6.1. Государственное регулирование рынка недвижимости: теоретические основы и мировой опыт
В целом необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обусловлена:
— требованием устранения или компенсации внешних эффектов (экстерналий);
— производством общественных благ;
— обеспечением экономики необходимым количеством денег.
С целью компенсации указанных провалов рынка государство осуществляет следующие основные функции:
1. Формирование законодательства, обеспечение правопорядка и законности, разрешение споров на основе законов (суд), принуждение к исполнению законов и судебных решений (т. е. работа государства как «ночного сторожа» по А. Смиту).
2. Оборона и безопасность, защита от внешних угроз.
3. Обеспечение макроэкономической стабильности — тар-гетирование (контроль) инфляции, устойчивость национальной валюты.
4. Содействие формированию институтов, полезных для развития экономики и общества, их адаптация к меняющимся условиям, проведение необходимых реформ.
5. Оказание публичных услуг, помимо обороны и обеспечения правопорядка включающих здравоохранение, образование с целью предоставления их более широкому кругу граждан, чем те, которые в состоянии оплачивать их по реальной стоимости.
6. Защита социально уязвимых слоев населения, предо- • ставление им социальных гарантий. :
Направления и механизмы..._______________ 227
7. Защита природы, обеспечение экологической безопасности.
8. Содействие развитию экономики, эффективным изменениям в ее структуре (т. е. проведение структурной политики).
9. Предупреждение или устранение «провалов рынка», в том числе посредством прямого государственного контроля над ценами, зарплаты, нормирования потребления определенных благ.
10. Государственное предпринимательство, т. е. владение и управление компаниями, производящими товары и услуги, которые также могут производиться частными компаниями.
Выполнение государством разного набора функций и варьирование их объемами зависит от ситуации в экономике и других обстоятельств. Иногда повышение роли государства необходимо и дает свои результаты. Но все функции государств имеют свою цену: чтобы их выполнять, нужны средства, которые изымаются у агентов экономики посредством налогов или иным образом.
Государственное регулирование экономики осуществляется через следующие механизмы воздействия:
— экономические: воздействие на макро-, мезо- и микроуровне, определяемое в терминах экономического роста, конкурентоспособности, изменений в издержках различных групп экономических агентов {в том числе дополнительных издержках бизнеса, включая дополнительное административное бремя, издержки государственных органов, связанные с правоприменением и т.п.), воздействие на технологическое развитие и инновационный потенциал, инвестиционную активность, изменение рыночных долей, воздействие на цены и др.;
— социальные: воздействие на человеческий капитал, права человека, тендерное неравенство, уровень и качество занятости, социальное неравенство и бедность, здоровье, безопасность (включая уровень преступности), культуру, перераспределительные эффекты между различными социальными группами и др.;
— экологические: воздействие на климат, уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, биоразнообразие, общественное здоровье и т.п.
Несомненно, роль государства на стадии модернизации должна быть усилена по сравнению с периодом рыночных реформ, которые обеспечили либерализацию экономики и общества, в том числе формирование рынка недвижимости, модернизация которого предполагает:
— проведение сильной антимонопольной политики, поскольку поддержание и стимулирование конкуренции в сфере недвижимости — это важнейшая функция государства. Борясь с монополией, отстаивая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом;
— законодательное регулирование лоббистской деятельности, способное ввести в легальные рамки давление различных групп интересов на все ветви власти, в том числе формирование саморегулируемых организаций,
— развитие полной системы рынков недвижимости, в частности, рынка земельных участков под застройку;
— масштабные усилия по формированию и поддержанию системы информации, обеспечению прозрачности (транспарентности) работы бизнеса и всех публичных учреждений на рынке недвижимости. Таким образом, государственное регулирование рынка недвижимости представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными структурами в целях его стабилизации и развития. Объективная возможность государственного регулирования исторически появляется при достижении определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. При нарастании проблем и трудностей, которые характерны, прежде всего, для стран с переходной экономикой, государственное регулирование экономики актуализируется, являясь необходимым условием общественного воспроизводства и решая проблемы стимулирования экономического роста, поддержания определенного уровня занятости, обеспечения перспективных сдвигов на отраслевом и региональном уровнях, поддержки экспорта и др. Конкретные формы, масштабы и направления государственного регулирования экономи-
Направления и механизмы..._______________ .__
ки определяются характером экономических и социальных проблем в определенной стране в конкретном периоде ее развития.
Как показано в предыдущих разделах, на рынке недвижимости государство выступает и как регулятор, и как участник рынка. Взаимодействие государства и бизнеса на рынке недвижимости предполагает наличие множества схем (концессия, франшиза, лизинг, оперативное управление и т.д.), выбор конкретной из которых определяется с учетом особенностей инвестиционного проекта по созданию объектов недвижимости с ориентацией на обоюдную выгоду сторон соглашения1.
Государство также выступает как равноправный контрагент при размещении подрядных заказов и покупке (аренде) недвижимости на рынке. Важно отметить, что хотя в обоих случаях государство внешне выступает как равный агент бизнес-структур, благодаря масштабности проводимых действий и их направленности государство способно в целом моделировать ситуацию на рынке недвижимости, планируя изменить ее в выгодную для социума сторону в целом. Во-вторых, наряду с государством существуют иные агенты, совместно осуществляющие определенные регулирующие воздействие на рынок, причем речь не идет собственно о рыночном поведении участников рынка недвижимости, сделки которых определяют динамику рыночных цен. Необходимо определять регулирующее воздействие со стороны таких групп профессиональных участников рынка, как риэлтеры, брокеры, девелоперы, страховщики, как правило, объединенных в профессиональные ассоциации, принимающих документы, координирующие их поведение и совместную деятельность. Несомненно, подобная координация оказывает свое влияние на функционирование рынков недвижимости в целом, являясь одновременно атрибутом развитости рынка, и ее следует учитывать при проведении всестороннего анализа. Тем не менее государственное воздействие на рынок недвижимости более существенно и сиК органам и организациям, представляющим интересы государства и действующим от его имени, относятся:
— органы государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с нею;
— организации, регулирующие развитие, землеустройство и землепользование (федеральные и региональные земельные органы, занимающиеся инвентаризацией земли, созданием земельного кадастра, зонированием территорий, оформлением землеотвода; федеральные и региональные органы архитектуры и градостроительства, занимающиеся утверждением и согласованием градостроительных планов застройки территорий и поселений, созданием градостроительного кадастра, выдачей разрешений на строительство);
— органы экспертизы градостроительной и проектной документации, занимающиеся утверждением и согласованием архитектурных и градостроительных проектов;
— органы, ведающие инвентаризацией и учетом строений, органы технической, пожарной и иных инспекций, занимающихся надзором за строительством и эксплуатацией зданий и сооружений;
— работники государственных финансовых органов, например. Федерального казначейства, соцзащиты и др., которые могут принимать участие в государственных программах, связанных с финансированием и субсидированием различных программ, финансирования и субсидирования участников рынка недвижимости. Институционально-правовой основой современного рынка недвижимости выступает целостная система нормативно-законодательных актов, существующих в неразрывной связи с системой государственных учреждений и других структур, уполномоченных выполнять определенные государством функции (см. гл. 5). Совокупность законодательных актов, составляющих основу национального хозяйственного права развитых стран, включает регулирующие права, отношения и оборот собственности, в том числе собственности на земельные участки. Все эти составляющие системы претерпевают определенную эволюцию, которая проявляется благодаря действиям государства, прежде всего в лице законодательной и исполнительной ветвей власти. Обеспе-
Направления и механизмы...
чению правовых гарантий сделок с недвижимостью служит государственная система регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Совокупность всех этих элементов в развитых странах приняла свои законченные зрелые формы и в целом эффективно функционирует.
В то же время в большинстве развивающихся стран и стран с трансформационной экономикой несовершенства законодательного механизма, регламентирующего оборот недвижимости, существующие административные барьеры, многократно увеличивающие трансакционные издержки на рынке недвижимости, стимулируют рост теневого сектора в этой сфере, что негативно сказывается на капитализации национальных экономик и хозяйственном развитии этих стран в целом1.
Следующей существенной предпосылкой существования и развития рынка недвижимости служит государственная система кадастрового учета объектов недвижимости и земельных участковг. В этой сфере государство играет ключевую роль, обеспечивая общее законодательное, методическое и организационное руководство по созданию современных кадастровых систем. Следует отметить, что присущая им существенная национальная специфика выражается как в степени централизации государственных структур в этой сфере, так и в степени привлечения частного сектора. Например, хотя в большинстве развитых стран существуют единые национальные структуры, осуществляющие ведение кадастрового учета (т.е. сложилась централизованная система его организации), в ряде стран (Германия, Швейцария, Канада, Австралия) ведение кадастра осуществляется на субрегиональном уровне. В то же время для выполнения различных видов работ, например связанных с привязкой информации об объектах недвижимости к конкретным земельным участкам (межеванием земель), во многих странах используются услуги частного сектора, предоставляемые, как правило, специалистами и организациями, имеющими соответствующую лицензию. Активизируются также процессы информатизации существующих баз данных, их интеграции и ориентации на практику расширения их коммерческого использования бизнес-структурами и кредитными организациями.
Поскольку государство традиционно выступает масштабным субъектом и регулирующей структурой на рынке недвижимости, то его главной функцией выступает стимулирование строительства новой недвижимости, прежде всего жилья для низкодоходных категорий населения, а также объектов инфраструктуры и'социально-культурного назначения. Враз-витых странах выработан ряд механизмов реализации этой значимой социальной функции государства. Прежде всего. это организация производства в строительной сфере силами государственных подрядных организаций, что характерно для административно-командной системы хозяйствования. Однако отсутствие эффективного мотивационного механизма обусловливало неконкурентоспособность таких форм организации подрядных работ по сравнению с предпринимательскими структурами. По этой причине в мировой практике получило широкое распространение размещение государственных подрядных заказов среди коммерческих организаций — застройщиков. Посредством специальных конкурсных процедур проведение подрядных торгов не только стимулирует увеличение предложения на рынке недвижимости, но и поддерживает конкуренцию среди застройщиков.
Тем не менее в качестве современной альтернативы государственному строительству на конкурентной основе муниципального жилья выступает субсидирование строительства частного жилья. Хотя политика субсидирования демонстрирует более высокую эффективность по сравнению с прямым размещением подрядных заказов на рынке, но ее реализация требует формирования развитого финансового рынка в стране. Государственное субсидирование строительства жилой недвижимости является распространенным методом компенсации провалов рынка жилья и одним из основных элементов государственного регулирования. Так, в США государством предусматриваются различные виды субсидирования и поддержки всех субъектов жилищного инвестиционного процесса на разных стадиях жилищного фи-
Направления^и механизмы..._______________ „_.
нансирования и кредитования. Помимо распространенных индивидуальных жилищных субсидий субсидируется строительство инфраструктуры, отдельные виды кредитных институтов, ставка правительственного займа для кредитных институтов, существуют субсидированные гарантии и страхование. Налоговые льготы, государственные гарантии, страхование и другие элементы стимулирования институтов жилищного инвестирования не относятся непосредственно к субсидированию, однако облегчают условия кредитования „оля заемщиков и увеличивают доступность кредита, в силу чего также рассматриваются как субсидирование.
В качестве субсидий выступают финансовая помощь при проведении приватизации жилья, становлении частного арендного рынка, поддержка класса собственников индивидуального жилья или собственников жилья в многосемейных жилых домах, стимулирование субъектов жилищного рынка или секторов: застройщиков, заемщиков, сектора строительной индустрии, специализированных кредитных или финансовых институтов, определенных профессий (оценщики, риэлтеры). Система государственных субсидий включает:
— помощь муниципалитета в строительстве инфраструктуры, что понижает стоимость строительства жилья в дальнейшем;
— различные виды субсидий заемщику на стадии строительства, приобретения стройматериалов;
— субсидирование ставки правительственного займа для кредитных институтов, выдача гарантий банкам и страхование ипотечных кредитов;
— субсидирование частных владельцев жилья при капитальном ремонте в форме субсидирования ипотечного кредита по льготным схемам;
— субсидии кондоминиуму на первичный взнос или капитальный ремонт;
— субсидирование ипотечного кредита для населения, что является самым распространенным видом субсидирования.
Так, в США законодательно величина субсидии определяется как разница между платежом по ипотечному кредиту (включая процентную ставку, страхование и налоги) и 20%
дохода семьи1. Программы субсидирования жилья в целом носят социальную направленность, за счет разграничения групп населения по степени остроты потребности в жилье, размеру и доходу семьи, величины сбережений обеспечивается некоторое уменьшение социальной дифференциации. В Чили в процессе реализации программы субсидирования жилья государство субсидировало до 75% стоимости жилья, а ипотечный кредит предоставлялся на срок до 12 лет. Аналогичные программы применялись в Германии, Израиле, Турции и других странах. При выборе субъектов субсидированного кредитования анализируется до 30 реальных показателей, характеризующих уровень жизни заемщика.
Государство предоставляет населению программы помощи в целях обеспечения жильем семей с низкими и средними доходами, в рамках которых предусматривается непосредственное строительство жилья либо оказание им помощи в его оплате. Строительство государственного жилья приводит к увеличению общего объема жилищного фонда при данном уровне частного строительства, последствиями чего выступает снижение квартплаты, цены жилья и объемов частного строительства («вытеснение» частного сектора). Программы помощи в оплате жилья стимулируют спрос на жилищные услуги и одновременно увеличивают квартплату, цены, объемы строительства и жилищного фонда. Сравнительный анализ программ субсидирования сдаваемого в наем жилья (А) и программ субсидирования уплаты процентов при покупке домов домохозяйствами с низким доходом (Б) свидетельствует о таком же их влиянии на рынок, как и строительства государственного жилья: они уменьшают спрос на низкокачественное частное жилье и снижают равновесные цены в частном секторе2, что приводит к уменьшению предложения частного жилья. Данные программы, касающиеся сдачи жилья в наем, предусматривают субсидии домовладельцам, строящим новое жилье и сдающим его семьям с низким доходом. В рамках программ (А) правительство выплачивает домовладельцу ежегодную субсидию, чтобы покрыть разницу между получаемой от жильцов квартплатой и фактической стоимостью строительства и эксплуатации дома. Согласно второй программе (Б) выплачивается субсидия, равная разности между рыночной квартплатой и фактической квартплатой жильца с низкими доходами. Подпадающие под действие программы жильцы платят в качестве квартплаты определенный процент {например, 30%) своего дохода, тогда размер субсидии определяется следующим образом:
Ar=S+0.3*D
A-рыночная арендная плата
S-субсидия
D-доход
Аналогичные принципы используются при реализации программ жилищных субсидий муниципальными властями в РФ, при этом базовым показателем выступает соотношение сред недушевого дохода семьи и прожиточного минимума.
Важной составляющей мирового опыта регулирования рынка недвижимости выступает стимулирование спроса на жилье через субсидирование домохозяйств с низкими доходами с предоставлением им права свободного выбора жилища. Для этого используются жилищные купоны, которые реализуются при найме жилья. В развитых странах существует два типа купонных программ: квартирные сертификаты и жилищные ваучеры. Квартирные сертификаты могут использоваться для найма ненового жилья, при этом жилье должно удовлетворять минимальным стандартам качества, и семья не может платить за него больше справедливой арендной платы, определенной как рыночная квартплата за стандартное жилье для семей с низким доходом1. Так, семья платит 30% своего дохода и получает квартирный сертификат,
1 В РФ данный вид купонных программ лег в основу Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», целью которой является обеспечение постоянным жильем граждан, уволенных с военной службы (Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 315).
покрывающий разницу между этой величиной и фактической квартплатой:
Одним из неожиданных результатов введения программы квартирных сертификатов, например, в США явилось то, что только небольшая доля домохозяйств переехала в квартиры, снятые по справедливой рыночной цене. Большинство участников программы осталось в прежних квартирах и потратили субсидию на снижение своих затрат на жилье (соответственно увеличив расходы на другие товары и услуги) в связи с высокими издержками переезда. Программа квартирных сертификатов увеличивает потребление жилищных услуг, не снижая потребление других товаров и услуг до тех пор, пока квартплата не превысит равновесную рыночную цену (рис. 6.1).
Программа жилищных ваучеров аналогична программе квартирных сертификатов: основная часть субсидий попадает к домохозяйствам с низкими доходами. Ваучер отличается от жилищного сертификата важным качеством — получатель использует его при найме любого жилья, удовлетворяющего стандартам качества. Номинальная стоимость ваучера определяется следующим образом:
Программа ваучеров сдвигает бюджетную линию, предоставляя получателям больше возможностей, чем программа жилищных сертификатов, поскольку ваучер выступает как эквивалент денег. Квартирные сертификаты и жилищные ваучеры влияют на рынок жилья, увеличивая спрос на жилье невысокого качества. Благодаря взаимосвязи рынков жилья низкого и среднего качества за счет действия эффекта спроса и эффекта предложения ваучерная программа повышает цену на все виды жилья. Принцип ваучерных программ также использовался в качестве основы реализации программы приватизации в РФ, при этом целью ваучерного этапа приватизации в России выступало создание широкого слоя частных собственников недвижимости и повышение благосостояния населения.
Важным направлением государственного воздействия на рынок жилой недвижимости является регулирование цены жилья, предполагающее обязательное государственное регулирование инвестиционных процессов посредством прямого и косвенного воздействия через жилищно-финансовый рынок: различные инструменты финансирования, инвестирования, кредитования, субсидирования, ставки, стандарты, ценовая и оценочная политика. Высокие риски, возникающие в случае дисбаланса рыночной цены и стоимости жилья, влияют не только на субъектов жилищного финансирования — заемщиков и кредитные институты, но и на стабильность и устойчивость финансовой системы в целом. Особым направлением жилищной политики выступает ограничение роста стоимости жилищных услуг. Но данная политика приводит к образованию дефицита жилья: чем эластичнее предложение, тем значительнее его дефицит. В краткосрочной перспективе ограничение квартплаты переводит доход от домовладельцев к жильцам; в долгосрочной — снижение цен приводит к сокращению предложения и дефициту жилья (рис. 6.2).
S-спрос
Цена жилья имеет большое социально-экономическое значение. Из-за необходимости крупных инвестиций в домовладение многие семьи арендуют жилье вместо приобретения его в собственность: в США около 1/3 семей являются арендаторами. Большинство семей со средним доходом используют недвижимость как средство накопления, вкладывая в нее значительную часть сбережений. Налоговая си стема влияет на индивидуальный выбор каждого субъекта по поводу владения жильем как объектом собственности. Так при высокой эластичности спроса на недвижимость уменьшение налога обеспечивает поступление в бюджет дополнительных средств: несмотря на сокращение налоговой ставки, прямые потери дохода компенсируются расширением налогооблагаемой базы. Необходимо отметить, что в США самые небольшие налоги на сделки с жильем — всего 0,1%. Однако за счет жесткого налогового режима и развитости жилищного рынка с высоким числом сделок эти налоговые отчисления составляют наибольшую долю налоговых поступлений в местных бюджетах. То же самое относится и к сделкам с финансовыми инструментами на базе жилья.
Эффективным средством налогового регулирования выступают налоговые льготы для домовладельцев, когда проценты по закладной не подлежат налогообложению. Налогоплательщики, вычитая из своего дохода сумму процентов, уплаченных по закладным, уменьшают стоимость владения собственным домом. Вычет из налоговой суммы процентов по закладным может привести к существенному сокращению налоговых поступлений, но, уменьшая чистую стоимость жилья, обусловливает увеличение его потребления, что в целом создает разрыв между частными и предельными социальными издержками на жилье.
Вычет из налогооблагаемого дохода процентов по закладной способствовал снижению производительности капитала в США, так как он стимулирует инвестиции в жилье в ущерб инвестициям в промышленность, в результате чего уменьшилось количество капитального оборудования в расчете на одного работающего. В США в 1970-е гг. благодаря вычету по закладной на жилищное строительство был отвлечен существенный объем капитала, и потребление жилья увеличилось почти на 14%. Поскольку вычет процентов по закладной из налогооблагаемого дохода создает стимулы для владения собственным жильем вместо его аренды, доля домовладельцев, проживающих в собственных домах, постоянно возрастает — в США за 1945—1980 гг. выросла почти на четверть.
Теоретической основой государственного налогового регулирования на микроуровне выступают эффекты дохода и замещения налогов, а также финансовый (денежный) эф фект. Эффект замещения налогов способствует замещению облагаемой деятельности на необлагаемую и может использоваться государством для эффективного перелива финансовых средств в жилищную сферу через льготирование (в России — налоговые вычеты при приобретении жилой недвижимости). Однако действие этого эффекта в российских условиях приводит к выбору между легальным и нелегальным ведением хозяйственной деятельности, к развитию «теневой экономики». В ряде стран местные административные органы финансируют свою работу именно за счет напора на имущество (собственность), что прямо влияет на норму капитализации жилья, требуя ее повышения. Увеличение налогообложения жилой недвижимости приводит к повышению иен на жилье, снижению объемов жилищного строительства, росту квартплаты.
Эффективным инструментом регулирования жилищных инвестиций выступает также ускоренная амортизация, позволяющая превышать реальную скорость износа и старения жилья, в результате чего растет доход от приобретаемого жилья и понижается норма капитализации жилья. Инвестиционный налоговый кредит выступает распространенной мерой налогового регулирования жилищных инвестиций и снижает цену инвестиционных товаров, что ведет к уменьшению издержек на единицу капитала и росту инвестиций. В Швеции широко распространена система инвестиционных фондов, в периоды спадов субсидировавшая инвестиции аналогично инвестиционному налоговому кредиту. В системе государственного регулирования жилищных инвестиций налоговая политика выступает ключевым элементом, посредством налогов и субсидий модифицируя инвестиционные решения и непосредственно влияя на процесс накопления капитала'. Динамика жилищного сектора во многом определяется величиной налоговой нагрузки в силу зависимости уровня сбережений и инвестиций в жилищном секторе от налогообложения. В условиях высокого уровня налогообложения жилищный сектор не может сгенерировать достаточно сбережений и инвестиций для достижения ста-
' Мэнкью Г. Макроэкономика. — М.. 1994. С. 432.
Направления и механизмы.
241
бильного экономического роста, вследствие чего развиваются полулегальные и нелегальные отношения.
Важной составляющей системы государственного регулирования недвижимости является денежно-кредитная политика как фактор жилищного инвестирования. Регулируя изменения ставки процента, государство неизбежно влияет на спрос, объемы жилищного строительства и жилищные инвестиции. Если ставка процента в экономике увеличивается, то отдача от жилой недвижимости становится ниже по сравнению с доходами от вложений в ценные бумаги, что ведет к выведению капитала из жилищной сферы. Если увеличиваются риски при инвестировании в жилье, то текущий доход от жилой недвижимости может стать недостаточным, чтобы стимулировать инвесторов к приобретению именно жилья, а не других ценностей, что снижает цену жилья. Падение ставок процента по долгосрочным займам, снижение ожидаемого риска по приобретению жилья ведет к снижению требований инвесторов к доходу от жилищных инвестиций и повышает цены на недвижимость. Наблюдается обратная зависимость между ценами жилья, объемами жилищных инвестиций и ставкой процента по долгосрочным кредитам. Высокая ставка процента по краткосрочным займам и общая низкая доступность финансов для строительства повышает стоимость данного прироста жилищного фонда и снижает объемы его строительства. В том же направлении действует ужесточение местных правил зониро-вания застройки и строительства: оно увеличивает затраты и сокращает прибыльность нового строительства. Государство стимулирует кредитование жилищного строительства посредством прямого регулирования рыночных процентных ставок: в Великобритании ипотечная ставка процента является одним из основных инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности, в США распространено не прямое установление ставки ссудного процента по закладным, а ограничения сверху («потолки ростовщичества»)1.
Теоретической основой денежно-кредитного регулирования рынка жилья выступает монетаристская теория М. Фридмана. При жесткой денежно-кредитной политике ограничение роста денежной массы и вызванное им повышение процентных ставок приведет к росту стоимости капитала, что повлечет уменьшение спроса на жилье и его цены. Особенностью рынка жилой недвижимости выступает его чувствительность к кредитно-денежным условиям, в силу чего он является эффективным инструментом государственного регулирования. В связи с этим сектор жилой недвижимости служит важным инструментом макроэкономической корректировки1. Другой институциональный источник денежно-кредитного регулирования жилищного сектора — закладные с фиксированным процентом, выплаты по которым чувствительны к ставке процента, а значит, и к уровню инфляционных ожиданий, при увеличении которых выплаты по ипотечной задолженности превышают рост реальной заработной платы, что затрудняет ипотечные выплаты для домохозяйства и ослабляет спрос на жилье. Поэтому в условиях ипотечного кризиса 2007 г. правительство США прежде всего снизило ставку рефинансирования Федеральной резервной системы США под давлением практически всех субъектов ипотечного рынка на 0,5% (до 5,25%).
Для осуществления денежно-кредитного регулирования жилищного сектора создаются специальные институты: система банков, осуществляющих трансферт местных сбережений в ипотечные банки и способствующих созданию их вторичного рынка, что в сочетании с государственным страхованием обеспечивает их высокую ликвидность.
К прямым способам управления инвестиционной деятельностью относятся федеральное и местное административное регулирование, законодательная база, система лицензирования, разрешения, запреты, штрафы. Однако чрезмерная регламентация имеет негативный эффект на развитие рынка недвижимости, так как чем жестче административное регулирование, тем выше издержки жилищного строительства. Важную роль в стабилизации экономики
Направления и механизмы..._______________ 24_
США сыграл закон Гласса—Стиголла (1933 г.)', создавший основу системы жилищного инвестирования, жестко разграничив функции инвестиционных и коммерческих банков и введя обязательное страхование вкладов.
Таким образом, перед государством стоит задача формирования благоприятной институционально-экономической среды в интересах всех участников рынка недвижимости — граждан, предприятий и организаций. Для достижения этой цели государство использует широкий спектр экономических и правовых инструментов прямого и косвенного характера, направленных на обеспечение рыночной конкуренции на рынке, соблюдение прав граждан (прежде всего, права частной собственности на недвижимость) и юридических лиц (предприятий, организаций), развитие организационно-экономических механизмов финансирования граждан, нуждающихся в жилье, реализацию инвестиционных проектов по строительству и т.д.
6.2. Административные барьеры развития рынка недвижимости в России и механизмы их деблокирования
Необходимым условием решения стратегической задачи создания доступного рынка жилья в России выступает модернизация системы отношений собственности на землю, оптимизация систем зонирования и землеоотвода под жилищное строительство, деблокирование административных барьеров организации строительства жилья, упрощение доступа предпринимателей к земле и городской недвижимости (рис. 6.3). Так, в настоящее время 10—15% стоимости жилья составляют издержки оплаты при выделении земельного участка для городского строительства.
С. 196.
Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика, — М.: ИНФРА, 199?.
1 В начале сумма вклада, подлежащего обязательному страхованию, составляла в США 40 тыс. долл. с последующим увеличением в настоящее время до 100 тыс. долл. в одном кредитном учреждении (см.: Жилищное законодательство зарубежных стран. — М.: Бизнес-школа, 1997).
В настоящее время правила землепользования и застройки городских территорий регулируются новым Градостроительным кодексом РФ, базовым принципом которого является введение конкурентного механизма распределения земельных участков под жилищное строительство посредством аукциона. При этом в ст. 38 Градостроительного кодекса, регулирующей порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, отмечается, что аукцион проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.
Особое внимание в новом Градостроительном кодексе РФ уделено градостроительному зонированию, включая правила землепользования и застройки, порядок установления территориальных зон, видовую классификацию разрешенного использования земельных участков и объектов жилищного строительства1. О значимости эффективной системы прав собственности на земельные участки под строительство в обеспечении устойчивого социально-экономического развития городских территорий свидетельствует опыт проведенной в Перу реформы прав собственности на городскую недвижимость в начале 2000-х гг. К началу XXI в. большая часть городского населения в Перу (крестьян, вытесненных в город эффектами зеленой революции 1990-х гг.) проживала в районах самовольной застройки, что являлось препятствием для экономического развития. Новая политика городской недвижимости в столице Перу г. Лима имела следующую логику развития: репрессии — терпимость — вседозволенность — планирование — упрощение административной системы — массовая формализация — рыночная интеграция.
Проведенная в Перу как стране с переходным типом экономики реформа отношений собственности на городскую недвижимость позволяет выявить общие условия снятия административных барьеров жилищного строительства, адап-
1 Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» // Российская газета. 2004. 30 декабря. С. 23.
тированные к странам с экономикой трансформационное типа. Основной задачей реформы отношений собственности на городскую недвижимость является формирование эффективной системы прав собственности, что приводит к следующим внешним эффектам:
1) социальные выгоды:
— безопасность;
— справедливость;
— расширение обменов на рынке жилья;
2) экономические:
— стимулы к инвестиционной деятельности;
— рост количества сделок;
- развитие ипотечного кредитования.
Одной из основных идей реформы выступало существенное упрощение процесса оформления собственности на городскую недвижимость на муниципальном уровне. Так, в Перу срок оформления прав собственности на землю в городе был сокращен с 7 лет до 45 дней. Важным элементом реформирования системы отношений собственности на городскую недвижимость явилось существенное снижение трансакционных издержек при оформлении права собственности на недвижимость. Например, стоимость оформления права на городскую землю в Перу была снижена с 2165 долл. США до 50 долл. на титул.
Следующим итерационным шагом является определение базовых принципов оформления прав собственности на землю в городе, в качестве которых были выделены: 1. Динамичная правовая основа, обеспечивающая:
— гармонизацию закона и неформальных правил;
— постоянную обратную связи правовой базы и работы на местах;
— создание оптимальных механизмов урегулирования споров;
— эффективную институциональную координацию;
— мониторинг сдерживающих факторов и стимулов.
2. Действенные методы и технологии, предполагающие возможность постоянного совершенствования.
Об эффективности указанной стратегии снятия административных барьеров и легализации на этой основе неформального сектора в жилищной сфере Перу свидетельствует тот факт, что к апрелю 2004 г. было зарегистрировано 1383 тыс. свидетельств о праве собственности. Динамика административных издержек по оформлению прав собственности на городскую недвижимость при осуществлении реформы отношений собственности на землю в Перу представлена в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Динамика административных издержек по оформлению прав
собственности на землю в Перу
Административные издержки
| До реформы системы прав собственности
| После реформы системы прав собственности
|
Длительность
| 7 лет
| 45 лисп
|
Количество этапов административных действий
| 207
| 30
|
Количество вовлеченных административных органов
| 52
| 4
|
Стоимость на объект, долл. США
| 2 150
| 49
|
Позитивные тенденции в реформировании прав собственности на городскую недвижимость стабилизируют рынок жилья, создавая предпосылки устойчивого развития финансово-кредитных механизмов жилищного строительства. Так, благодаря проводимым реформам отношений собственности на землю в городе в Перу интенсифицировалось развитие системы ипотечного кредитования. К 2004 г. 241 тыс. держателей титула собственности на городскую недвижимость получали ипотечные ссуды на общую сумму 374 млн долл., к апрелю 2004 г. было зарегистрировано 69 тыс. выданных населению ипотечных кредитов.
Реформа выявила наличие обратной зависимости между степенью формализации прав собственности на городскую недвижимость и ее рыночной ценой: чем более урегулированы правовые отношения на землю в городе, тем ниже рыночная цена городской недвижимости. Так, надбавка к цене за титул в г. Лима составляет 925 долл. за участок, что равно 25% средней стоимости незарегистрированной земельной собственности. Общая экономическая выгода от программы реформирования составляет в Перу 523,1 млн долл. только в результате влияния этого фактора.
Таким образом, практика реформирования системы отношений прав собственности на городскую недвижимость :видетельствует о высокой роли информационного фактора I о необходимости проведения государственных, частно-государственных и общественных просветительских программ, вправленных на продвижение практики кредитования жи-шщных инвестиций.
Стратегическим направлением реформирования прав собственности на землю в городе в условиях иосткризисно-о развития является создание инфраструктуры по следую-цим направлениям: а) борьба с причинами неформальной собственности,
предполагающая совершенствование административного
управления земельными вопросами; 6} формирование стимулов к поддержанию формального
титула, включающее доступные услуги регистрации и
просветительские кампании;
в) новая модель формализации собственности;
г) действенная децентрализация лигитимизации собственности — модель одного окна при оформлении собственности на недвижимость, реализованная в г. Ростове-на-Дону. На региональном уровне реформирование отношений собственности на землю в городе и снятие административных барьеров жилищного строительства связаны, главным образом, с административными процедурами оформления сделок с землей и недвижимостью, включая приватизацию земельных участков, аренду земли и недвижимости, планирование землепользования и выдачу разрешений на строительство. Так, модернизация механизмов антимонопольного регулирования процедур выделения земельных участков на уровне регионов является первоочередной задачей государственного регулирования рынка недвижимости. В силу этого главной задачей снижения административных барьеров при выделении земельных участков в сфере антимонопольного регулирования в г. Ростове-на-Дону является обеспечение конкурсного порядка осуществления указанных процедур. Однако согласно Положению «Об основах регулирования .земельных отношений в г. Ростове-на-Дону» земельные участки могут предоставляться как с использованием, так и без использования конкурсных процедур. К тому же на практике существуют административные барьеры доступа к конкурсу, получения достоверной информации по конкурсу. В силу этого актуальной в настоящий момент остается проблема выполнения требований законодательства об обеспечении равных прав участников конкурсов по выделению земельных участков для застройки.
Без проведения конкурса или аукциона предоставляются земельные участки в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе органам, учреждениям и предприятиям, выступающим заказчиками по строительству объектов для государственных или муниципальных нужд, а также для выполнения строительно-монтажных работ при новом строительстве или для работ по ремонту (реконструкции) существующего строения, при предоставлении земельного участка в аренду единственному заявителю. Земельный участок может быть предоставлен в аренду единственному заявителю на основании распоряжения мэра г. Ростова-на-Дону при условии соответствую-
щей предварительной и заблаговременной публикации в
средствах массовой информации.
Размер платежа за предоставление земельного участка в собственность или размер арендной платы определяется по итогам конкурсов (аукционов). Начальная (стартовая) цена земельного участка или размер арендной платы за пользование участком определяется в соответствии с отчетом о рыночной стоимости земельного участка или величине арендной платы, представленным независимым оценщиком (см. гл. 3). Победитель торгов, а в случае предоставления земельного участка без проведения конкурса (аукциона) — заявитель оплачивает расходы по подготовке документов, необхо-димых для проведения конкурса (аукциона) или предоставления земельного участка без его проведения, оформления договора купли-продажи, аренды земельного участка или права постоянного (бессрочного) пользования. На уровне муниципального образования оптимизация системы управления землей и недвижимым имуществом обеспечивается:
— взысканием задолженности по арендной плате за землю с арендаторов-должников путем активизации пре-тензионно-исковой работы;
— повышением качества претензионно-исковой работы;
— повышением эффективности работы муниципальных комиссий по контролю за поступлением арендной платы за землю;
— выявлением земельных участков, арендуемых новыми собственниками объектов недвижимости под ликвидированными предприятиями, предприятиями-банкротами, и заключением договоров аренды земли под объектами недвижимости с новыми собственниками;
— заключением договоров аренды земли под муниципальным имуществом, особенно под встроенно-пристроен-ными помещениями со множественностью лиц на стороне арендатора;
— заключением новых договоров аренды земли и переоформлением действующих договоров аренды земли в соответствии с законодательством с применением базовых размеров арендной платы за землю;
— заключением договоров аренды земли на основании рыночной оценки с учетом базовых размерен арендной платы за землю на основе ее кадастровой оценки. Таким образом, одной из задач реализации нового жилищного законодательства, в частности Градостроительного кодекса РФ, является снижение административных барьеров и упрощение процедур допуска предпринимателей к городскому жилищному строительству в целях развития конкурентного механизма, включая этапы архитектурно-строительного проектирования, экспертизы проектной документации, выдачи разрешений на строительство, строительного контроля и государственного строительного надзора. Реализация отмеченных мер в совокупности создает предпосылки для развития доступного рынка жилья в России на основе демонополизации сектора жилищного строительства и снижения цены жилья.
Важнейшим элементом рынка недвижимости является рынок строительных услуг, основными барьерами входа на который являются:
— государственная регистрация юридического лица или физического лица (в качестве индивидуального предпринимателя);
— получение лицензий (на проведение строительно-монтажных работ и др.);
— прием на работу специалистов с соответствующим образованием и квалифицированных рабочих;
— значительные первоначальные вложения в строительное оборудование;
— получение заказов на выполнение подрядных работ (в том числе путем участия в торгах на поставку продукции для государственных нужд);
— привлечение инвестиций и кредитов для начала инвестиционного проекта;
— получение оплаты за выполненные строительные работы.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган необходимо представить:
1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ.
2. Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ.
3. Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии).
4. Выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя.
5. Документ об уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган необходимо предоставить:
1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ.
2. Копию основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином РФ).
3. Копию документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином).
4. Копию документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства).
5. Копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ (в случае, если представленная копня документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица).
6. Копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (о случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства).
7. Подлинник (копию) документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе).
8. Документ об уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Следует отметить, что с I января 2009 г для малых предприятий, в том числе и строительных, разрешительный порядок регистрации заменяется на заявительный, когда предприниматель лишь сообщает в регистрационную палату об открытии предприятия.
Барьер государственной регистрации, хотя и требует вложения определенных ресурсов, все же не является существенным. Строительство — сложный организационно-технический процесс, требующий не только знаний, но и опыта. Первоначальные капиталовложения в строительное оборудование и механизмы относительно приемлемые, поскольку недостающее оборудование, как правило, арендуется у других компаний.
Существенным препятствием на пути организации строительного бизнеса в настоящее время является необходимость приобретения лицензий на ведение строительно-мон-
тажных работ, поскольку для этого часто применяются дополнительные требования, которые не предусмотрены действующими нормативными правовыми актами. Однако поскольку вопрос о целесообразности лицензирования строительной деятельности является спорным в связи с его дублирующим характером (Управление Государственного архитектурно-строительного надзора Минстроя выполняет те же функции и имеет для этого соответствующие возможности), то с 1 января 2009 г. в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 11 июля 2008 г. отменяется лицензирование многих видов деятельности (в том числе и строительной) и обязательная сертификация тысяч товаров и услуг. Этот федеральный закон направлен на создание законодательной базы для образования и деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства (существующих во всех развитых странах) в целях регулирования отношений в сфере строительства в условиях отмены лицензирования. Перевод строительного бизнеса на саморегулирование должен завершиться к 1 июля 2009 г. Функции по регулированию строительной отрасли передаются непосредственно бизнесу с тем, чтобы саморегулируемая организация (членами которой должны быть не менее 50 фирм, занимающихся инженерными изысканиями и проектированием, и не менее 100 строительных компаний, согласно поправкам в Градостроительный комплекс) несла всю ответственность за принимаемые решения. Кроме того, членам саморегулируемой организации необходимо иметь достаточно значимый уставный капитал и внести в совместный резервный фонд, помимо членского взноса, от 150 до 300 тыс. руб. в зависимости от вида деятельности. Очевидно, эти институциональные нормы ведут к укрупнению субъектов строительного рынка за счет мелких компаний, обеспечивая более высокую степень защиты интересов потребителей и избежать возникновения обманутых соинвес-торов. Но, с другой стороны, это ведет к монополизации Рынка, снижению степени конкуренции и вследствие этого—к росту цен на недвижимость.
Существенным барьером входа в сектор строительных услуг является доступ к бюджетным заказам на выполнение подрядных работ и получение оплаты за выполненные строительные работы. В сегменте инвестиций (девелопмента) в многоквартирные жилые дома наблюдается значительная концентрация, поскольку здесь крупнейшим инвестором продолжает оставаться государство в сфере социального жилья (для военных, малоимущих, молодых семей и других льготных категорий населения). Сегмент инвестиций (девелопмента) в нежилые здания и сооружения является менее концентрированным, но при этом роль крупнейшего инвестора на нем остается значительной, поскольку и здесь крупнейшим инвестором является также государство. Это создает возможность злоупотребления доминирующим положением крупнейшего инвестора. Так, размещая заказы на выполнение подрядных работ, доминирующий инвестор может выдвигать дополнительные условия предоставления заказа и оплаты его выполнения. Поэтому концентрация является дополнительным препятствием входа в сектор строительных услуг и, соответственно, фактором, повышающим стоимость оказываемых инвесторам строительных услуг и цены на недвижимость прежде всего в социально значимом сегменте строительства многоквартирных жилых домов, а также в сегменте строительства нежилой недвижимости
Выходные барьеры из сектора строительных услуг являются незначительными, поскольку строительная фирма может без существенных препятствий продать свое достаточно мобильное имущество. Как показывают данные табл. 6.2, в российских регионах власти ставят многообразные барьеры при передаче земельных участков девелоперам.
Таким образом, несмотря на показатели высокого уровня конкурентной среды в секторе строительных услуг, он обладает существенными входными барьерами, наиболее значимыми из которых являются необходимость получения лицензии на проведение строительных работ (до 1 января 2009 г.) и получение заказов на выполнение подрядных работ и оплаты за выполненные строительные работы. Инвестор, входя в сектор инвестиций рынка недвижимости (за исключением сегмента инвестиций в индивидуальные жилые дома), встречает на своем пути значительные барьеры, связанные, во-первых, со сложностью получения земли под застройку, во-вторых, со значительным объемом инвестиций, в-третьих, со значительным периодом времени, необходи-
Таблицо 6.2 Результаты подачи заявок на получение земли, %
Виды заявок
| Нижегородская область
| Самарская область
| Саратовская область
| Республика Татарстан
|
Приобретение участка юмли в собственность
| 22
| 29
| 30
| 22
|
Приобретение участка земли на условиях аренды
| 1!
| 14
| 0
| 44
|
Приобретение участка земли на правах пользования
| 6
| 0
| 0
| 0
|
Отказ (отказ властей)
| 39
| 43
| 0
| 22
|
Рассмотрение заявки не завершено
| 22
| 14
| 20
| 0
|
Незаконная регистрация
| 0
| 0
| 0
| 0
|
Нет ответа
| 0
| 0
| 50
| 0
|
Всего
| 100
| 100
| 100
| 100
|
мым для реализации проекта, в-четвертых, со значительным объемом документации, необходимой на всех этапах реализации проекта, начиная от получения лицензии на право застройки и заканчивая введением объекта недвижимости в эксплуатацию и государственной регистрацией объекта.
- 3. Стоимость недвижимости: факторы и методы определения (Белокрылова о. С.)
- 4. Лизинг коммерческой недвижимости как фактор
- 5. Основные сделки с недвижимым имуществом (Лукьянцев а.А., Мисник н.Н.)
- 6. Направления и механизмы государственного регулирования рынка недвижимости (Своеволии в.Ю.)
- 7. Инструменты и технологии инвестирования
- 8. Ипотека как драйвер роста
- 1. Недвижимость и рынок недвижимости: вводные понятия
- 1.1. Экономическая сущность
- 1.2. Объекты недвижимости: структура и критерии классификации
- 2. Искусственные объекты (постройка):
- 1.3. Сущность и специфика рынка недвижимости
- 1.4. Управление недвижимым имуществом (сервейинг)
- 2. Институционализация рынка недвижимости в России
- 2.3. Рынок ипотечного кредита
- 3. Стоимость недвижимости: факторы и методы определения
- 3.1. Спрос и предложение как основные факторы стоимости недвижимости
- 3.2.2. Затратный подход
- 3.2.3. Доходный подход
- 4.1. Организационно-экономическая
- 4.2. Особенности лизинга недвижимости: преимущества и ограничения____
- 2. Финансирующие организации.
- 4.3. Перспективы развития
- 5. Основные сделки с недвижимым имуществом
- 5.1. Купля-продажа недвижимости
- 5.1.1. Общая характеристика и существенные условия договора купли-продажи недвижимости
- 5.1.2. Возникновение и прекращение прав на земельные участки в случае продажи находящейся на них недвижимости
- 5.1.4. Порядок передачи недвижимости по договору купли-продажи
- 5.1.5. Особенности купли-продажи земельных участков
- 5.2. Купля-продажа предприятия
- 5,2.1. Общая характеристика и значение
- 5.2.2. Существенные условия договора купли-продажи предприятия
- 5.2.3. Гарантии интересов кредиторов
- 5.2.4. Порядок подготовки, форма договора и передача предприятия
- 5.2.5. Последствия передачи и принятия предприятия с недостатками
- 5.3. Договор аренды зданий и сооружений
- 5.3.1. Общая характеристика
- 5.3.2. Существенные условия
- 5.3.3. Форма договора и порядок передачи арендованного имущества
- 5.4. Аренда земельных участков
- 5.4.1. Правовая природа норм об аренде земли
- 5.4.2. Особенности субъектного состава арендаторов земельных участков
- 5.4.3. Особенности существенных условий договора аренды земельных участков
- 5.5. Аренда предприятий
- 5.5.1. Общая характеристика договора аренды предприятий
- 5.5.2. Предмет и особенности содержания договора аренды предприятий
- 6. Направления и механизмы
- 6.1. Государственное регулирование рынка недвижимости: теоретические основы и мировой опыт
- 6.3. Налоговые методы регулирования рынка недвижимости
- 6.4. Государственное регулирование рынка жилой недвижимости в условиях посткризисного развития
- 7. Инструменты и технологии инвестирования в недвижимость
- 7.1. Роль и значение недвижимости как объекта инвестирования
- 7,3. Привлечение пенсионных накоплений в систему ипотечного кредитования
- 7.4. Ипотечные ценные бумаги
- 7.4.1. Ипотечные ценные бумаги и их свойства
- 7.4.2. Риски досрочного погашения и способы их снижения
- 7.4.3. Российские ипотечные бумаги______
- 7,4.6. Права держателей ипотечных облигаций
- 7.4.7. Структура ипотечной сделки_______
- 7.4.9. Преимущества российских ипотечных бумаг
- 7.4.10. Прогнозируемые темпы роста и планы развития
- 1. Недостаток информации
- 2. Недостаточное развитие банковского инвестиционного бизнеса
- 3. Неразвитость рынка вторичной ипотеки и конкуренции