logo
Биржевое дело

8.1. Функции брокерских фирм

Во время биржевой сессии в торговом зале находится одновременно множество лиц, так или иначе участвующих в биржевых операциях. Среди них можно выделить две группы: служащие биржи и непосредственно торговцы.

Участники, ведущие торговлю и физически присутствующие в зале, это, как правило, члены биржи. Ими могут быть торговцы, ведущие операции за счет клиентов. В США их называют брокеры в торговом зале(floor brokers), а в Англии — просто брокеры. Другая группа участников — независимые торговцы, осуществляющие операции за собственный счет. В Великобритании эта категория участников называется дилерами(dealers), aв США — местными(locals).

Основная задача посредников, занятых во фьючерсной торговле, — оказание различного рода услуг своим клиентам:

• прием, передача и исполнение приказов на биржевые операции;

• внесение депозита и маржи в расчетную палату;

• ведение счетов и отчетности;

• предоставление информации о состоянии рынка;

• консультации для клиентов.

Как уже отмечалось, среди участников биржевой торговли прежде всего выделяются фьючерсные комиссионные купцы(futures commision merchants) — ФKM.Эта категория посредников уполномочена оказывать все виды услуг клиентам. Например, в США эта посредническая биржевая отрасль включает свыше 400 ФКМ, имеющих более 50 тыс. торговых представителей по всему миру. ФКМ, большинство из которых имеет членские привилегии на одной и более фьючерсных биржах, обеспечивают исполнение услуг и действуют как клиринговые агенты по сделкам своих клиентов. ФКМ действуют так же как клиринговые агенты для многих членов бирж, которые совершают свои собственные сделки, но не являются клиринговыми фирмами. Некоторые ФКМ занимаются только фьючерсной торговлей, другие предоставляют полный комплекс брокерских услуг, включающий операции с акциями, облигациями и другими финансовыми инструментами. Хотя работа ФКМ в последние годы стала более диверсифицированной, для большинства основными функциями являются исполнение приказов, ведение учета и клиринг.

Подобные комиссионные дома могут быть представлены разными видами фирм и организаций как специализированных, так и неспециализированных.

Среди неспециализированных выделяются крупные инвестиционные банки. Для них фьючерсные операции не являются единственной сферой деятельности, в то же время они оказывают серьезное воздействие на биржевую торговлю. "Среди них особенно активны американские банки, такие, как "Хаттон", "Меррил Линч" и др.

В число крупнейших комиссионных домов входят также торговые компании, работающие с реальным товаром. Многие из них участвуют и во фьючерсной торговле. Так, например, американская компания "Каргил", торгующая зерновыми, ведет большой объем фьючерсных операций на биржах США. Фирма "Интернэшнл прешиоз металз" проводит как реальные, так и фьючерсные операции с рядом цветных и драгоценных металлов.

Наконец, во фьючерсной торговле есть и крупные специализированные фирмы, работающие только на срочных рынках. Это, например, "Контикоммодити сервис", являющаяся членом всех ведущих товарных бирж мира и имеющая более 30 отделений в США и в других странах.

Ведущие брокерские фирмы оказывают огромное влияние на состояние биржевой торговли. Выполняя информационную и консультационную функцию, они влияют на поведение клиентов, причем весьма часто приспосабливают их деятельность к потребностям своей компании.

Рассмотрим, как решается клиентами вопрос о выборе брокерской фирмы. Безусловно, такое решение всякий раз является индивидуальным, но в то же время можно отметить некоторые общие моменты. Так, крупная компания, осуществляющая торговлю большими объемами товаров, выберет скорее всего две-три брокерские фирмы, имеющие опыт работы с крупными заказами. Компания меньших размеров, возможно, предпочтет работать со средней брокерской фирмой, у которой хотя и более высокие комиссионные, но больше времени на анализ рынка и работу с каждым клиентом.

Учитывается также и специализация брокеров. В биржевой торговле нефтью на биржах Нью-Йорка и Лондона есть брокеры, работающие с нефтепромышленниками, и брокеры, оказывающие услуги индивидуальным спекулянтам.

Выбирая не одного, а нескольких брокеров, фирма может через одного из них размещать свои заказы на сделки, а от другого получать информацию о рынке и консультации. Кроме того, многие фирмы предпочитают иметь нескольких брокеров с тем, чтобы ни один из них не имел полного представления об операциях клиента.

Иногда фирмами учитывается и такой фактор, как система оплаты, которую брокерская фирма применяет для своих служащих. Используется два варианта: базовый оклад плюс бонус, зависящий от полученной им прибыли, либо определенная доля от всех полученных брокером сумм комиссионных.