logo search
Правовое регулирование банковской деятельности / Курбатов А

1.4. Юридические лица как субъекты права, реализация их правосубъектности

Понятие юридического лица закреплено в Гражданском кодексеРФ. Оно же применяется и в публичных отношениях, например в налоговых (п. 2 ст. 11Налогового кодекса РФ), в бюджетных (ст. 80Бюджетного кодекса РФ), при привлечении к административной ответственности (ст. 2.1Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно п. 1 ст. 48Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Из этого определения следует, что смыслом образования юридического лица является имущественное обособление, т.е. разделение имущества создавших его лиц и имущества, которое эти лица передали юридическому лицу.

В большинстве случаев обособление означает переход права собственности на имущество, переданное юридическим лицам в качестве вкладов (взносов) их учредителями (акционерами, участниками, членами), к этим юридическим лицам. Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, а также отдельные организации (например, Банк России), у которых возникают иные вещные права (п. 3 ст. 213Гражданского кодекса РФ).

Имущество юридического лица на праве общей долевой собственности учредителям (акционерам, участникам, членам) принадлежать не может. Наличие этого вида общей собственности как раз свидетельствует об отсутствии юридического лица. Примером служит договор простого товарищества (о совместной деятельности) (п. 1 ст. 1041,п. 1 ст. 1043Гражданского кодекса РФ).

В связи с этим п. 1 ст. 80Бюджетного кодекса РФ, согласно которому предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не относящиеся к указанным выше исключениям, влечет появление права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов этих юридических лиц, нужно понимать как возникновение права собственности на акции либо прав участника, определяемых долей участия в уставном (складочном) капитале.

Имущественная обособленность - основной признак понятия юридического лица, который, в свою очередь, предопределяет такие производные признаки, как: возможность нести самостоятельную ответственность; выступление от своего имени в имущественном обороте; право быть истцом и ответчиком в суде; организационное единство. Перечисленные признаки понятия юридического лица универсальны и не зависят от состава и статуса его учредителей (участников, членов).

Статус юридического лица приобретается посредством государственной регистрации (ст. 51Гражданского кодекса РФ,ст. 13.1ФЗ "О некоммерческих организациях"). Простого указания на наличие этого статуса в нормативном акте недостаточно.

И только в отдельных случаях могут использоваться иные подходы к определению сущности юридического лица.

Так, Конституционный Суд РФ, обосновывая право юридических лиц обращаться к нему за защитой, рассматривает юридическое лицо как объединение граждан*(32), т.е. в конституционном процессе за основу понятия берется не имущественный аспект, а людской "субстрат".

Идентификация юридических лиц как субъектов права производится через фирменное наименование коммерческой организации и наименование некоммерческой организации.

Не обладают правоспособностью (правосубъектностью) образования, не имеющие статуса юридического лица, например холдинги.

При заключении договоров в интересах участников таких образований стороной в них должен являться субъект права, уполномоченный другими участниками.

Понятие группа лиц (ст. 9ФЗ "О защите конкуренции") означает определенные правовые связи между субъектами, в зависимости от наличия которых у них возникают те или иные обязанности.

Однако возникшие как в первом, так и втором случае обязанности, в том числе ответственность, несет не образование или группа лиц в целом, а составляющие ее субъекты права и за счет своего имущества, если это имущественные обязанности. В этом случае наличие консолидированного баланса не отменяет имущественной самостоятельности юридических лиц как субъектов права. Наличие солидарной ответственности тоже. Это понятие определяет порядок предъявления требований кредитором к нескольким должникам и распределение ответственности перед кредитором между этими должниками (ст. 322-325Гражданского кодекса РФ).

Правоспособность (правосубъектность) юридического лица как участника любого вида отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (абз. 1 п. 3 ст. 49Гражданского кодекса РФ). В свою очередь, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51Гражданского кодекса РФ).

Как уже отмечалось, можно выделить следующие случаи вступление юридических лиц в правоотношения:

1) через органы (хозяйственные общества - через участников);

2) через представителей, действующих на основании доверенности либо договора поручения или агентского договора (по конструкции поручения);

3) через ликвидационные комиссии (ликвидаторов) при добровольной ликвидации;

4) через специальные органы, назначаемые судом или уполномоченными органами (ликвидационные комиссии (ликвидаторов) при принудительной ликвидации, временных и конкурсных управляющих, действующих в интересах должников, у кредитных организаций - через временные администрации в случае приостановления деятельности исполнительных органов).

При этом первые три случая считаются самостоятельными действиями юридического лица, а четвертый - нет.

От этих случаев необходимо отличать следующие ситуации:

1) когда интересы юридического лица выражают лица, действующие от своего имени. Примерами этой группы случаев являются удовлетворение интересов юридического лица через комиссионера либо доверительного управляющего (п. 1 ст. 990,п. 3 ст. 1012Гражданского кодекса РФ). Сюда же относятся арбитражные управляющие при несостоятельности (банкротстве), когда они действуют от своего имени;

2) когда само юридическое лицо действует как представитель публично-правового образования и соответственно реализует его правосубъектность.

Применительно ко второму случаю необходимо учитывать следующее.

Под публично-правовыми образованиями в российском законодательстве понимаются РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования (п. 1 ст. 124Гражданского кодекса РФ,ст. 6Бюджетного кодекса РФ). Статус публично-правовых образований как выразителей интересов населения, проживающего на их территории, определяетсяКонституциейРФ и законодательными актами.

Нормы о юридических лицах к ним автоматически не применяются*(33).Пункт 2 ст. 124Гражданского кодекса РФ позволяет применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, к публично-правовым образованиям только, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В связи с этим необходимо различать случаи:

1) непосредственного участия публично-правовых образований в имущественном обороте;

2) опосредствованного участия публично-правовых образований в имущественном обороте через юридических лиц в качестве их учредителей (акционеров, участников).

В первом случае публично-правовые образования участвуют в имущественном обороте за счет казны, т.е. имущества, не распределенного между юридическими лицами, в том числе средств бюджетов. Данное понятие казны вытекает из п. 1 ст. 126Гражданского кодекса РФ ип. 1 ст. 102Бюджетного кодекса РФ. При этом государственные и муниципальные органы, а также юридические и физические лица, имеющие право выступать от имени публично-правовых образований (ст. 125Гражданского кодекса РФ), являются их представителями.

Во втором случае публично-правовые образования создают коммерческие и некоммерческие организации, разграничивая с ними имущественную ответственность. Соответственно в этом случае создается новое правосубъектное лицо.

При этом возможны два варианта:

1) публично-правовые образования вообще не несут ответственности по обязательствам этих юридических лиц, кроме случаев, прямо предусмотренных законами. Например, это касается хозяйственных обществ, государственных и муниципальных предприятий. Исключением здесь является субсидиарная ответственность учредителей наряду с рядом других лиц при несостоятельности (банкротстве) этих юридических лиц по их вине;

2) публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по долгам юридических лиц, например в отношении государственных учреждений, не являющихся автономными, когда имущественное разделение проявляется в том, что к публично-правовому образованию требования могут быть предъявлены только, если их не может исполнить за счет денежных средств основной должник - учреждение.

Таким образом, основным критерием разграничения этих двух случаев является источник используемого имущества.