logo search
Пособие

4.1. Социальная защита в древнем мире и в средние века

Человеческая жизнь и все фор­мы ее протекания подвержены постоянному и мно­голикому риску. На протяжении всей истории чело­вечества, начиная с Древнего мира и кончая совре­менностью, многочисленные исследователи отме­чают суровые обстоятельства жизни людей. Можно процитировать Херманна Контракта, католического монаха, жившего в XI в., подробно описывающего опасности и беды, с которыми встречается человек: «змеи и всевозможные звери, холод и жара, голод и жажда, наводнения и огонь, бури и ураганы, земле­трясения, гром и молния, несчастные случаи, яд, войны, плен и рабство, болезни»1. Другими слова­ми, каталог опасностей и бед практически неисчер­паем.

Проблема социальной защиты населения в традиционном обществе решалась в рамках семьи, сельской общины и цеховых органи­заций.

Важнейшей предпосылкой для организации жизни людей является осознанное понимание все­ми и каждым человеком в отдельности, в семье и в самой малой общине того непреложного факта и важного взгляда на социальную защиту, когда ока­зание помощи друг другу в трудных жизненных об­стоятельствах носит императивно необходимое условие для функционирования и выживания как отдельных людей, так и всего социума.

Поэтому солидарная помощь и взаимопомощь были и остаются теми базовыми принципами, с по­мощью которых построено здание семьи и общества.

Литературные памятники Древнего мира доно­сят до нас свидетельства о распространении соли­дарных видов социальной помощи. Например, в Ветхом Завете рекомендовалось оставлять на полях и в садах часть несобранного урожая для бедняков, а в юбилейные годы (50-летняя периоди­ка) прощать долги должникам и отпускать на волю рабов.

Государство осуществляло защиту своих граж­дан лишь в исключительных случаях — массового голода и эпидемий, для чего в отдельных странах создавались запасы зерна, которые хранились в особых складах и раздавались в голодные годы (так называемое натуральное страхование). Упомина­ние об этом опыте можно найти в указах египетской царицы Маат (XXIII в. до н.э.).

Элементы страховой помощи в Древнем мире дает история торговли: морской и сухопутной. Объектами страховой защиты являлись как товары, так и транспортные средства: морские корабли и вьючные животные. Так, корабельщики — купцы Финикии и Древней Греции организовали товари­щества взаимопомощи, которые выплачивали своим членам убытки от кораблекрушений и иных морских опасностей на принципах равной их ра­складки между всеми членами товарищества и по факту наступившего происшествия.

В законах царя государства Вавилон Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) встречаются зачатки взаимного страхования вавилонских торговцев караванов.

Впоследствии страхование начинает строиться и на другой основе: с помощью создания постоян­ного резервного фонда, что потребовало внесения страхователями регулярных страховых авансиро­ванных платежей.

Зачаточные элементы страхования жизни исто­рики отмечают в организации деятельности рим­ских цехов и военных коллегий. Так, ремесленники и воины Рима организовывали кассы взаимопомо­щи, куда вносили вступительные взносы на случай смерти (по бытовавшим представлениям похороны должны быть достойными и требовали значитель­ных затрат), а также на случай таких непредвиден­ных и существенных расходов для воинов, как зат­раты, связанные с переездом на службу в далекую провинцию, либо получения увечья в бою1.

На этапе начала нового летосчисления важное воздействие на организацию социальной защиты оказало христианство, которое привнесло новые моральные ценности и установки: высокой значи­мости человека, необходимости милосердия и со­страдания к обездоленным членам общества, ока­зания помощи вдовам, сиротам, инвалидам, стари­кам, больным и бездомным.

Во второй половине IV века н.э. Василий Вели­кий — один из выдающихся христианских мыслите­лей и отцов Церкви — впервые в истории человече­ства в Кесарии (провинции Малой Азии) организо­вал благотворительное учреждение-деревню, где оказывалась помощь больным и инвалидам, кото­рая получила имя своего основателя — Василия2.

Сам факт образования деревни для облегчения участи больных, инвалидов и бедных знаменовал крупный шаг в истории человечества в отношении слабых членов общества — оказание им организо­ванной и систематической помощи, что разительно отличалось от установок языческих народов.

В деревне Василия, которая послужила прооб­разом будущих госпиталей, больниц и приютов, оказывалась медицинская помощь, предоставлял­ся кров для бездомных, были организованы ма­стерские для зарабатывания средств ее жителями. В течение короткого времени — всего одного — двух десятилетий (80-90-е годы IV века) в Византии, а несколько позже во многих городах Европы, появились госпитали и приюты для бездомных.

Например, в Галлии первые епископские госпи­тали в городах появились уже на рубеже V и VI ве­ков, и их число быстро росло. С VI века госпитали стали устраивать при монастырях. Церковный ка­нон предписывал каждому городу иметь свой гос­питаль, но до XII века это предписание исполнялось только в отдельных случаях1.

Начиная с V века Церковь обязывалась выделять для целей призрения (призреть – дать приют, покров) бедных четверть своих доходов. Тогда же стали составлять специальные спи­ски получающих регулярное вспомоществование, и распространяется возникший на христианском Востоке институт социального служения — дьяконат (дьякон — помощник священника), важнейшим направлением деятельности которого была забота о бедных, вдовах, сиротах и больных.

Еще один выдающийся отец христианской Цер­кви — епископ Константинополя Иоанн Златоуст — предложил следующую модель социальной под­держки бедных: пятьдесят тысяч самых богатых жителей Константинополя добровольно и солидарно поддерживают пятьдесят тысяч самых бедных. По мнению Иоанна Златоуста, такая солидарная по­мощь должна благотворно сказаться на ликвидации нищеты бедных, с одной стороны, и духовном оздо­ровлении богатых, с другой.2

Таким образом, морально-этические со­циальные нормы церкви по организации челове­ческого общежития служили основой различных религиозных форм социальной помощи обездолен­ным слоям населения. Понятие солидарности коренилось в представле­ниях о любви к ближнему, об общем божественном происхождении всех людей, равенства всех людей перед их Творцом, а значит, неотъемлемости чело­веческого достоинства и обязанности всех граждан его защищать.

В этом религиозном толковании солидарность трактуется как сочувствие к ближнему, личной и об­щественной ответственности за его судьбу. Соли­дарные формы социальной помощи, организуемые церковными общинами, находили практическое во­площение в благотворительности, приемных домах для одиноких больных и престарелых.

Следует отметить, что добровольная безвоз­мездная помощь, основанная на альтруизме и люб­ви к ближнему, хотя всегда имела место в жизни че­ловеческих сообществ, но ее масштабы были не столь велики, а характер — эпизодический. Поэто­му размеры и характер благотворительных пожер­твований не могли решить задачу помощи нуждаю­щимся.

В этой связи представляет интерес Указ 43 (позднее получивший название Закона о налоге на бедных), изданный в 1601 г. в Англии Елизаветой I. Его основные положения впоследствии при­менили в своих национальных законодательствах практически все европейские страны и многие страны мира.

Суть Указа состояла в признании необходи­мости применения всей силы государственной вла­сти для борьбы с нищетой. Каждому городу и насе­ленному пункту предписывалось заботиться о нетру­доспособных и престарелых нуждающихся гражда­нах. Если добровольные пожертвования оказыва­лись недостаточными, то судьи должны были (имели на это законное право) налагать "контрибуцию" на всех состоятельных жителей города, которые отка­зывались жертвовать сообразно своим средствам. При этом организацию распределения собранных средств предлагалось осуществлять церковным приходам, что позволяло легко выявлять категории нуждающихся и оказывать им адресную поддержку.

Представляется, что сама возможность появле­ния в 1601 г. столь радикального по социальной су­ти и обязательного по характеру Указа стало возможным не только по причине религиозных установок на социальную справед­ливость, но и высоким уровнем правосознания ши­роких народных масс Англии. Ведь еще в 1215 г. в Англии была принята Великая хартия вольностей, которая заложила базовые ценности свободы и за­щиты прав человека.

В Средние века некоторое распространение получили элементы страхования и взаимопомощи в рамках цехов и гильдий, в которых создавались фонды и организационные начала для оказания по­мощи своим членам. Данные формы социальной защиты сочетают в себе имущественное и личное страхование. При этом, первоначально в качестве единственного страхового случая при личном стра­ховании рассматривалась смерть члена союза; впоследствии перечень страховых случаев все бо­лее расширялся: пенсии по инвалидности вслед­ствие несчастного случая на производстве, посо­бия членам семьи погибшего и пособия в случае продолжительной тяжелой болезни, а несколько позднее и материальная поддержка в старости1.

Цеха, гильдии, университеты, города-коммуны и союзы городов (немецкая Ганза, английская Ганза и т.д.) средневековой Европы послужили теми ячейками и лабораториями, в которых вызревали и формировались способы и виды помощи, взаимо­поддержки людей и их социальной защиты — прототипы и элементы социального страхования. Ины­ми словами, определяющими формами становле­ния элементов социальной взаимопомощи людей служили профессиональные объединения, а также союзы городов, те первичные структуры граждан­ского общества, в которых профессиональная со­лидарность выступала мощным двигателем со­циального объединения людей, формировала от­ветственность и образ поведения гражданина.

Наложение этих культурных традиций и меха­низмов друг на друга позволило возникнуть и полу­чить свое развитие в реальной жизни определен­ным формам профессиональной социальной защи­ты различного рода цеховой профессиональной взаимопомощи, дало импульс развитию самоупра­вления и городским групповым формам солидар­ной поддержки: социальная помощь, самоуправле­ние, определенные правовые гарантии гражданам. При том следует отметить их диалектическое един­ство и положительное взаимовлияние на развитие личности и группы как формы, под защитой которой происходила социализация личности. Духовной ос­новой при этом выступало христианское учение о достоинстве человека и его труда, важности друже­ской (братской) помощи друг другу.

Таким образом, основными формами социаль­ной защиты населения в Древнем мире и в период Средневековья служили следующие виды:

Однако государственная власть в период Средневеко­вья делала робкие шаги по социальной защите насе­ления. Например, Карл Великий в начале IX в. в не­урожайные годы пытался нормировать цены на хлеб, стремился к расширению грамотности среди насе­ления, знания им основных законов, а также предпи­сывал создавать бесплатные больницы в городах1.

В позднее Средневековье XIV—XV вв. государ­ственная политика по социальной защите начинает носить дифференцированный подход. С одной стороны, социальные потребности уязвимых слоев населения (больных, инвалидов, вдов и сирот) все бе­лее признаются требующими помощи, с другой — формируется негативное отношение к здоровым нищим. В Англии в 1388 г. принимается первый закон о бедных, который предписывает запрет на нищенствование здоровым людям.

Значительную роль в развитии личного страхо­вания, которое, с точки зрения экономических меха­низмов и математического аппарата, сложнее, чем страхование имущественных рисков, сыграли стра­ховые общества Англии. Начиная с середины XVII ве­ка они были «первопроходцами» в данной области, вводили и отрабатывали основные элементы и методы страхования жизни, которые используются и в на­стоящее время. С этой целью формируется стати­стическая база на основе построения таблиц смерт­ности, получает свое развитие теория вероятности.

Следует отметить, что на развитие личного страхования в Англии оказал влияние пожар в Лон­доне в 1666 году, уничтоживший не только деревянные дома старого Лондона, но и унесший жизни более 70 тыс. че­ловек. После этой трагедии в Англии возникли мно­гочисленные взаимные и акционерные страховые общества, введено государственное страхование жизни через почтовые учреждения.

В целом, необходимо отметить тот факт, что способ общественно­го устройства, формы организации труда и харак­тер трудовых отношений, уровень развития произ­водительных сил оказывают определяющее воз­действие как на размеры семьи, структуру обще­ства, так и на механизмы и системы социальной защиты населения, а также роль человека, обще­ственных структур и государства в вопросах их ор­ганизации.

Например, в доиндустриальный период, когда господствовало сельское хозяйство, сам тип и условия земледельческого производства и уклада жизни обуславливали необходимость большой се­мьи. Ведь организация сельского труда была воз­можна в рамках большой семьи, а часть сельскохо­зяйственных работ можно было выполнить только совместными усилиями сельской общины.

Коллективно-семейный и общинный характер труда определял и формы социальной защиты — семейные и общинные. Органическое строение большой семьи (дети, взрослые, престарелые) использовалось для выполнения соответствую­щих посильных трудовых обязанностей и помощи друг другу: дети с раннего возраста привлека­лись к труду по уходу за домашними животными, престарелые по мере снижения их трудоспособ­ности и больные выполняли более легкую домаш­нюю работу. Функция социальной защиты семьи, как и труд, распределялись между членами се­мьи.

Одиноким пожилым (немощным), инвалидам, си­ротам и вдовам оказывалась солидарная поддержка общиной в различных формах: выделения удобных сельскохозяйственных угодий и провизии, помощи при постройке жилья или временного постоя1.

Важно при этом отметить, что общий низкий уровень развития производительных сил, характер­ный для доиндустриальной эпохи, высокая зависи­мость сельскохозяйственной деятельности от по­годных условий, что выражалось в частых неуро­жайных годах, все это приводило к массовой бедно­сти, хроническому недоеданию и низкому качеству питания большинства населения.

К этому следует добавить низкую защищен­ность населения от природных бед и катаклизмов. От холода зимой люди не могли спастись даже в домашней обстановке, а пожары приводили к непоправимым последствиям: «Когда в одном конце деревни из крытой соло­мой домов занимался пожар, когда гонимое ветром пламя пожирало дворы, в считанные минуты унич­тожая целое поселение, застигнутое бедствием врасплох, беззащитное, не имеющее возможности спасти даже скот, — тогда внезапно распадались десятки, а то и сотни семей; молодежь уходила ку­да глаза глядят, навеки пропадая из виду старших собратьев»2.

Таким образом, элементы социальной защиты Древнего мира и Средневековья были "встроены" в трудовую сферу, семейную и общинную структуры. В особых случаях, когда требовалась помощь оди­ноким инвалидам и бездомным, применялись фор­мы благотворительности, как правило — в рамках церковных приходов.