logo
Биржевое дело

5.4. Проблемные ситуации с маржей

 

Как было показано выше, проблемы с маржой возникают, когда на счете недостаточно средств для ведения операций либо когда неблагоприятное движение цен уменьшает внесенную первоначальную маржу. В любом случае во избежание серьезных финансовых потерь для брокерского дома требования о дополнительных средствах должны выполняться быстро и в полном объеме.

На практике ведение счетов различается в зависимости от ситуации. Обычно фьючерсные биржи требуют от своих членов собирать первоначальную и вариационную маржу с клиентов в течение "разумного периода времени". Эта расплывчатая формулировка имеет основание, поскольку существует множество видов клиентов, время на перевод денег в различных географических зонах и т.д. В большинстве случаев период больше нескольких дней не считается разумным с точки зрения биржи.

Для брокерских домов задержки нежелательны еще и потому, что они должны выполнять требования расчетной палаты о переводе маржи независимо от того, сделал это их клиент или нет.

У фирмы А, являющейся клиринговой фирмой Чикагской товарной биржи, имеется клиент X. В понедельник клиент открывает новую длинную позицию на 50 фьючерсных контрактов по июньским швейцарским франкам. Биржевая маржа и маржа расчетной палаты составляют 2 тыс. долл. за контракт (100 тыс. долл. всего). В результате позиция клиента Х у фирмы А увеличилась на 50 фьючерсных контрактов, а позиция фирмы А в расчетной палате Чикагской биржи увеличилась на 50 фьючерсных контрактов.

Во вторник утром фирма А должна внести 100 тыс. долл. в расчетную палату независимо от того, получила ли она 100 тыс. долл отклиента X. Если средства не поступили, то положение фирмы А незавидное, так как имеется необеспеченная позиция по 50 контрактам и изъяты 100 тыс. долл. из рабочего капитала фирмы. Та же проблема возникнет для фирмы А и в случае, если эти 100 тыс. долл. будут вариационной маржой.

Поэтому брокерские дома могут требовать (и многие делают это), чтобы первоначальная маржа уже находилась на счете клиента до открытия новой позиции. В то же время требования о вариационной марже возникают неожиданно. Если брокерская фирма не может переговорить с клиентом или если платежеспособность клиента сомнительна, то фирма находится в сложной ситуации.

На практике брокерские фирмы устанавливают более короткие сроки для крупных клиентов (особенно институциональных клиентов), которые ежедневно должны пополнять свои счета, если это необходимо, и более либеральные сроки для индивидуальных клиентов, чья платежеспособность не вызывает сомнений.

Если брокерская фирма решила предпринять действия в отношении клиента с дефицитным счетом, то типичная процедура выглядит следующим образом: клиенту делается уведомление — устное и письменное о дефиците на счете и о том, что непоступление средств приведет к ликвидации позиции согласно условиям соглашения с клиентом. Если средства не получены, брокерская фирма приступает к реализации ценных бумаг этого клиента, находящихся на депозите. Если и этих средств недостаточно, фирма может перевести избыточные средства с других счетов данного клиента. Если же и этих мер будет недостаточно, фирма может закрыть позицию.

После закрытия позиции все остающиеся средства переводятся на счет клиента.

В США в периоды неустойчивости рынка расчетная палата может потребовать от своих фирм-членов внести дополнительное обеспечение в любое время торгов, чтобы получить дополнительные гарантии. Фирмы—члены расчетной палаты должны сделать это в течение часа, используя телеграфный перевод. Этасумма предназначается для обеспечения счетов в течение дня и не заносится на счет первоначального депозита.