logo search
Правовое регулирование банковской деятельности / Курбатов А

3.1. Виды мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, основания и порядок их применения

Основной особенностью банковского законодательства заключается в том, что меры по предупреждению банкротства кредитных организаций реализуются вне рамок собственно процедуры банкротства и соответственно до отзыва лицензии у кредитной организации.

Это обусловлено опять же тем, что банковская деятельность связана с привлечением средств на счета и во вклады, осуществление чего в рамках процедуры банкротства нецелесообразно, поскольку получается, что для того, чтобы возвратить средства прежним кредиторам, они должны привлекаться у новых.

В соответствии со ст. 3ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" к мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций относятся:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных ст. 4ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", которые являются более "мягкими", чем признаки банкротства кредитных организаций и основания для отзыва у них банковских лицензий.

Например, признаком банкротства и основанием для отзыва лицензии является неисполнение кредитной организацией требований кредиторов в течение 14 дней, а основанием для применения мер по предупреждению банкротства является однократное неисполнение таких требований в срок, превышающий три дня.

Кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), ее единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган в случае возникновения указанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации. Кроме того, кредитная организация несет целый ряд дополнительных обязанностей по уведомлению Банка России о проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации и заседаний совета директоров (наблюдательного совета), а также о совершении некоторых сделок (п. 1-3 ст. 4.1ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"), а Банк России получает право направлять наблюдателей для участия в общем собрании учредителей (участников) кредитной организации и в заседании ее совета директоров (наблюдательного совета) (п. 4 ст. 4.1ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

Неисполнение кредитной организацией указанных обязанностей является основанием для применения Банком России мер в порядке надзора (ст. 74ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Меры по предупреждению банкротства применяются и по инициативе Банка России, который в случае возникновения соответствующих оснований, вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить Временную администрацию на срок не более шести месяцев (п. 1 ст. 18ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). При этом требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Процедура применения указанных мер на законодательном уровне установлена ст. 11-13ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Следует заметить, что указанный выше перечень мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций не является исчерпывающим (см. п. 2 ст. 1ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). Строго говоря, вся система публичных требований, предъявляемая к кредитным организациям в рамках системы банковского надзора, в той или иной степени направлена на предупреждение их банкротства и на охрану интересов кредиторов данных кредитных организаций.