5. Облигации: стоимостная оценка облигаций, дисконт и процентный доход по облигации, доходность облигаций.
Стоимостная оценка:
Облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная цена облигации напечатана на самой облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода.
Облигации выпускаются с высокой номинальной ценой. Для облигации номинальная стоимость является очень важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. С момента их эмиссии и до погашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии (эмиссионная цена) может быть ниже номинала, равна ему и ниже. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации, сложившейся на рынке облигаций.
Рыночная цена зависит от ряда условий, важнейшим из которых является надежность вложений.
Поскольку номиналы у разных облигаций могут существенно различаться между собой, то часто возникает необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем является курс.
Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в % к ее номиналу:
Ко=(Цр/N)*100%, где Ко – курс облигации, Цр – рыночная цена облигации, N- номинальная цена облигации.
Доход по облигации:
Общий доход по облигации складывается из следующих элементов:
- купонного дохода
- изменения стоимости облигации за соответствующий период
- доход от реинвестирования полученных %.
Облигация, в отличие от акции, приносит владельцу фиксированный текущий доход. Этот доход представляет собой постоянные аннуитеты - годовые фиксированные выплаты в течение ряда лет.
Размер купонного дохода по облигациям зависит прежде всего от надежности облигации, иначе говоря, от того, кто является ее эмитентом. Чем устойчивее компания-эмитент и надежнее облигация, тем ниже предлагаемый %.
Процентные (купонные) выплаты по облигациям условно можно разделить на 3 группы:
- фиксированные ежегодные выплаты по ставке, установленной эмитентом при выпуске облигаций
- индексируемые ежегодные выплаты. Индексация позволяет инвесторам получать стабильный доход в реальном выражении, защищенный от инфляционных колебаний цен на основные товары и услуги.
- выплачиваемые одновременно с основной суммой долга.
Облигация может также приносить доход в результате изменения стоимости облигации с момента ее покупки до продажи. Разница между ценой покупки (Цо_ и ценой, по которой инвестор продает облигацию (Ц1), представляет собой прирост капитала, вложенного инвестором в конкретную облигацию (Д=Ц1-Цо).
Данный вид дохода приносят прежде всего облигации, купленные по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. При продаже облигаций с дисконтом важным моментом для эмитента является определение цены продажи облигации. Иными словами, по какой цене следует продать облигацию, если известна сумма, которая будет получена в будущем, и базовая норма доходности (ставка рефинансирования).
Подсчет этой цены называется дисконтированием, а сама цена – сегодняшней стоимостью будущей суммы денег.
Дисконтирование осуществляется по формуле:
Цод = , где
Цод - цена продажи облигации с дисконтом
N – номинальная цена
T – число лет, по истечении которых облигация будет погашена
С – норма ссудного %
Разность (Цн-Цод) является дисконтом и представляет собой доход по данному виду облигации.
Доходность облигаций
В общем виде доходность является относительным показателем и представляет собой доход, приходящийся на единицу затрат. Различают текущую доходность и полную.
Показатель текущей доходности характеризует годовые (текущие) поступления по облигации относительно произведенных затрат на ее покупку.
Дх=(С/Цо)*100%, где Дх – текущая доходность, С – суммавыплач. в год %, Цо – цена облигации, по которой она была приобретена.
Для принятия инвестиционного решения – оставить данную облигацию или продать и вложить деньги в другие ц.б. – доходность облигации нужно сравнить с доходностью других инструментов в настоящий момент. Для этого определяют текущую рыночную доходность:
Дхр=(С/Цр)*100%, где Дхр – текущая рыночная доходность облигации
С- сумма выплач. в год %
Цр – текущая рыночная цена облигации
Факторы, определяющие уровень доходности:
1. кредитный рейтинг эмитента
2. от срока обращения облигации
3. уровень налогообложения по облигации.
Рыночная цена определяется:
Р= , где С – купон, выплач. в период время t
R – доходность к погашению облигации
n – число лет до погашения
N - номинал
- 1. Сущность ценных бумаг: понятие ценных бумаг, классификация ценных бумаг.
- 2. Акции: общая характеристика, виды акций, характеристика акций как фондового инструмента для эмитента и инвестора.
- 3. Акции: дивиденд, стоимостная оценка, доходность акций
- 4. Облигации: общая характеристика облигаций, виды облигаций. Характеристика облигаций как фондового инструмента для эмитента и инвестора.
- 5. Облигации: стоимостная оценка облигаций, дисконт и процентный доход по облигации, доходность облигаций.
- 6. Государственные ценные бумаги: общая характеристика, виды государственныхц.Б.
- 7. Вторичныец.Б.: классификация, характеристика.
- 8. Депозитарные расписки: виды, функции депозитарных расписок. Выпуск депозитарных расписок.
- 9. Вексель: общая характеристика, виды и функции векселей.
- 10. Операции с векселями – индоссирование, домициляция, инкассация, протест векселя.
- 11. Рынок ценных бумаг: определение рынка цб и его виды, функции рынка цб, составные части рынка цб.
- 12. Участники рынка ц.Б.: эмитенты и инвесторы, общая характеристика эмитентов и инвесторов.
- 13. Эмитенты: состав эмитентов, правила поведения эмитентов на фондовом рынке.
- 14. Инвесторы: состав инвесторов, классификация инвесторов.
- 15.Эмиссия ценных бумаг: понятие и виды эмиссии; задачи решаемые посредством эмиссии.
- 16. Концепция эмиссионной политики предприятия: методология и содержание
- 17.Этапы осуществления эмиссии ценных бумаг. Структура и содержания проспекта эмиссии, решения о выпуске и отчета об итогах размещения корпоративных ценных бумаг.
- 1 Этап. Принятия решений о выпуске цб .
- 2 Этап. Подготовка проспекта эмиссии.
- 3Этап.Государственная регистрация.
- 5 Этап. Размещения ценных бумаг.
- 6Этап. Регистрация отчета об итогах выпуска.
- 7Этап. Раскрытия информации об итогах выпуска.
- 8 Этап. Внесения изменений в устав ао и их государственная регистрация.
- 18.Андеррайтинг: понятие, виды андеррайтинга, функции андеррайтера.
- 19. Вторичный рынок цб: характеристика, листинг и котировка цб.
- 20.Организация процесса торговли ценными бумагами на биржевом рынке.
- 21. Характеристика срочного сектора фондового рынка. Общая характеристика пфи.
- 22. Форвардные контракты: общая характеристика, особенности применения.
- 23. Фьючерсные контракты: общая характеристика, особенности применения.
- 24. Биржевой опцион: определение, виды опционов, особенности применения.
- 26. Сделки на рынке цб: понятие, классификации, способы заключения.
- 31.Порфель ценных бумаг: понятия и классификация его видов.
- 33.Этапы формирования портфеля ценных бумаг
- 34. Управление портфелем цб: активное управление.
- 35. Управление портфелем цб: пассивное управление.
- 36. Характеристика основных фактов, влияющих на инвестиционные качества портфеля ценных бумаг.
- 37. Основные этапы оперативного управления портфелем ценных бумаг.
- 1. Пассивный подход
- 2.Активный подход
- 39. Процесс оценки рисков финансовых инструментов. Измерители рисков фондового рынка.
- 41. Понятие и этапы реализации затратного подхода к оценке стоимости компаний.
- 42. Понятие и этапы реализации сравнительного подхода к оценке стоимости компаний.
- 43. Понятие и этапы реализации доходного подхода к оценке стоимости компаний.
- 44. Регулирования рынка цб: задачи, инструменты. Государственное регулирование и саморегулирование рынка цб.
- 45.Характеристика участников биржевого рынка: брокеры, дилеры.
- 46.Характеристика участников биржевого рынка: депозитарии, регистраторы.