logo search
Пособие

4.2. Развитие социального страхования в новое время

Процесс индустриализации внес кардиналь­ные изменения во всю сферу трудовой жизни: вы­звал невиданные ранее разделение и кооперацию трудовых функций, закрепление их за работника­ми и появление приспособленного к этим опера­циям инструмента. Это сопровождается перенесением работы с поля и дома на фабрику. Теперь работа стала требовать коорди­нации усилий больших коллекти­вов работников и интеграции различной трудовой деятельно­сти. Это вызвало коренные изме­нения в жизнедеятельности на­селения: происходит трансфор­мация большой семьи в малую, массовое перемещение населе­ния в города и урбанизацию жиз­ни, что в итоге предопределяет высокую материальную зависи­мость наемного труда от условий найма их работодателями. В ре­зультате новые условия труда и жизнедеятельности привели к появлению новой формы социальной незащищен­ности в случаях утраты возможности трудиться из-за несчастных случаев, болезней, старости и без­работицы.

Это подчеркивает основополагающее значение для наемных работников возможности и доступно­сти заниматься трудовой деятельностью, а также особого, социального (массового) по характеру, риска потерять заботу, а значит, лишиться мате­риального вознаграждения за труд.

Кроме того, наличие социального рис­ка несет с собой опасность утраты со­циального статуса и социального отторже­ния, так как угрожает привести к отсут­ствию возможности участвовать в социаль­ной жизни.

Первый этап индустриализации в истории За­пада (XVII—XIX вв.) характеризовался преобразова­нием самих общественных производительных сил: переход от мануфактуры к машинному или фабрич­но-заводскому производству. Его основные черты: превращение орудия труда из ручного в механиче­ское, появление машин, что сопровождалось неви­данным ростом производительности труда, завер­шением стратификации общества индустриально­го типа, кристаллизацией общественных интересов и развитием классовой борьбы как формы их про­явления.

В трудовой сфере данный этап характеризо­вался крайним упрощением и изматывающим рит­мом труда, отчуждением работника от процесса труда, отсутствием элементарных форм охраны труда, высокой продолжительностью рабочего времени, неурегулирован-ностью вопросов заработной платы, применением труда женщин и детей на рабочих местах с вредными условиями труда, отсутствием законодательных норм, регулирую­щих предоставление пособий в случае утраты тру­доспособности из-за несчастных случаев на произ­водстве, болезней и старости.

Государственная власть, придерживаясь в ос­новном принципов либерализма и индивидуализ­ма, не предпринимала активных действий, за ис­ключением предоставления некоторых видов га­рантий и помощи (в основном пенсий) государ­ственным служащим или отдельным группам рабо­чих, условия труда которых отличались повышен­ным профессиональным риском (горняки, шахтеры и т.п.).

Перемены, вызванные индустриализацией и связанными с ней урбанизацией жизни и монополизацией экономик, становлением рабочего движе­ния, потребовали новой доктрины социальной за­щиты, взамен ранее существовавшей и основанной на принципах самоподдержки, семейного обеспе­чения нетрудоспособных и благотворительности.

Великобритания — первая капиталистическая страна, которая ввела законодательное регулиро­вание вопросов труда с помощью фабричного зако­нодательства. Помимо продолжительности рабо­чего дня, английское фабричное законодательство уже в те годы регулирует вопросы охраны, гигиены труда (определяет меры по предупреждению нес­частных случаев и улучшению санитарно-гигиени­ческих условий труда), а с 80-х гг. XVIII столетия определяет си­стему обязательного страхования на случай утраты трудоспособности на производстве в отдельных отраслях экономики. Аналогичные виды фабрично­го законодательства начиная с 60-х гг. XIX века формируются в других западноевропейских странах — Гер­мании, Франции, Австрии.

Однако понимание того, что в рыночных усло­виях самозащита для подавляющего числа лиц, за­нятых наемным трудом, объективно невозможна, приходило постепенно. Массовое обнищание на­селения, неудачные эксперименты с принудитель­ным трудом в работных домах Англии и обществен­ными работами во Франции, неэффективность госу­дарственного вспомоществования, нарастание со­циального протеста способствовали осознанию необходимости создания нового института социаль­ной защиты, включающего в себя договорные (осно­ва — трудовой договор) и публично-правовые отно­шения (по поводу защиты работников от массовых и объективных по характеру социальных рисков).

В наиболее систематизированном виде доктри­на социального страхования людей наемного труда нашла выражение в работе французского мыслите­ля Клавьера, которая была опубликована в 1788 го­ду под названием «Проспект относительно введе­ния пожизненного страхования»1. Данная работа отличается глубоким пониманием сущности социального страхования: «Пожизненное страхование приходит на помощь тому чувству, кото­рое связывает индивида с другими индивидами и по­зволяет ему выжить. Подобное страхование означает безопасность относительно несчастливых обстоя­тельств, и при этом оно не может повредить ни про­мышленности, ни индивидуальной активности». Важно подчеркнуть, что Клавьер понимал пу­бличную значимость социального страхования, для осуществления которого предлагал использовать потенциал государственной власти: «по установле­нию правительства и под его опекой и надзором. Именно доктрина пожизненного стра­хования позволяет мобилизовать до­статочные ресурсы и является наибо­лее надежным средством для того, что­бы уменьшить масштабы этого бед­ствия и не допустить его разрастания в будущем».

Казалось, что предложенная Клавьером док­трина должна рассчитывать на благожелательный прием и прямую поддержку. Однако на деле все об­стояло не так просто.

Общественный менталитет того времени осно­вывался на других ценностях и, прежде всего, на безоговорочной поддержке принципов личной от­ветственности и личной предусмотрительности че­ловека в вопросах материального положения. Поэ­тому многие общественные деятели усмотрели в доктрине Клавьера угрозу данным моральным установкам, которые может расшатать принцип пу­бличной ответственности государства за мате­риальное благополучие людей.

Считалось, что люди обязаны и могут организо­вать свою защиту самостоятельно, например в форме добровольного личного страхования или добровольного коллективного страхования.

Следует отметить, что уже в середине XVIII века в Англии и Франции возникают общества взаимного страхования для рабочих и общества взаимного вспомоществования.

Однако добровольные формы взаимного стра­хования не позволяли решать задачи социальной за­щиты работников на приемлемом уровне. Переход к системе обязательного страхования, который про­изошел в 90-е гг. XIX века в Германии по инициативе Отто Бисмарка, позволил осуществить стратегический прорыв в формировании наиболее эффективного института социальной защиты, который применили сначала большинство европейских стран, а впослед­ствии (30—60-е гг. XX в.) подавляющее большинство стран мирового сообщества.

Таким образом, период с 80-х гг. XIX в. до конца 20-х гг. XX в. можно определить как первый этап ста­новления систем социальной защиты трудящихся в индустриальную эпоху: разработка социального за­конодательства, формирование систем социально­го страхования и охраны труда. В процессе стано­вления и развития систем социального страхования происходит уточнение и кристаллизация принципов формирования финансовой базы для социальной защиты работников. Становится нормой, когда весь спектр экономических затрат, связанных с профес­сиональными рисками, несет работодатель: вопро­сы техники безопасности, гигиены и медицины тру­да, компенсации утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний. По другим же видам социаль­ных рисков расходы распределяются между пред­принимателями (работодателями) и работниками.

Второй этап развития западных национальных систем социальной защиты работников в процессе труда (конец 20-х — начало 60-х годов XX века) определялся:

Эти факторы дали импульс осознанию необходи­мости расширения сферы действия социальной за­щиты, охвата всех групп трудящихся, качественному повышению ее уровня и обосновали вмешательство государства в социально-экономические процессы.

Сложный характер социально-экономических, политических, организационно-технических факто­ров, влияющих на формирование механизмов со­циальной защиты работников в процессе труда, объективно обусловливает необходимость госу­дарственного регулирования этих вопросов.

Важным этапом определения роли государства стали работы Кейнса, идеи которого в области социальной защиты творчески развил английский ученый У.Беверидж. В своем докладе парламенту и правительству страны (1942 г.) он обосновал новую роль государства, как одного из главных субъектов, ответственного за социальную защиту трудящихся и всего населения1. По его мнению, эти проблемы должны решаться государством на основе реализа­ции принципа эффективного разделения власти — законодательной, исполнительной и судебной.

В докладе Беверидж проанализировал также и проблемы борьбы с безработицей, уделил боль­шое внимание социальному обеспечению и разра­ботал предложения по реформе социального обес­печения на принципах всеобщности и единообра­зия, т.е. одинакового для всех размера пенсий и по­собий, а также условий их выплат (права на лечение, пенсию, семейные пособия должны быть равными для всего населения, в отношении других видов со­циальных выплат допускались различия между ли­цами наемного труда и работающими не по найму).

Наряду с этим Беверидж рекомендовал широко развивать государственное вспомоществование, ввести национальную службу здравоохранения, га­рантирующую бесплатное медицинское обслужива­ние. Все это, вместе взятое, составило бы, по его мнению, комплексную систему социальной защиты населения, с помощью которой Англия могла бы «ликвидировать проблему нужды и бедности, а также способствовать поддержанию полной занятости».

Исходя из этих рекомендаций, лейбористское правительство Англии на протяжении 1944 - 1948 гг. приняло ряд законодательных актов, на основе которых возникла единая система со­циального страхования и обеспечения, охваты­вающая все население и все случаи потери зара­ботка, было введено всеобщее бесплатное меди­цинское обслуживание.

Аналогичные реформы после второй мировой войны проведены во многих западных странах, в результате чего сформировалась законодательная база социального страхования и обеспечения. К наиболее существенным их характе­ристикам относятся: быстрое создание социаль­ных инфраструктур на производстве, разработка и осуществление государственных и коллективно-профессиональных программ охраны труда, заня­тости, медицинской и профессиональной реаби­литации пострадавших на производстве, систем социального и медицинского страхования, кото­рые в совокупности охватывают все аспекты обще­ственного воспроизводства. Необходимо отме­тить неуклонный рост интереса широких кругов об­щественности в западных странах к системам со­циальной защиты трудящихся и всего населения, разработке концепций социальной защиты, нали­чие значительного количества научных школ.