1.1.Система взглядов на необходимость регулирования в рыночной экономике
По мере развития рыночной экономики возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены на базе частной собственности автоматически. Появилась потребность вмешательства государства в развитие экономики и ее субъектов. Существуют различные теории о роли государства в экономике:
Меркантилизм (середина 15 в.
Классическая теория (17 в.)
Монетаристская теория (18 в.)
Кейнсианская теория (30-е гг.20в.)
Неоклассическая теория (70-80-е г.20в.)
Меркантилизм. Меркантилизм характеризуется двумя чертами:
1.Отождествление богатства с деньгами.
2.Накопление денежного богатства, которое достигается с помощью государственной власти.
Монетаристская теория. Разновидность неоклассической теории, в известной степени альтернатива кейнсианству, сущность которой состоит в том, что богатство государства отождествляется с количеством золота. Лидер – американский экономист чикагской школы М. Фридмен. Во главу угла поставлены денежно-кредитные методы обеспечения занятости и стабилизация экономики. Деньги – главный инструмент, определяющий развитие экономики. Основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой за счет использования кредитных инструментов национального банка.
Классическая теория. Идея «невидимой руки рынка» - вмешательство в экономику со стороны государства излишне и должно быть ограничено обеспечением безопасности жизни человека, его прав и свобод, сохранением его собственности и др.
Кейнсианская теория (Дж. Кейнс). «Общая теория занятости и денег». Государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджетно-финансовые и кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости населения.
Неоклассическая теория. Не представляет собой единой концепции, а объединяет представителей нескольких школ. Ключевая идея – взаимодействие спроса и предложения, определяющих процессы, протекающие на рынке. В условиях свободной конкуренции автоматическое движение цен обеспечивает равновесие между спросом и предложением, между производством и потреблением. Неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь.
Определение государственного регулирования:
Государственное регулирование трактуется как степень вмешательства государства в экономическую жизнь.
Государственное регулирование включает (по В.Н.Кириченко):
- регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов для хозяйствующих субъектов, определяющую их права и обязанности, меру взаимной ответственности;
- формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих структур;
- выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации – регулирование социально-экономических процессов.
Суть государственного регулирования экономики – защита частных инициатив всех форм собственности.
Дерегулирование – ослабление бюрократического контроля над предприятиями, снятие излишних административных барьеров, мешающих развитию малого и среднего бизнеса.
1.2. Методы регулирования экономики
Методы регулирования представляют собой совокупность мер воздействия на экономику. Существуют различные классификации методов регулирования экономическими процессами.
По способу функционирования методы классифицируются:
1. методы прямого воздействия ;
2. методы косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия, предполагают государственное регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным на предписания государства.
Достоинство прямых методов - высокая степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата.
Недостаток прямых методов - возможность нарушения равновесия, сложившегося между участниками рынка.
Методы косвенного воздействия представляют собой меры не прямо влияющие на принимаемые субъектами экономические решения, а лишь создающие предпосылки, способствующие тому, чтобы склонить субъекты экономики к самостоятельному выбору экономических решений, которые соответствуют целям экономической политики.
Достоинством косвенных методов является мягкость их воздействия на экономику, что не нарушает рыночной ситуации, не создает неожиданного дисбаланса в состоянии экономического равновесия.
Недостаток методов косвенного воздействия – наличие определенного временного лага между принятием государством мер и их воспроизведением экономикой.
По организационно-институциональному подходу методы классифицируются на :
- административные
- экономические
- комплексные
К административным методам относятся:
1- меры запрета;
2- меры разрешения;
3- меры принуждения;
Функции административных методов:
- обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни;
- защита конкурирующей среды;
- сохранение прав собственности;
- сохранение возможности свободного принятия решений;
Экономические методы обеспечивают воздействующий характер государства на определенные аспекты рыночного процесса.
К ним относят методы влияния на :
-совокупный спрос;
-совокупное предложение;
-степень централизации капитала;
-социальные и структурные аспекты экономики.
К прямым экономическим методам относится:
Формирование и использование бюджета;
Формирование налоговой политики;
Формирование амортизационной политики;
Определение нормы банковского резерва;
Установление минимальной зарплаты;
Регулирование цен на некоторые виды товаров или услуг;
Антимонопольная политика и защита конкуренции;
К косвенным экономическим методам относится:
1. Индикативное планирование;
2. Целевое программирование;
3. Регулирование налоговой системы;
4. Кредитно-денежные инструменты (регулирование денежной массы; регулирование процентной ставки по операциям ЦБ; рефинансирование коммерческих банков; регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков; операции на рынке ценных бумаг);
5. Валютные рычаги (стабилизация национальной валюты; операции на открытом валютном рынке; девальвация, ревальвация национальной валюты; привлечение иностранного капитала; создание совместных предприятий).
6. Социальная политика (социальные программы; обеспечение занятости населения; регулирование доходов; контроль за динамикой цен и заработной платы; налоги; трансфертные платежи; деятельность в сфере образования, здравоохранения и культуры).
7. Внешнеэкономические формы воздействия (регулирование внешнеэкономической деятельности; таможенные тарифы; валютное регулирование; налоги; субсидии).
К административным методам относятся:
Принятие законодательных актов, нормативных документов, положений;
Управление государственной собственностью (управление предприятиями государственного сектора, организация производства и труда, государственный заказ, государственные инвестиции, государственные кредиты, субсидии)
Лицензирование и квотирование
Применение санкций
Охрана окружающей среды
Контрольные вопросы :
Что Вы понимаете под регулированием экономики?
Назовите основные теории государственного регулирования экономики.
Дайте определение методам регулирования.
Назовите основные критерии классификации методов регулирования.
Перечислите достоинства и недостатки прямых методов регулирования.
Перечислите достоинства и недостатки косвенных методов регулирования.
Назовите экономические прямые методы регулирования в условиях функционирования рыночных отношений.
Назовите экономические косвенные методы регулирования в условиях функционирования рыночных отношений.
Укажите функции административных методов регулирования.
Перечислите административные методы регулирования
- Федеральное агентство по образованию
- 080502 (7) - Экономика и управление на предприятии
- Содержание
- Введение
- Введение в дисциплину
- 1. Основы теории государственного регулирования экономики
- 1.1.Система взглядов на необходимость регулирования в рыночной экономике
- 2. Система индикативного планирования и особенности ее применения в российской федерации
- 2.1 Сущность индикативного планирования
- 2.2 Содержание индикативного плана
- 2.3 Роль индикативного плана в планировании деятельности транспортного предприятия
- 3.Система налогообложения в рыночной экономике.
- 3.1 Экономическая сущность налогов
- 3.2. Основные принципы и элементы налогов
- 3.4.Методы и функции налогообложения. Классификация налогов
- 3.4.Налогообложение операций по перевозке грузов и пассажиров
- 4. Развитие рынка транспортных услуг и особенности регулирования транспортной деятельности
- 4.1. Основные задачи и необходимость регулирования рынка транспортных услуг
- 4.2. Методы регулирования транспортной деятельности
- 5. Лицензирование деятельности автотранспортных предприятий
- 5.2.Цели и порядок лицензирования автотранспортных предприятий
- 5.3 Порядок аннулирования или приостановления действия лицензии
- 5.4.Значение лицензирования для предприятий транспорта
- 6.Организационно-экономические основы процедуры банкротства
- 6.1.Порядок установления банкротства предприятия
- 6.2.Процедуры банкротства
- 6.2.1 Процедура наблюдения
- 6.2.2 Финансовое оздоровление
- 6.2.3 Внешнее управления на предприятии
- 6.2.4 Конкурсное производство
- 6.2.5 Мировое соглашение
- 6.2.6. Особенности процедуры санации
- 6.2.7.Формы санации Существуют следующие формы санации :
- 6.2.8.Особенности санации предприятий общественного пассажирского транспорта
- 7. Методика определения финансовой и экономической состоятельности транспортного предприятия
- 7.1.Сущность, значение и необходимость финансового анализа
- 7.2 Коэффициентный анализ.
- 7.3.Система ранжирования финансовых показателей организации
- Тема 8.Антимонопольное регулирование транспортной деятельности
- 8.1. Значение антимонопольного регулирования рыночных отношений
- 8.2.Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- 8.4.Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии
- Тема 9. Страхование на автомобильном транспорте.
- 1.1Особенности автострахования
- 9.2. Основные понятия страхования
- 9.3.Основные виды автотранспортного страхования.
- 9.3.1.Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- 9.3.2. Обязательное страхование пассажиров от несчастного случая при междугородних перевозках.
- 9.3.3.Страхование автотранспортных средств
- 9.3.4.Страхование грузов
- 9.3.5. Страхование ответственности автомобильного перевозчика
- Тестовые задания
- Текущее тестирование по теме «Система индикативного планирования и особенности ее применения в рф
- 1.Планирование, основанное на косвенном регулировании через систему экономических нормативов и льгот, называется...:
- Текущее тестирование по теме «Система налогообложения в рыночной экономике
- Текущее тестирование по теме « Развитие рынка транспортных услуг и особенности регулирования транспортной деятельности»
- Текущее тестирование по теме «Лицензирование автотранспортной деятельности
- Текущее тестирование по теме «Организационно-экономические основы процедуры банкротства. Мониторинг процедуры банкротства на атп»
- Текущее тестирование по теме «Страхование на автомобильном транспорте»
- Заключение
- Список литературы
- Терминологический словарь
- Извлечение из рабочей программы дисциплины
- Кафедра экономики и менеджмента на транспорте
- Рабочая программа
- Санкт-Петербург
- 4. Содержание разделов и тем дисциплины Введение
- Тема 1. Основы теории государственного регулирования
- Тема 7. Методика определения финансовой и экономической состоятельности транспортного предприятия
- Тема 8. Антимонопольное регулирование транспортной деятельности
- Тема 9. Страхование на автомобильном транспорте