logo search
Пособие

2.5. Государственное страхование в годы великой отечественной войны

Основу системы государственного страхования накануне войны составляло обязательное окладное страхование строений, принадлежащих колхозам и населению, скота (коров, лошадей, коз, овец и сви­ней) и посевов продовольственных и технических сельскохозяйственных культур. Взаимное страхо­вание от огня, проводившееся на обязательной ос­нове, получило в России широкое распространение еще до революции. Особенностью этого вида стра­хования было то, что все постройки, относящиеся к одной категории (деревянные дома, амбары и т.д.), страховались на одинаковую сумму (оклад), вне за­висимости от их фактической стоимости. Величина оклада устанавливалась на уровне стоимости наи­менее ценных построек, относящихся к данной ка­тегории недвижимости. Такой порядок, с одной стороны, делал страхователей заинтересованными в сохранении застрахованного имущества, а с дру­гой стороны, существенно упрощал техническую сторону проведения страховых операций.Как уже отмечалось ранее, после декрета Совнаркома от 6 октября 1921 года "О го­сударственном имущественном страховании" Гос­страх не только возобновил проведение обязатель­ного окладного страхования строений, но и начал осуществлять обязательное страхование посевов и скота. С 1928 года в обязательном страховании строений вместо фиксированных окладов были введены долевые нормы, выраженные в фиксиро­ванном проценте от действительной стоимости за­страхованного имущества. Существенные измене­ния внес в условия проведения этого вида страхо­вания Закон от 4 апреля 1940 года "Об обязатель­ном окладном страховании". Закон, в частности, устанавливал страхование строений в размере их полной стоимости и существенно повышал нормы обеспечения по сельскохозяйственным посевам

колхозов и животным (например, по крупному рога­тому скоту в среднем на 86,6%), а также отменял страхование посевов на приусадебных участках.

К началу Великой Отечественной войны обяза­тельным страхованием было охвачено 120 млн. гектаров посевов сельскохозяйственных культур и свыше 100 млн. голов скота. Развивалось и добровольное страхование. Оно покрывало разницу меж­ду стоимостью застрахованного имущества, рас­считанной по государственным закупочным ценам, и страховой суммой по обязательному страхова­нию. В 1940 году добровольным страхованием в колхозах было охвачено 43,2% поголовья крупного рогатого скота, 56,5% лошадей, 53,1% коз. Добро­вольным страхованием от града было охвачено 27,3%, а от вымерзания - 14,4% посевов сельхоз­культур. В хозяйствах граждан добровольным стра­хованием было охвачено 9,7% поголовья крупного рогатого скота1.

С 1938 года Госстрах начал проводить обяза­тельное страхование государственного жилого фонда. В этом же году было введено добровольное страхование имущества предприятий и организа­ций, находящихся в ведении местных Советов, и имущества кооперативных и общественных орга­низаций, а также добровольное страхование до­машнего имущества и средств транспорта, принад­лежащего населению.

Широкое развитие к началу войны получило добровольное коллективное страхование жизни на случай смерти с возможностью расширения покры­тия и на случай утраты трудоспособности. В 1940 году договоры по этому виду страхования имели 30% рабочих и служащих, 8,8% колхозников, все­го— 17 млн. человек2. Если тарифы по имуще­ственному страхованию обеспечивали его при­быльность, то из-за ошибок в организации коллек­тивного страхования жизни этот вид страхования был для Госстраха убыточным.

Ущерб, произошедший непосредственно в ре­зультате военных действий, Госстрах не должен был и не мог возмещать. Соответствующая правовая норма была закреплена в гражданском законода­тельстве союзных республик, например в статье 394 ГК РСФСР. В подтверждение этой нормы Советом Народных Комиссаров 8 июля 1941 года было издано Постановление "О страховой ответственности орга­нов Госстраха". Тем не менее, если военные дей­ствия были не непосредственной, а косвенной при­чиной страхового случая, то Госстрах должен был выполнять свои обязательства по договору страхо­вания. Такая ситуация возникала, например, в слу­чае, когда страхователь, укрываясь от бомбежки, по­дворачивал ногу во время спуска в бомбоубежище.

В период Великой Отечественной войны агенты Госстраха продолжали свою работу. Мужчин, как правило, призывали на фронт, их заменяли женщины.

Приказ по Киренской инспекции Госстраха от 28 июля 1942 года

 Пункт 1. Сего числа участковый инспектор Госстраха Арбатский Федор Лаврович отозван Киренским военкоматом на военные сборы.

 Пункт 2. Тов. Арбатскому Ф.Л. здать (орфография сохранена!) весь квитанционный материал бухгалтеру тов. Тетерину. Основание - повестка Киренского военкомата.

 Старший страховщик Госстраха (подпись неразборчива)

Серьезной проблемой для проведения страхо­вания стала инфляция, порожденная войной. Чтобы приблизить страховые суммы к действительной стоимости застрахованного имущества Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1942 года "Об изменении и дополнении Закона об обязательном окладном страховании" с 1 января 1943 года были значительно повышены нормы обеспечения по страхованию сельскохозяйствен­ных культур и животных.

В частности, по зерновым и бобовым культурам они выросли с 45 — 90 руб. до 50 — 100 руб., по хлопку — со 160 — 600 руб. до 320 — 1500 руб. за гектар, по страхованию живот­ных — в среднем на 85 — 90%1. В это же время Совнарком СССР принял Постановление «О добровольном страховании сельскохозяйственных культур, животных и средств транспорта», расширявшее возможности для проведения добровольного стра­хования. Если по действовавшему ранее порядку добровольное страхование покрывало разницу между стоимостью урожая, рассчитанной по госу­дарственным заготовительным ценам и нормой от­ветственности по обязательному страхованию, то по новому порядку определение страховых сумм производилось на основании государственных роз­ничных цен. Аналогичный порядок, основанный на использовании государственных розничных цен и цен местного колхозного рынка, стал применяться и при установлении страховых сумм по страхованию сельскохозяйственных животных. В результате, на­пример, в РСФСР, страховые суммы увеличились следующим образом: по страхованию пшеницы — с 55 руб. до 1620 руб., ржи — с 20 руб. до 1340 руб., овса — с 10 руб. до 525 руб. за гектар. Страховые суммы по корове среднего веса выросли с 600 руб. до 2300 руб., а с учетом надбавки за продуктив­ность —- до 3800 руб.1

Одновременно была изменена система тари­фов. Раньше для добровольного страхования применялись те же тарифы, что и для обязательного страхования. В результате, договоры добровольно­го страхования заключались в основном в наиболее поражаемых стихийными бедствиями районах. По­ка страховые суммы по добровольному страхова­нию были относительно невелики, Госстрах мог ми­риться с относительно высокой убыточностью опе­раций. Резкое увеличение ответственности сдела­ло необходимым введение дифференцированных тарифов.

В это же время была начата реорганизация си­стемы оплаты труда работников районных и город­ских инспекций Госстраха. Вместо действовавшей ранее премиально-поощрительной системы за выполнение и перевыполнение планов с 1 октября 1942 года была введена система процентного вознаграждения с платежей, поступивших по добро­вольному страхованию. Новая система ставила в зависимость оплату труда инспекторов как от объе­мов поступления страховой премии по договорам, которые они заключали лично, так и от объема по­ступлений страховой премии по агентской сети, ко­торой они руководили. Ставки вознаграждения бы­ли установлены таким образом, чтобы сделать для инспекторов выгодным лично заключать договоры страхования с колхозами, а страхование граждан проводить в основном через агентов. Для агентов была введена система, построенная по принципу прогрессивной оплаты труда. Ставка комиссионно­го вознаграждения возрастала при росте суммы собранных агентом страховых платежей.

Реорганизации в военные годы коснулись и страхования жизни. С началом воины возрастной состав застрахо­ванных ухудшился из-за призыва молодежи в армию. Кроме того, война неизбежно вела к ухудшению условий труда и жизни населе­ния, следствием чего стал рост смертности. В результате, в 1942 году величина убытка по коллек­тивному страхованию жизни достигла максималь­ного размера за все годы проведения страхования, составив почти 21 млн. руб., что в 2,7 раза превы­сило сумму поступивших взносов1. Назрела необходимость в реформировании этого вида страхования. Простое повышение тарифов не ре­шило бы проблему, поскольку степень риска для застрахованных разного возраста все равно оста­валась бы различной. Более высокие тарифы сде­лали бы для молодежи еще менее выгодным уча­стие в страховании, а это, в свою очередь, привело бы к дальнейшему ухудшению возрастного состава застрахованных.

Постановлением Совета народных Комиссаров СССР от 13 декабря 1942 года заключение новых договоров коллективного страхования жизни было прекращено, а вместо него вводились следующие виды индиви­дуального страхования:

Расчет тарифов по до­говорам страхования жизни теперь основывался на учете возраста застрахованного, на резерв взносов начислялась норма доходности в размере 5% годовых. При введении индивидуального страхования жизни получение прибыли не планирова­лось. Целью данного вида страхования была аккумуляция сбережений населения, что, бе­зусловно, отвечало государственным интересам. Страхование жизни по новым правилам начало развиваться с декабря 1942 г. К концу 1943 года действовало уже 347 тыс. дого­воров. За следующее пятилетие (1943 — 1947 гг.) число застрахованных выросло более чем в три раза и достигло миллиона человек1.

За период с 1941 по 1945 годы сбор страхо­вой премии органами Госстраха составил 14759 млн. руб. Из этой суммы на выплату страховых воз­мещений было направлено около 6000 млн. руб., отчисления на предупредительные мероприятия составили 581 млн. руб. (две трети от этой суммы в годы войны передавалось на нужды местных Сове­тов). В Государственный бюджет путем приобретения облигаций государственного займа и в каче­стве отчислений от прибыли было передано 5820 млн. руб.2. Можно предположить, что остаток средств в сумме около 2358 млн. руб. (или 16% от суммы страховых платежей) составили расходы на ведение дела, из которых большая часть, по всей видимости, пришлась на комиссионное вознаграж­дение. Заметим, что такие расходы на содержание органов государственного страхования можно признать весьма умеренными.

На страховые выплаты Госстрах направил более 40% поступивших страховых платежей. Это можно считать достаточно высоким показателем. Накану­не войны, в 1940 году, с принятием Закона об обязательном окладном страховании система тарифов по страхованию сельскохозяйственных культур и животных была упорядочена, тарифы по нерента­бельным для Госстраха объектам страхования были приведены в соответствие со сложившимися уров­нями убыточности. Кроме того, следует учитывать, что в условиях военного времени задача сохране­ния имущества стала для страхователей чуть ли не вопросом выживания. Колхозник, у которого уми­рала корова или сгорал дом, конечно, мог рассчи­тывать на получение от Госстраха страховой сум­мы, но возместить понесенный ущерб в натураль­ной форме мог далеко не всегда. Председатель колхоза, допустивший падеж колхозного скота, серьезно рисковал подвергнуться за это уголовной ответственности. С учетом этих обстоятельств, ста­новится понятным, почему «несмотря на тяжелые условия военного времени, пожаров в тылу стало значительно меньше, особенно в деревне»1.

Чтобы оценить, насколько эффективно Гос­страх выполнял задачу привлечения денежных ре­сурсов в бюджет, можно сравнить результаты его работы с показателями, характеризующими дея­тельность сберегательных касс. К началу войны ос­таток вкладов на счетах в сберегательных кассах составлял 7100 млн. руб. На 1 января 1946 года об­щая сумма вкладов в сберкассах превысила 8600 млн. руб., т.е. прирост составил 1500 млн. руб2.

Таким образом, в качестве механизма по аккумуля­ции средств Госстрах оказался в несколько раз более эффективным, чем сберегательные кассы. Справедливости ради отметим, что в годы войны основным неналоговым способом привлечения средств населения было прямое размещение облигаций Государственного военного займа, по­зволившее государству получить в свое распоряжение сумму на порядок большую, чем это смогли сделать система государственного страхования и система сберкасс, вместе взятые.

В целом, в годы войны Госстрах был важным элементом системы государственных финансов. С одной стороны, он обеспечивал возмещение ущер­ба, нанесенного стихийными бедствиями, и тем самым повышал устойчивость сельскохозяйственно­го производства. С другой стороны, Госстрах являлся достаточно важным механизмом пополнения государственного бюджета. Тот факт, что основные мероприятия по реорганизации системы страхова­ния были осуществлены или подготовлены к осу­ществлению в условиях тяжелых военных пораже­ний лета — осени 1942 года, можно рассматривать как свидетельство того, что руководство страны осознавало высокое значение страхования для народного хозяйства страны.