logo search
все по страховому

14. Финансовая стратегия страховой компании

В предыдущих статьях мы рассмотрели вопросы формирования корпоративной стратегии компании. Мы также отметили, что помимо корпоративной стратегии страховая организация разрабатывает и реализует функциональные стратегии, основными из которых являются: маркетинговая, финансовая, операционная, ИТ-стратегия и стратегия по работе с персоналом. В прошлой статье мы акцентировали свое внимание на маркетинговой стратегии страховой компании. Сегодня мы рассмотрим понятие «финансовая стратегия». При этом я хочу сразу же предупредить моих благодарных читателей о том, что я даю свое понимание проблемы на основе практического опыта и определенного теоретического багажа.

Под финансовой стратегией страховой компании следует понимать пути и способы достижения долгосрочных финансовых целей организации в изменяющихся условиях внешней среды. По содержанию финансовая стратегия может включать в себя две составляющие: целевую финансовую стратегию и ресурсную финансовую стратегию.

Финансовая целевая стратегия, в свою очередь, имеет определенные разновидности, к которым можно отнести следующие: стратегия роста стоимости компании, стратегия роста объемов продаж, стратегия роста прибыли (рис. 1).

Возможна и комбинация указанных выше вариантов при выборе той или иной финансовой целевой стратегии. Однако при выборе целевой финансовой стратегии всегда нужно помнить о финансовых интересах различных групп «стейкхолдеров» страховой компании. Такими основными группами являются: акционеры, клиенты, топ-менеджмент и персонал, что показано на рис. 2.

Для клиентов страховой компании главными финансовыми интересами являются надежность, цена услуг, полнота страховой выплаты. У персонала компании есть свои финансовые интересы, к которым относятся финансовая надежность и уровень своих доходов. Топ-менеджмент компании подчинен финансовым целям акционеров и его финансовые интересы состоят из роста прибыли или стоимости компании, а также уровня своих доходов. Финансовый интерес акционеров заключается в росте стоимости компании либо прибыли, либо в прибыльном росте стоимости. Однако в любом случае в основе финансовой целевой стратегии будут доминировать финансовые интересы акционеров, реализовывать которые будет топ-менеджмент компании вместе с персоналом.

События последних лет на российском страховом рынке показали, что увеличение стоимости являлось для многих компаний стратегической задачей, которая реализовывалась путем наращивания объема страховой премии, так как основным методом оценки стоимости российских компаний являлся сравнительный подход на основе мультипликатора по объему страховой премии. Поэтому те компании, которые готовились к продаже наращивали страховые взносы, в том числе за счет демпинга, высокого комиссионного вознаграждения посредникам и привлечения продавцов с высокими доходами. В сегодняшних условиях спрос на покупку страховых компаний значительно снижен. Поэтому таким страховщикам, в первую очередь, придется «урезать» свои операционные и неоперационные расходы для обеспечения выживаемости компании в ближайшей и среднесрочной перспективе. Я думаю, что тема финансового управления страховой компании в условиях экономического кризиса заслуживает отдельного рассмотрения.

Второй составляющей финансовой стратегии компании является финансовая ресурсная стратегия. Ресурсная стратегия зависит от источников финансирования реализации финансовых целей компании. Поэтому можно условно обозначить два вида финансовой целевой стратегии: стратегия самофинансирования и инвестиционная финансовая стратегия, что показано на рис.3.

Стратегия самофинансирования предполагает реинвестирование части полученной компанией прибыли для увеличения объемов бизнеса путем его масштабирования и роста стоимости компании. Сильными сторонами такой стратегии является построение компании по единым стандартам и с едиными бизнес-процессами, а также с единой корпоративной культурой. Конечно реализация указанной выше стратегии предполагает разработку соответствующих разделов стратегического плана.

Инвестиционная финансовая стратегия (за счет средств акционеров или заемных средств на рынке) предполагает наличие инвестиционного проекта, который служит интересам достижения целевых финансовых показателей стратегического плана страховой компании. От стратегии самофинансирования инвестиционная стратегия отличается тем, что финансовые ресурсы для развития компании выделяются на платной основе, при этом методы расчета «величины платежа» за представленные ресурсы могут быть самыми разными. Однако наиболее распространенным из них является классическое дисконтирование денежного потока. Поэтому такая стратегия предполагает осуществление ряда этапов: разработку инвестиционного проекта, реализацию проекта и оценку эффективности реализации проекта.

Под инвестиционным проектом мы будем понимать набор мероприятий:

1. Ограниченный во времени.

2. Направленный на достижение стратегической цели, предполагающей получение уникального измеримого результата.

3. Обеспеченный ресурсами для достижения цели и обособленной системой управления этими ресурсами.

4. Имеющий одного или нескольких заказчиков.

5. Связанный с инвестиционными расходами.

6. Интервал получения эффекта от которых выходит за рамки одного года с момента начала эксплуатационной фазы проекта.

К типовым инвестиционным проектам можно отнести:

1. Проект создания/приобретения бизнеса или доли в бизнесе с целью управления.

2. Проект открытия точки продаж (филиала или отделения).

3. Проект приобретения и создания основных средств и нематериальных активов.

4. Проект внедрения нового продукта.

5. Проект приобретения акций/паев на срок более одного года.

Такая стратегия обладает рядом сильных сторон, к основным их которых можно отнести следующие: отсутствие необходимости выстраивать бизнес с нуля и более короткие сроки увеличения стоимости компании за счет уже готового бизнеса.

Однако надо иметь ввиду, что у данной стратегии есть и слабые стороны, такие как: необходимость вложения достаточно больших финансовых ресурсов, необходимость выстраивания единых бизнес-процессов и перестройки приобретенного бизнеса, сложность процесса, формирование единой корпоративной культуры. При этом результаты слияний и поглощений не всегда очевидны.

Стратегия слияний и поглощений может быть рассмотрена с двух сторон: приобретающей и продающей.

Важно еще подчеркнуть, что инвестиционные проекты в отличие от текущего бюджетирования направлены на достижение стратегических целей компании. Поэтому инвестиционное планирование занимает как бы промежуточное положение между стратегическим и оперативным планированием, что показано на рис. 4.

Порядок разработки и реализации инвестиционных проектов регламентируется нормативной базой компании.

К ней можно отнести:

Следующим видом финансовой ресурсной стратегии является стратегия роста за счет слияний и поглощений. Реализация стратегии слияний и поглощений при покупке предполагает следующие мероприятия:

1. Разработку плана приобретения страховых компаний.

2. Разработку бюджета на покупку страховых компаний.

3. Реализацию плана и бюджета.

4. Оценку эффективности слияний и поглощений.

При этом процесс, осуществляемый покупающей стороной, более подробно можно представить в виде следующего алгоритма показанного на рис. 5.

Со стороны продавца реализация стратегии слияний и поглощений включает в себя принятие решения о продаже, поиск покупателя или инвестора, определение условий привлечения инвестора или продажи. Более подробно этот процесс показан на рис. 6.

Выбранная финансовая стратегия отражается в стратегическом плане компании в виде отдельного раздела, либо в приложении к стратегическому плану. Основная бизнес-идея и стратегические цели развития бизнеса содержат в себе ключевые финансовые показатели развития страховой компании на длительную перспективу и могут быть отображены в виде таблицы (рис.7).

Для достижения этих показателей в компании производится расчет необходимых ресурсов, которые отражаются в программах развития. Такие программы развития разрабатываются для каждой ключевой области, от развития которой зависит рост капитализации компании. Наиболее значимыми для целей капитализации компании являются программы развития в области:

Программы развития в ключевых областях содержат в себе основные мероприятия, реализация которых позволит достичь поставленных целей. В каждой программе предусматривается необходимый набор ресурсов: материальных, человеческих, информационных, который позволит осуществить указанные мероприятия.

Для реализации указанных программ рассчитывается необходимость в финансовых ресурсах, что находит свое отражение в долгосрочном финансовом плане как разделе стратегического плана (рис.8). Долгосрочный финансовый план может состоять из стратегического бюджета (затраты, относимые на издержки) и стратегического бюджета развития (затраты из прибыли). Финансовый план рассчитывается либо на основе самофинансирования, либо как инвестиционный проект и имеет четкие критерии своей окупаемости, о чем мы уже говорили выше.

Таким образом, мы рассмотрели содержание финансовой стратегии страховой компании. В последующих статьях мы продолжим рассмотрение других функциональных стратегий страховой компании.