прибыли. Выявление факторов, оказывающих влияние на изменение ее суммы.
- 8. Оформление результатов внутреннего аудита доходов, расходов и прибыли банка.