logo search
Пособие

2.4. Монополизация страхового дела и страхование в ссср в довоенный период

Начавшиеся в 1917г. Революционные события значительно изменили всю систему страхования в стране. С этого периода начинается создание государственной страховой монополии. Вопрос о введении государственной страховой монополии был серьезно выдвинут в теории еще в 80-х годах XIX века известным немецким экономистом Адольфом Вагнером. Но до 1917 года, если не считать не приведшей ни к каким практическим результатам попытки Италии ввести монополию страхования жизни, нигде на Западе государственная страховая монополия введена не была. Осуществление задачи последовательного проведения государственной страховой монополии было осуществлено только Союзом ССР.

Первым законодательным актом советской власти, посвященным страхованию, стал Декрет Совета Народных комиссаров РСФСР «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального», которым был образован Совет по делам страхования. Наряду с контрольными функциями Совет должен был проводить новую страховую политику приближения к потребностям беднейших классов населения, устранения вредной для народного хозяйства конкуренции страховщиков, обращения излишков чистой прибыли в казну и изыскания новых способов повышения доходов казны от страхового дела. По делам страхования был образован Комиссариат, который возглавил большевик М.П.Елизаров, до революции работавший генеральным страховым агентом.

28 ноября 1918г. Декретом Совнаркома «Об организации страхового дела в Российской республике» страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества (включая общества взаимного страхования), их имущество и фонды подлежали передаче государству в лице ВСНХ. Только за кооперацией было сохранено право проведения взаимного страхования своего имущества.

Однако в связи с гражданской войной и разрухой большевики временно отказались от страхования. В 1919 г. Было отменено страхование жизни, а в декабре 1920г. Полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть внедрен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий.

В 1921 году начался переход к новой экономической политике (НЭП). Стали налаживаться экономические отношения в форме товарообмена между городом и деревней, стало развиваться денежное и кредитное обращение, что создало предпосылки для восстановления страхования. 6 октября этого же года вышел декрет Совета народных комиссаров «О государственном имущественном страховании», признавшем, что все страховое дело может находиться только в руках государства, с некоторыми исключениями для кооперации.

Учитывая, что крестьянство было заинтересовано в страховании имущества от огня, а скота – от падежа, в тех видах страхования, которые были широко развиты в дореволюционной России, ст.7 Декрета предусматривалось «организовать во всех местностях РСФСР... государственное имущественное страхование частных хозяйств от... пожаров, падежа скота, градобития растительных культур, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта».

Названным Декретом было воссоздано прежнее страхование, расширена его сфера и изменен ряд условий. Обязательным окладным страхованием на селе с конца 1921 года охватывались строения, скот, посевы. При этом строения от пожаров должны были страховаться везде, а скот от падежа и посевы от градобития – только в тех губерниях, где было соответствующее решение местных органов власти.

Однако данный закон известен также и тем, что единственным страховым органом было определено Главное Управление Государственного Страхования – Госстрах, входившее в состав Народного Комиссариата Финансов. В ведение Главного Управления Госстраха входило организация страхования на всей территории Советской Республики. Местными органами Госстраха стали управления, конторы и агентства (агенты), подчиняющиеся правлению Госстраха соответствующей республики. Дата выхода Декрета считается с тех пор Днем создания Госстраха.

В состав местных органов Госстраха входили: инспекторы, на которых возлагалась ревизия и инструктирование агентуры, а также установление связи с местными органами власти, волостными доверенными и др. Необходимо отметить также роль органов, оказывающих содействие, но не подчиненных непосредственно Госстраху, - агентов-акквизиторов, субагентов, местных финансовых органов и сборщиков.

Непосредственное осуществление страховых операций производилось через участковых и уездных (окружных) агентов. Участковые агенты являлись первичным аппаратом на местах по учету обязательного страхования, заключению и ликвидации договоров и сбору страховых премий.

Значение агентов в деле страхования весьма велико. Являясь фактическим проводником государственного страхования в гуще населения, выполняя довольно сложную процедуру заключения страхования, агент должен быть хорошим знатоком своего дела.

Агенты – аквизиторы не являлись служащими Госстраха и выполняли функции по привлечению новых клиентов для заключения договоров добровольного страхования. При этом агенты-аквизиторы не имели права подписывать и выдавать страховые договоры. 71квизиторами чаще всего выступали частные лица, но могли бы выступать и различные учреждения.

Субагенты являлись вспомогательными агентами, приглашаемыми, страховыми агентами для обслуживания отдаленных местностей. Всю материальную и моральную ответственность за действия субагентов несли страховые агенты, к которому был «прикреплен» конкретный субагент.

Полномочия же сборщиков заключались лишь в сборе платежей по обязательному окладному страхованию.

Организация аппарата Госстраха была бы, однако, не вполне охвачена, если не остановиться на деятельности местных органов власти, оказывающих содействие Госстраху. Обязанность оказывать содействие страховому делу возлагалась в начале 20-х гг. На все органы власти на местах – краевые, областные, губернские, окружные, уездные и волостные исполкомы и сельские советы1. Особенно подробно устанавливались в этом отношении функции волостных исполкомов и сельских советов, что, вполне понятно ввиду того, что без содействия и надзора органов власти, ближе всего стоящих к населению, никакой агент не в состоянии был бы проводить надлежащим образом свою работу.

Важной особенностью государственной системы страхования с первых лет ее существования было введение обязательного страхования имущества. В конце 1921 г. Восстановлено обязательное окладное страхование строений, скота и посевов в сельской местности, заменившее прежнее земское страхование. Практически в неизменном виде оно сохранилось до 1940 г., когда был принят новый закон об обязательном окладном страховании и утверждены новые правила и инструкции о порядке определения и оплаты убытков по каждому виду окладного страхования.

С развитием и распространением окладного страхования на всей территории РСФСР в 1925 году были организованы особые органы – страховые комиссии, принимающие участие в распределении для сельского населения льгот по этому виду страхования.

Органы Госстраха осуществляли свою деятельность на принципах хозяйственного расчета. Государство, выделив Госстраху необходимые средства, никакой ответственности по страховым операциям не несло. Денежные средства Госстраха формировались за счет нескольких источников: 1) предоставленные Правительством СССР, из которых 5 млн. Рублей составлял основной капитал и 2,5 млн. Рублей – особый резервный капитал; 2) образуемые в процессе операций Госстраха – это текущие поступления по операциям страхования, запасные капиталы и капиталы специального назначения.

По утверждении общего отчета и баланса Госстраха и после определения размера чистой прибыли, последняя распределяется следующим образом: по операциям обязательного окладного страхования – 50% отчисляются на образование запасного капитала и пополнение заимствований из основного капитала, 50% отчисляются на меры предупреждения и борьбы со случаями, предусмотренными страхованием. По прочим операциям государственного страхования - 50% отчислялось на образование запасного капитала и пополнение заимствований из основного капитала, 20% - на меры превенции, 15% - на рабочее жилищное строительство, 10% - зачислялось в доход казны и 5% - на улучшение материального положения сотрудников Госстраха1.

Как уже отмечалось, декрет от 6 октября 1921 года о Государственном имущественном страховании, вводя государственную страховую монополию, установил изъятие для кооперации. Согласно ст. 5 этого декрета, кооперативным организациям предоставлялось право взамен обязательного государственного страхования организовать страхование собственного имущества от стихийных бедствий исключительно на взаимной основе. В результате чего в 1921 г. Было образовано три кооперативных страховых центра: «Страховая Секция Центросоюза для страхования имуществ потребительской кооперации», «Всероссийский Кооперативный Страховой Союз для страхования имуществ других видов кооперации» и «Украинский кооперативный страховой союз для страхования имуществ всех видов кооперации».

Предоставление кооперативным организациям права организовать взаимное кооперативное страхование не означает, однако, полного отрыва кооперативного страхования от страхования государственного, проводимого Госстрахом.

Все риски, принятые кооперативными страховыми организациями в суммах, выше установленных, должны перестраховываться в Главном Правлении Госстраха.

Личное страхование начало развиваться только после проведения в стране денежной реформы, обеспечившей устойчивость советских денег. В ходе реформы было введено смешанное страхование жизни, затем – страхование от несчастных случаев (индивидуальное и коллективное), страхование пассажиров.

Развитие и совершенствование государственного страхования на последующих этапах определялось общей экономической политикой СССР. Период индустриализации сопровождается интенсивным развитием обязательного страхования имущества государственных и кооперативных предприятий и организаций.

В 1934 г. Увеличивается число объектов обязательного страхования, повышается страховое обеспечение. В 1936 г. Создается сеть страховых агентов. В финансировании мероприятий по ветеринарному обслуживанию колхозов, по борьбе с пожарами значительную долю составляют отчисления от страховых платежей.

Проведение налоговой реформы 1930-1931 гг. Вызывает необоснованное изменение государственной страховой политики. В начале 1931 года резко ограничивается сфера страхования государственного имущества (сохраняется лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях – без взимания страховых платежей). Ликвидируется взаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества. Запрещается заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Подвергся разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование возложено на финансовые органы.

Однако в начале 1933 г. Становится ясно, что упадок страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. Принимается постановление ЦК ВКП (б) от 8 марта 1933 г., в соответствии с которым восстанавливается система страховых органов, институт страховых агентов, страховых ревизоров. Возобновляется долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду.

Приказ № 24 по Киренской инспекции Госстраха от 20 мая 1939 года

Участковому инспектору Госстраха Арбатскому И.В., допустившему опоздание в обеденный перерыв на 3 минуты (вместо установленного времени на обед с 12 час.00 мин до 12 час. 30 мин он явился с обеденного перерыва в 12 час. 33 мин), ставлю на вид.

Старший страховщик Госстраха (подпись неразборчива)