logo search
Банковский менеджмент ГЭК

2 Организационная структура банка. Принципы организации банка.

Важными принципами управленческой деятельности являются принци­пы централизации и децентрализации, которые положены в основу органи­зационных форм управления.

Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства деятельностью подразделений из одного центра, жесткую рег­ламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие у них хо­зяйственной самостоятельности.

Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри банка подразделений, пользующихся широкой хозяйственной самостоятельностью и отвечающих за организацию своей деятельности

и углублять существующие направления деятельности банка, пере­распределять обязанности между отдельными структурными под­разделениями.

Организационная и управленческая структура банка регламен­тируется уставом, который содержит положения об органах управ­ления банка, их структуре, порядке образования и функциях.

Высшим органом банка, как правило, является общее собрание акционеров, созываемое ежегодно для решения следующих вопросов:

• изменение устава и размеров уставного капитала;

• избрание совета банка;

• утверждение годовых результатов деятельности;

• создание и ликвидация территориальных подразделений банка.

Из числа членов совета банка общее собрание назначает прези­дента банка, на которого возлагается руководство исполнитель­ным органом — правлением банка. Вице-президенты, входящие в правление банка, курируют конкретные области банковской деятель­ности, их число зависит от организационной структуры банковской деятельности.

Типы организационной структуры банка

Управление организационной структурой банка представляет собой довольно сложную схему. Структура банка, количество отделов, специализация служб, состав руководства, распределение полномочий зависят от многих факторов и определяются экономической целе­сообразностью. Важными принципами управленческой деятельности являются принци­пы централизации и децентрализации, которые положены в основу органи­зационных форм управления.

Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства деятельностью подразделений из одного центра, жесткую рег­ламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие у них хо­зяйственной самостоятельности.

Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри банка подразделений, пользующихся широкой хозяйственной самостоятельностью и отвечающих за организацию своей деятельности.

В общей организационной структуре банка следует выделить два типа отделов:

1) отделы, выполняющие штабные функции;

2) линейные отделы, непосредственно занятые выполнением опе­рационной работы.

Штабные отделы занимаются обслуживанием линейных отделов, оказывают им помощь и повышают, таким образом, эффективность их деятельности.

При этом следует учитывать, что нет двух банков с одинаковой организационной структурой: банки изменяют состав отделов, ко­митетов и руководящих органов в соответствии с меняющимися условиями своей деятельности, новыми задачами, рекомендациями экспертов по менеджменту.

Известно несколько принципиальных схем построения органи­зационной структуры банка, каждая из которых адекватна опреде­ленному типу финансового рынка.

1. Пирамидальная структура.

В условиях локального рынка, ог­раниченного контингента клиентов, отсутствия активного соперни­чества со стороны конкурирующих учреждений, неразвитости или полного отсутствия филиальной сети наиболее распространенной является пирамидальная структура построения банка (рис. 1).

Для нее характерны предельная простота вертикальных связей и непосредственное подчинение отделов высшему руководству банка. В банке с пирамидальной организационной структурой имеется, как правило, шесть-восемь отделов, охватывающих основной круг операций: ссудный, инвестиционный, кассовый, депозитных опера­ций, трастовый, отдел маркетинга, административный и ревизион­ный отделы.

ПРЕЗИДЕНТ

Вице-президент

(администрация)

Вице-президент

(инвестиции)

Вице-президент

(ссуды)

Вице-президент

(маркетинг)

Вице-президент

(трастовые операции)

Вице-президент

(кассовые и депозитные операции)

Вице-президент

(ревизии)

Рис. 1 Пирамидальная структура банка

2. Географическая структура. С усилением специализации от­дельных операционных звеньев, переходом от оптовых операций с избранной клиентурой к розничному обслуживанию широкого круга потребителей финансовых услуг, расширением географиче­ских сегментов банковской деятельности организационная струк­тура банка неизбежно претерпевает изменения. Возможны не­сколько вариантов. Все они, однако, имеют общую черту — все больше полномочий переходит от центральных органов управле­ния к руководителям более низкого ранга, возникают промежу­точные звенья между высшим руководством и низовыми структу­рами банка.

Одна из альтернативных схем, обеспечивающих рассредоточе­ние функций и отражающих усиление роли отделений банка, носит название географической структуры (рис. 2).

ПРЕЗИДЕНТ

Маркетинг

Финансы

Исполнительный вице-президент Восточного района

Исполнительный вице-президент Западного района

Отделения

Административный контроль

Административный контроль

Отделения

Ссуды

Ссуды

Рис. 2 Географическая структура банка

  1. Функциональная структура. На большой территории возмож­на организация банка по функциональной схеме. Здесь управление операциями основано на четком разделении функций аккумуляции ресурсов и способов их использования (рис. 3).

ПРЕЗИДЕНТ

Старший вице-президент (Ссуды)

Старший вице-президент (Депозиты)

Вице-президент

Вице-президент

Вице-президент

Вице-президент

Отделы

Отделы

Отделы

Отделы

Отделы

Отделы

Отделы

Отделы

Рис. 3. Функциональная структура банка

4. Система профит-центров. По мере расширения деятельно­сти банка на региональных и общенациональных рынках происхо­дят дальнейшее усложнение и специализация отдельных его опера­тивных звеньев, что требует привлечения специалистов, экспертов и использования новых технологий. В этих условиях целесообразно создавать внутри банка систему специализированных профит-центров, предоставляющих клиентам набор определенных финан­совых услуг и операций, имеющих свои службы, аппарат управле­ния, смету, калькуляцию издержек и полученной прибыли. Это более высокая форма организации по сравнению с рассмотренны­ми выше.

Примером типичного профит-центра может служить трастовый отдел банка, функции которого в значительной мере обособлены, что позволяет достаточно четко оценить затраты и результаты рабо­ты отдела. Структура банка с отдельными профит-центрами пока­зана на рис. 4

ПРЕЗИДЕНТ

Кадры

Финансы

Маркетинг

Юридические службы

Закладные

Трастовые операции

Кредитные карточки

Потребительский кредит

Коммерческие ссуды

Распределительный канал

Иллинойс

Калифорния

Техас

Нью-Йорк

Рис. 4 Система профит-центров

5. Банковский холдинг. Еще большая степень специализации дос­тигается в банковской холдинг-компании. Она имеет большое сход­ство с предыдущей моделью, ибо дочерние филиалы холдинга тоже обладают большой самостоятельностью, однако существуют разли­чия в методах контроля, обусловленные различиями в форме собст­венности. Схема профит-центров используется в рамках единого банка. При этом дочерние филиалы холдинга имеют статус само­стоятельных юридических лиц. По американским законам, если хол­динг имеет в портфеле менее 5% голосующих акций банка, то счита­ется, что контроль вообще отсутствует, при владении от 5 до 25% акций центральный банк сам определяет, имеется контроль или нет, в случае же владения более 25% голосующих акций банка компания считается банковским холдингом. Банковский холдинг может кон­тролировать небанковские учреждения, тесно связанные с банков­ской деятельностью, — финансовые, лизинговые, факторинговые компании, трастовые и инвестиционные фирмы, компании по вы­пуску дорожных чеков и кредитных карточек, вычислительные цен­тры по обработке информации, аудиторские фирмы и т.д. (рис. 5). По закону холдинговая компания не имеет права приобретать более 20% акций этих компаний.

Таким образом, холдинговая организационная структура пред­полагает высокую степень самостоятельности дочерних компаний и филиалов.

Банк

Финансовая компания

Лизинговая компания

Инвестиционная компания

Холдинг-компания

Банк

Страховая компания

Банк

Ссудо-сберегательная компания

Рис. 5 Банковский холдинг

6. Типовая структура крупного коммерческого банка.

Возможна еще одна форма организационной структуры — сетевая, во многом аналогичная холдингу. Сетевая структура также включает централь­ную координирующую организацию, но связи между ней и другими участниками регулируются с помощью контрактных соглашений.

Например, банк, выступая как центр группы (сети), может иметь сложную систему договоров с брокерскими фирмами, выполняю­щими его поручения по покупке ценных бумаг на фондовой бирже, лизинговыми и финансовыми компаниями и т.д. Однако банк не имеет в своем портфеле акций указанных деловых партнеров.

Таким образом, высокая степень специализации достигается в крупном коммерческом банке, который может одновременно быть холдинг-компанией.

Как показывает банковская практика западных стран, в этом случае в банке имеется пять или шесть вице-президентов, которые несут ответственность за определенные сферы деятельности банка. Структура управления, как правило, базируется на шести основных отделах, охватывающих все виды операций. Кроме того, в составе банка есть два внутренних комитета: ссудный и административный, а также комитеты совета директоров (учетно-ссудный, ревизион­ный, исполнительный и по операциям по доверенности).

В функции совета директоров входит определение целей банка и формулирование его стратегии, подбор руководящего персонала банка, контроль за ссудами и инвестициями, создание комитетов и консультирование внутри банка, проверка банковских операций.

Директора несут уголовную ответственность за ложные записи и удостоверение чеков, кражи, растраты, злоупотребление средствами, предоставление ложных сведений, ссуды ревизорам и директорам трастовых отделов, получение вознаграждения за помощь в получе­нии кредитов, перечисление средств для проведение политических кампаний, а также общеправовую ответственность за халатность и несоблюдение моральных и этических принципов.

Вице-президент и казначей кассовых операций

Вице-президент по трасту

Вице-президент по маркетингу

Вице-президент по ссудам

Вице-президент по инвестициям

Изучение рынка

Реклама

Развитие деловых связей

Кассиры

Закупки

Кредитный анализ и учет

издержек

Хранение ценностей

Кадры

Бухгалтерия, проверка

и сортировка документов

в пути

Сельское хозяйство

Промышленность и торговля

Потребительский рынок

Недвижимость

Кассиры по чекам и другим

документам на икассо

Кредитный отдел

Отдел маркетинга

Одел доверительных операций

Отдел кассовых операций

Отдел ревизии

Отдел

учетно-ссудных операций

Отдел инвестиций и ценных бумаг

  1. Банковская политика и ее значение в управлении банком

Эффективная деятельность банка невозможна без осознан­ной и научно обоснованной банковской политики.

Выработка грамотной политики банка может начинаться со SWOT-анализа. Данная аббревиатура означает, что банк проводит анализ:

• внутренних сил (S),

• внутренних слабостей (W),

• возможностей внешнего роста (О),

• внешних угроз (Т).

Факторы успешной стратегии банка можно сгруппировать по четырем направлениям:

1. Общее управление, куда включаются управление качеством, риском операций, оценкой и мотивацией персонала, отзывчивость к изменениям требований клиентов и в целом внешней среды банка.

2. Маркетинг. Особое внимание уделяется предложению банковских продуктов, обслуживанию потребителей, сегментации рынка.

3. Технологическая подготовленность к проведению банковских опера­ций и распределение работы между подразделениями.

4. Финансы, в частности ценообразование тарифов на банковские услу­ги, управление активами и пассивами.

Успешная работа банка в немалой степени зависит от того внимания, которое уделено процессу планирования банковской деятельности. Обычно различают стратегическое, тактическое и финансовое планирование.

Стратегическое планирование формулирует широкие цели, определяет перспективу развития банка. Основой разработки стратегии служит пони­мание конкуренции, ее причин, сильных и слабых сторон данного банка.

Важными источниками конкурентной силы являются достаточность капи­тала, качество активов, персонал банка, информация, финансовые иннова­ции, технология проведения банковских операций, имидж банка.

Стратегическое планирование начинается с постановки задач банка и выра­ботки его миссии. Миссия банка - это его глобальная цель. Миссия каждого банка должна отличаться от миссии конкурентов в глазах его клиентов и слу­жащих. Выбор миссии определяется потенциалом и размером банка. Чем больше выбрано показателей, тем глобальнее выглядит сверхзадача.

Цели устанавливаются в соответствии с миссией банка. При этом учитыва­ются требования акционеров, внутренние ресурсы банка, давление внешней среды на банк, анализируется исходное положение, оцениваются факторы, влияющие на работу банка. Также рассматриваются возможности банка и ве­роятные опасности. При необходимости корректируется стратегия банка.

Тактическое планирование, ориентируясь на конкретные мероприятия, представляет собой второй уровень планирования и реализуется в форме конкретного плана действий для достижения определенной цели.

Третий уровень планирования – это финансовое планирование и разра­ботка бюджетов, т.е. определение финансовых показателей, конкретизи­рующих задания плана.

  1. Управление ликвидностью банка

Ликвидность банка – способность банка выполнять все свои обязательства в срок и в полном объме перед внешними субъектами., а также перед своим персоналом, например, по поводу выплаты.

В рамках рыночной экономики считается, что на банковскую ликвидность и состояние ликвидных средств могут оказывать влияние:

1) случайные факторы — забастовки, стихийные бедствия и ка­тастрофы (землетрясения, наводнения), революции и войны;

2) сезонные явления, которые охватывают в основном сельское хозяйство и строительство;

3) циклические колебания в экономике (спады, депрессии, подъемы);

4) долговременные колебания, которые охватывают несколько экономических циклов (кризисно-депрессивное состояние, стагфляция).

В связи с этим поддержание ликвидности банка представляет собой серьезную и сложную проблему. В мировой практике были разработаны методы (теории) управления ликвидностью, которые являются составной частью банковского менеджмента. В число таких методов входят управление коммерческими ссудами, переме­щение активов, метод ожидаемого дохода и управление пассивами.

1. Управление коммерческими ссудами

Теория коммерческих ссуд возникла в XVII в. в Англии. Основная посылка данной теории: коммерческий банк будет сохранять стабиль­ную ликвидность в том случае, если его активы помещены в кратко­срочные ссуды, которые своевременно погашаются в условиях нор­мального уровня деловой активности. Исходя из этого, коммерческим банкам целесообразно кредитовать только последовательные стадии движения товарооборота от производства к потреблению. Поэтому банк должен выдавать ссуды под товарные запасы и только на попол­нение оборотного капитала и не должен вкладывать средства в ценные бумаги и недвижимость, а также предоставлять потребительские ссуды и осуществлять долгосрочное кредитование сельского хозяйства. Та­ким образом, банк «зацикливается» исключительно на краткосрочных кредитах. Данная теория нашла свое отражение в законах центральных банков по переучету векселей коммерческих банков.

Основной недостаток теории коммерческих ссуд заключается в том, что она не учитывает потребности развивающейся экономики в кредитовании. Ее использование в банковской деятельности, по существу, запрещало коммерческим банкам выдавать предприяти­ям и компаниям кредиты на длительные сроки, а также вкладывать средства в ценные бумаги и недвижимость. Ограничения для бан­ков, вытекающие из этой теории, привели в большинстве стран к развитию таких конкурирующих кредитно-финансовых институтов, как сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации, фи­нансовые компании, кредитные союзы.

К другим недостаткам теории коммерческих ссуд можно отне­сти следующее:

1) она не учитывает относительную стабильность банковских вкладов, которые, безусловно, могут быть изъяты по требованию, однако маловероятно, что изъятие всех вкладов будет происходить одновременно;

2) она исходит из предпосылки, что при нормальной конъюнктуре все ссуды будут погашаться более или менее своевременно, однако это возможно только в условиях высокой деловой активности, но не при экономическом спаде и депрессии;

3) краткосрочные ссуды обеспечивают ликвидность только в ус­ловиях нормальной экономической конъюнктуры.

Таким образом, ограничительный характер теории коммерче­ских ссуд сдерживал развитие банковской деятельности. Вместе с тем эта теория может быть использована начинающими банками, которые должны вести себя достаточно осторожно, не подрывая ликвидно­сти другими вложениями.

2. Перемещение активов

Чтобы избежать недостатков теории коммерческих ссуд, банки стали использовать теорию перемещения ссуд, согласно которой ак­тивы банка можно считать достаточно ликвидными в том случае, если их можно поместить либо продать другим кредиторам или ин­весторам за наличные.

Так, в случае непогашения кредита в срок переданные в обеспечение ссуды товарно-материальные ценности могут быть реализованы на рынке за наличные, а при необходимо­сти — рефинансированы в центральном банке. Поэтому условием покрытия потребностей отдельного коммерческого банка в ликвид­ных ресурсах является постоянное наличие активов, которые можно продать. При этом банковская система также будет считаться лик­видной, если центральный банк берет на себя обязательство сво­бодно приобретать предлагаемые для переучета активы.

Длительное время в банковской практике в качестве надежного источника ликвидных ресурсов рассматривали быстрореализуемые рыночные ценные бумаги, которые можно легко превратить в на­личные. Поэтому банки ссылаются на них как на резервы второй очереди. В целях конвертируемости без потерь и задержек они долж­ны удовлетворять следующим условиям: высокое качество, короткий срок погашения, реализуемость.

Кроме того, быстрореализуемые ценные бумаги должны быть свободны от кредитного риска и риска изменений рыночных про­центных ставок и продаваться на рынках с краткосрочным уведом­лением.

В целом к срокам погашения активов, используемых в качестве резерва ликвидности, не выставляются никакие определенные тре­бования. Однако действует общее правило, суть которого в том, что чем короче срок погашения, тем лучше для реализации. Наиболее реалистичным считается такой подход, когда воздействие измене­ния номинальных ставок будет незначительным. Мировая банков­ская практика показывает, что первоклассными, легко реализуемы­ми ценными бумагами являются бумаги со сроком погашения не более одного года. Однако этот ориентир может изменяться под влиянием номинальных ставок денежного рынка капитала.

Когда ставки остаются стабильными или снижаются, приемле­мыми или ликвидными могут быть и ценные бумаги с большим сроком погашения. Если же ставки сильно колеблются, что обычно и происходит, или повышаются, то ликвидными будут бумаги с ко­ротким сроком погашения.

Таким образом, эта теория более эффективна, чем теория ком­мерческих ссуд, но и она имеет недостаток — повышение ликвид­ности ограничено короткими сроками погашения.

Наиболее подходящими для использования в качестве вторич­ных резервов считаются краткосрочные государственные ценные бумаги (в США, Канаде и ряде других стран — казначейские векселя), а также другие ценные бумаги, выпускаемые центральными прави­тельствами. Правительственные бумаги с коротким сроком погаше­ния считаются приемлемыми, так как риск изменения номиналь­ной нормы процента тем меньше, чем короче срок погашения.

В то же время в качестве вторичного резерва могут использо­ваться бумаги частного сектора. Речь идет главным образом о кре­дитных инструментах обращения, или финансовых инструментах. Это в основном акцептные документы (тратта), связанные как с внут­ренней, так и с внешней торговлей и переучитываемые в централь­ном банке, и коммерческие бумаги, которые представляют собой векселя, выпускаемые компаниями на сравнительно короткие сроки, обычно не более четырех — шести месяцев. Для выпуска таких бумаг компании и фирмы должны располагать очень высокой кредитоспособностью. Как правило, их эмитируют крупные кор­порации и компании. Обычно выпускаются коммерческие бумаги крупного достоинства, которые индоссируются без ограничений на предъявителя.

Коммерческие ценные бумаги могут передаваться из рук в руки без последующих индоссаментов, храниться в банке до истечения срока или выпускаться дилерами по предварительному соглашению. Если сроки погашения этих бумаг достигают 90 дней и приемлемы по другим показателям для учета, то они могут учитываться и в центральном банке.

3. Метод ожидаемого дохода

При управлении ликвидностью банки также используют теорию ожидаемого дохода. Сущность ее состоит в том, что банковскую ли­квидность определяют исходя из возможности погашения кредитов на основе будущих доходов заемщика. Данная теория не отрицает рассмотренных ранее, но она делает ставку исключительно на увяз­ку доходов заемщика с погашением ссуды. Считается, что это пред­почтительнее, чем акцент на обеспечение кредита. Согласно этой теории, на банковскую ликвидность можно воздействовать, изме­няя структуру сроков погашения кредитов и инвестиций. Напри­мер, краткосрочные кредиты более ликвидны, чем срочные ссуды, а потребительские кредиты более ликвидны, чем ипотечные.

Теория ожидаемого дохода признает развитие и рост отдельных видов кредитов, которые составляют значительную часть кредитно­го портфеля, в том числе срочных кредитов компаниям и фирмам, потребительских кредитов, ссуд под недвижимость. Эти ссуды име­ют высокую ликвидность, так как их можно погасить в рассрочку, пересматривая их погашение ежемесячно или ежеквартально в счет погашения основного долга и процентов, что позволяет предусмот­реть регулярные потоки денежных средств. Когда банку нужны ликвидные средства, то наличные денежные средства можно либо ис­пользовать, либо реинвестировать их для будущей ликвидности.

Применение в банковской практике теории ожидаемого дохода способствует тому, что банки для формирования портфеля инве­стиций закладывают так называемый «эффект ступенчатости»: цен­ные бумаги подбираются по срокам погашения, чтобы поступления носили регулярный и предсказуемый характер. В этом случае порт­фель инвестиций по показателю регулярности платежей наличными средствами приближается к портфелю кредитов с регулярным по­гашением долга и процентов.